Статья 'Взаимосвязь вопроса об универсалиях и различных вопросов христианской философии' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Взаимосвязь вопроса об универсалиях и различных вопросов христианской философии

Шульц Дмитрий Николаевич

кандидат экономических наук

доцент, кафедра Информационных технологий и математических методов в экономике, Пермский государственный национальный исследовательский университет

614000, ул.Букирева, д.15

Shul'ts Dmitrii Nikolaevich

PhD in Economics

614000, ul.Bukireva, d.15

shultz@prognoz.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2013.10.9785

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-4.8-2013


Аннотация: В статье рассматривается формирование христианских доктрин с позиции средневекового спора об универсалиях. В результате установлено, что категории общего и частного являются краеугольными для христианской теологии, антропологии, сотериологии, экклезиологии. Показано, что при формировании церковного учения о Троице христианские авторы пытались избежать крайностей реализма и номинализма в философии и крайностей абсолютного монотеизма и многобожия в теологии. В результате сложилось специфическое понимание личности, ставшее основой христианской антропологии. Также различные христианские доктрины о спасении можно представить следствием из различных философских концепций: католическую и православную – умеренного реализма, реформаторскую (протестантскую) – номинализма. Наконец, в учении о церкви позиции католичества и православия расходятся кардинально: первое придерживается реалистических установок, второе – номиналистических. Таким образом, можно понять, почему спор об универсалиях играл ключевую роль в философии Средних веков – по сути, ответ на вопрос о соотношении общего и частного является философским базисом для всех христианских догматов.


Ключевые слова:

Христианская философия, спор об универсалиях, Средневековая философия, личность, учение о Троице, учение о спасении, учение о церкви, христология, патристика, общее и частное

Библиография
1. Richardus S. Victoris. De Trinitate Libri Sex // PL. V.196. Col. 0887-0992B. Paris, 1855
2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. – М.: Мысль, 1976.
3. Афанасий Великий. 4 послания к Серапиону // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья. – М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1903. C. 3 – 91.
4. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. С.416.
5. Василий Великий. Против Евномия // Творения: в 2 т. Том первый. – М.: Сибирская благозвонница, 2008. С.169 – 319.
6. Григорий Богослов. Слова // Творения. Т.1. – М.: Сибирская благозвонница, 2007. С.896.
7. Платон. Собрание сочинений в 4 т. – М.: Мысль, 1990.
8. Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля // Аристотель. Категории. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939. С.84.
9. Тертуллиан. Против Праксея // Творенiя Тертуллiана. Часть четвертая. – СПб, 1850. С.127-198.
10. Фома Аквинский. Сумма теологии. – Киев: Ника-Центр, 2002-2013
11. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. С.256.
12. Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.320.
13. Бирюков Д.С. Проблема универсалий в византийской философии. – СПб.: ГУАП, 2011. С.28
14. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. – М.: Языки славянских культур, 2012. С.384
15. Грибановский М. Лекции по введению в круг богословских наук. – Киев: Пролог, 2003. С.252.
16. Завершинский Г. Богословие диалога: отношение людей в вещественном мире // Церковь и время, №2 (51), 2010. С.195 – 208.
17. Завершинский Г. Богословие диалога: тринитарный подход // Церковь и время, №2 (31), 2005. С.62 – 77.
18. Зизиулас И. Бытие как общение: очерки о личности и Церкви. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. С.280.
19. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2005. С.781.
20. Карсавин Л.П. Святые Отцы и Учителя Церкви. – М.: Изд-во МГУ, 1994. С.176.
21. Концепции человеческой личности в богословии и религиозном сознании Нового и Новейшего времени. – М.: ИВИ РАН, 2008. С.189.
22. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М.: 2003. С.494.
23. Курт Ф. Бог троичной любви. – М.: Христианская Россия, 2010. С.320.
24. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Боговидение. – Минск: Белорусский экзархат, 2007. С.400 – 410.
25. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие – М.: Центр "СЭИ", 1991. С.288.
26. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М.: УРСС, 2009. С.296.
27. Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Возникновение кафолической традиции [100-600]. Том 1. – М.: Духовная библиотека, 2007. С.375.
28. Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Дух восточного христианства [600-1700]. Том 2. – М.: Духовная библиотека, 2009. С.317.
29. Рагулин И.Р., Самсонов В.В. О возможном влиянии на Боэция традиций каппадокийского богословия // www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02260030.htm
30. Рассел Б. История западной философии. – СПб.: Азбука, 2001. С.958.
31. Суини М. Лекции по средневековой философии. – М.: Греко-латинский кабинет, 2001. С.304.
32. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. С.482.
33. Уильямс Р. Богословие В.Н. Лосского: изложение и критика. – Киев: ДУХ I ЛIТЕРА, 2009. С.336.
34. Фишер Н. Философское вопрошание о Боге. – М.: Христианская Россия, 2004. С.415.
35. Чурсанов С.А. Понятие лица () в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов// Церковь и время, №2 (39), 2007. С.92-112.
36. Шёнборн К. Икона Христа. Богословские основы. – М.: Христианская Россия, 1999. С.232.
37. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.592
38. Прохоров М.М. Онтология: «бытие и небытие» или «бытие и сущее»? // NB: Философские исследования. - 2013. - 5. - C. 1 - 102. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_284.html
39. Корень Р.В. Триединые системы как метаязык картины мира // NB: Философские исследования. - 2013. - 8. - C. 70 - 116. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_722.html
References
1. Richardus S. Victoris. De Trinitate Libri Sex // PL. V.196. Col. 0887-0992B. Paris, 1855
2. Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. – M.: Mysl', 1976.
3. Afanasii Velikii. 4 poslaniya k Serapionu // Tvoreniya izhe vo svyatykh ottsa nashego Afanasiya Velikago, Arkhiepiskopa Aleksandriiskago. Chast' tret'ya. – M.: Svyato-Troitskaya Sergeeva Lavra, 1903. C. 3 – 91.
4. Boetsii. «Uteshenie filosofiei» i drugie traktaty. – M.: Izdatel'stvo LKI, 2010. S.416.
5. Vasilii Velikii. Protiv Evnomiya // Tvoreniya: v 2 t. Tom pervyi. – M.: Sibirskaya blagozvonnitsa, 2008. S.169 – 319.
6. Grigorii Bogoslov. Slova // Tvoreniya. T.1. – M.: Sibirskaya blagozvonnitsa, 2007. S.896.
7. Platon. Sobranie sochinenii v 4 t. – M.: Mysl', 1990.
8. Porfirii. Vvedenie k «Kategoriyam» Aristotelya // Aristotel'. Kategorii. – M.: Gosudarstvennoe sotsial'no-ekonomicheskoe izdatel'stvo, 1939. S.84.
9. Tertullian. Protiv Prakseya // Tvoreniya Tertulliana. Chast' chetvertaya. – SPb, 1850. S.127-198.
10. Foma Akvinskii. Summa teologii. – Kiev: Nika-Tsentr, 2002-2013
11. Armstrong A.Kh. Istoki khristianskogo bogosloviya. Vvedenie v antichnuyu filosofiyu. – SPb.: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2006. S.256.
12. Berkkhov L. Istoriya khristianskikh doktrin. – SPb.: Bibliya dlya vsekh, 2000. S.320.
13. Biryukov D.S. Problema universalii v vizantiiskoi filosofii. – SPb.: GUAP, 2011. S.28
14. Bredshou D. Aristotel' na Vostoke i na Zapade: Metafizika i razdelenie khristianskogo mira. – M.: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2012. S.384
15. Gribanovskii M. Lektsii po vvedeniyu v krug bogoslovskikh nauk. – Kiev: Prolog, 2003. S.252.
16. Zavershinskii G. Bogoslovie dialoga: otnoshenie lyudei v veshchestvennom mire // Tserkov' i vremya, №2 (51), 2010. S.195 – 208.
17. Zavershinskii G. Bogoslovie dialoga: trinitarnyi podkhod // Tserkov' i vremya, №2 (31), 2005. S.62 – 77.
18. Ziziulas I. Bytie kak obshchenie: ocherki o lichnosti i Tserkvi. – M.: Svyato-Filaretovskii pravoslavno-khristianskii institut, 2006. S.280.
19. Zotov A.F. Sovremennaya zapadnaya filosofiya. – M.: Vysshaya shkola, 2005. S.781.
20. Karsavin L.P. Svyatye Ottsy i Uchitelya Tserkvi. – M.: Izd-vo MGU, 1994. S.176.
21. Kontseptsii chelovecheskoi lichnosti v bogoslovii i religioznom soznanii Novogo i Noveishego vremeni. – M.: IVI RAN, 2008. S.189.
22. Koplston F. Istoriya filosofii. Srednie veka. – M.: 2003. S.494.
23. Kurt F. Bog troichnoi lyubvi. – M.: Khristianskaya Rossiya, 2010. S.320.
24. Losskii V.N. Bogoslovskoe ponyatie chelovecheskoi lichnosti // Bogovidenie. – Minsk: Belorusskii ekzarkhat, 2007. S.400 – 410.
25. Losskii V.N. Ocherk misticheskogo bogosloviya vostochnoi tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie – M.: Tsentr "SEI", 1991. S.288.
26. Maiorov G.G. Formirovanie srednevekovoi filosofii. Latinskaya patristika. – M.: URSS, 2009. S.296.
27. Pelikan Ya. Khristianskaya traditsiya. Istoriya razvitiya veroucheniya. Vozniknovenie kafolicheskoi traditsii [100-600]. Tom 1. – M.: Dukhovnaya biblioteka, 2007. S.375.
28. Pelikan Ya. Khristianskaya traditsiya. Istoriya razvitiya veroucheniya. Dukh vostochnogo khristianstva [600-1700]. Tom 2. – M.: Dukhovnaya biblioteka, 2009. S.317.
29. Ragulin I.R., Samsonov V.V. O vozmozhnom vliyanii na Boetsiya traditsii kappadokiiskogo bogosloviya // www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02260030.htm
30. Rassel B. Istoriya zapadnoi filosofii. – SPb.: Azbuka, 2001. S.958.
31. Suini M. Lektsii po srednevekovoi filosofii. – M.: Greko-latinskii kabinet, 2001. S.304.
32. Tatarkevich V. Istoriya filosofii. Antichnaya i srednevekovaya filosofiya. – Perm': Izd-vo Perm. un-ta, 2000. S.482.
33. Uil'yams R. Bogoslovie V.N. Losskogo: izlozhenie i kritika. – Kiev: DUKh I LITERA, 2009. S.336.
34. Fisher N. Filosofskoe voproshanie o Boge. – M.: Khristianskaya Rossiya, 2004. S.415.
35. Chursanov S.A. Ponyatie litsa () v Svyashchennom Pisanii i v filosofsko-terminologicheskom kontekste nachala epokhi Vselenskikh Soborov// Tserkov' i vremya, №2 (39), 2007. S.92-112.
36. Shenborn K. Ikona Khrista. Bogoslovskie osnovy. – M.: Khristianskaya Rossiya, 1999. S.232.
37. Shishkov A.M. Srednevekovaya intellektual'naya kul'tura. – M.: Izdatel' Savin S.A., 2003. S.592
38. Prokhorov M.M. Ontologiya: «bytie i nebytie» ili «bytie i sushchee»? // NB: Filosofskie issledovaniya. - 2013. - 5. - C. 1 - 102. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_284.html
39. Koren' R.V. Triedinye sistemy kak metayazyk kartiny mira // NB: Filosofskie issledovaniya. - 2013. - 8. - C. 70 - 116. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_722.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.