Статья 'Бои за эсхатологию в Европе XVI в.: французский философ, теолог и астролог Ришар Русса (Richard Roussat) против апокалипсизма Реформации' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Бои за эсхатологию в Европе XVI в.: французский философ, теолог и астролог Ришар Русса (Richard Roussat) против апокалипсизма Реформации

Самотовинский Дмитрий Владимирович

Кандидат исторических наук

доцент, кафедра истории и культурологии, Ивановский государственный химико-технологический университет

Samotovinskii Dmitrii Vladimirovich

samotov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2011.12.8497

Дата направления статьи в редакцию:

17-11-2011


Дата публикации:

1-12-2011


Аннотация: В статье рассматривается взгляд католического мыслителя Р. Русса на современную эпоху и будущее человечества сквозь призму эсхатологии, демонстрируется антиреформаторская направленность его эсхатологической концепции. Рассуждения Р. Русса о "конце времён" опирались на средневековую традицию мысли (Р. Бэкон, П. д’Айи и др.), в рамках которой имел место любопытный синтез ортодоксальной эсхатологии и астрологии. Используя астрологические выкладки, Р. Русса предпринял попытку дискредитации апокалипсизма, характерного для различных течений Реформации, и создания альтернативной эсхатологической перспективы. В рамках этой перспективы апокалипсис переносился из ближайшего будущего в будущее более удалённое и деактуализировался, в результате чего подрывалась вся эсхатологическая логика Реформации, предполагавшая восприятие современности как «последних времён», эпохи Антихриста, а также скорую и воодушевляющую на подвижничество развязку Истории. Опыт исследования творчества Р. Русса даёт дополнительные аргументы в пользу того, что отдаление горизонта эсхатологических ожиданий было специфической тенденцией, характерной для католического мировоззрения эпохи Реформации.


Ключевые слова:

Культурология, астрология, апокалипсизм, эсхатология, анабаптизм, милленаризм, Антихрист, Реформация, католицизм, теология

Библиография
1. Barnes R. Images of Hope and Despair: Western Apocalypticism ca. 1500—1800 // The Continuum History of Apocalypticism / Ed. by B. McGinn, J. J. Collins, S. J. Stein. New York: Continuum International Publishing Group, 2003. P. 323—353.

2. Baumgartner F. J. Longing for the End: A History of Millennialism in Western Civilization. New York: Palgrave Macmillan, 2001.

3. Clark S. Thinking with demons: the idea of witchcraft in early modern Europe. Oxford; New York: Oxford University Press, 1999.

4. Cottret B. Calvin: A Biography / Tr. by M. Wallace McDonald. Edinburgh: T &T Clark, 2003.

5. Crouzet D. Les guerriers de Dieu: la violence au temps des troubles de religion, vers 1525—vers 1610. Seyssel: Champ Vallon, 2005.

6. Cunningham A., Grell O. P. The Four Horsemen of the Apocalypse: religion, war, famine, and death in Reformation Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

7. Delumeau J. La peur en Occident, XVIe—XVIIIe siècles: une cité assiégée. Paris: Le livre de poche, 1980.

8. Grisar H. Luther: 5 vols / Tr. by E. M. Lamond. London, 1913—1916. Vol. 5. 1916.

9. La Croix du Maine F. de, Du Verdier A. Les bibliothéques françoises de La Croix du Maine et de Du Verdier, sieur de Vauprivas: en 6 t. / Ed. par M. Rigoley de Juvigny. Paris: chez Saillant & Nyon; Michel Lambert, 1772. T. 2.

10. Leoni E. Nostradamus and His Prophecies. Mineola; New York: Dover Publications, 2000.

11. Mills J. A. Control: A History of Behavioral Psychology. New York: NYU Press, 2000.

12. Oberman H. A. The Reformation: Roots and Ramifications. New York: T&T Clark, 2004.

13. Peach T. Un astrologue anti-luthérien en 1531. Pierre Turrel, Le période du monde // Bulletin de l'Association d'étude sur l'humanisme, la réforme et la renaissance. 2002. Vol. 55.

14. Roussat R. Livre de l'estat et mutation des temps, prouvant par authoritez de l'Escripture saincte & par raisons astrologales, la fin du monde estre prochaine. Lyon: chez Guillaume Rouillé, 1550.

15. Rus M. De la conception à l'au-delà: textes et documents français d'un siècle qui n'en est pas un (1450—1550) Amsterdam: Rodopi, 1995.

16. Smoller L. Apocalyptic Calculators of the Later Middle Ages // Knowing the Time, Knowing of a Time. 3rd Annual Conference of the Center for Millennial Studies, Boston University, December 6—8. 1998. Boston, 1998. P. 1—8. URL: http://www.bu.edu/mille/publications/Confpro98/SMOLLER.PDF

17. Taylor L. The Influence of Humanism on Post-Reformation Catholic Preachers in France // Renaissance Quarterly. 1997. Vol. 50. № 1. P. 119—135.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.