|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Афанасенко Я.А.
Амбивалентность вины: антропологический аспект
// Философия и культура.
2013. № 9.
С. 1258-1269.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.9.6978 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=6978
Амбивалентность вины: антропологический аспект
Афанасенко Яна Александровна
кандидат философских наук
доцент, кафедра культурологии, Пермский государственный институт искусства и культуры
614030, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Вильямса, 53 Б, кв. 7
Afanasenko Yana Aleksandrovna
PhD in Philosophy
Associate professor of the Department of Cultural Studies at Perm State Institute of Art and Culture.
614030, Russia, Permskii krai, g. Perm', ul. Vil'yamsa, 53 B, kv. 7
|
blyambimbombam@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.9.6978
Дата направления статьи в редакцию:
18-12-1969
Дата публикации:
1-4.32-2013
Аннотация:
Объект нашего исследования – личная вина как феномен культуры, предмет – амбивалентность вины. Цель работы заключается в том, чтобы выяснить, какие противоположные значения охватывает концепт вины и какова обусловленность этих значений культурным контекстом. Теоретические основания этого исследования включают символическую интерпретацию культуры Э.Кассирером, юнгианский и хорнианский психоанализ, историческую синтагму А.Дугина. Т.к. для нас проблема вины – это проблема самопонимания, самотождественности в экзистенциальном смысле, ее решение соотносится или с личной ответственностью, или с наказанием. Мы предлагаем собственное определение вины и амбивалентности, где вина – прежде всего, смысложизненный феномен, экзистенциал, обращенный к подлинному бытию человека, а амбивалентность – категория, фиксирующая сущность бытия человека в культуре, особенно в культуре Модерна. Переживание вины в экзистенциальном смысле означает самообвинение/самоукорение/совестливость. Ядром этого смысла является возлагание ответственности за зло на себя, которое противостоит самооправданию и может стать условием прощения себя и другого. Т.к. данное значение вины актуализируется только в символическом контексте, можно говорить об особой роли языка религии, философии и психоанализа в современной культуре: именно они позволяют человеку сохранить связь с трансценденцией, смысложизненным вопрошанием, устремленностью к некоему нравственно окрашенному высшему принципу, с одной стороны, и конструктивным переживанием «теневой» стороны собственного естества, с другой. Противоположное экзистенциальному пониманию вины – невротическая вина, или вина как уличающее самообвинение. Главной ее особенностью является проективный характер, т.е. вынесенность вовне, что связано с возлаганием ответственности за зло на других, их обвинением и наказанием. Подобное переживание вины характерно для человека, не обремененного опытом символического переживания культуры. Т.к. современная культурная ситуация – это ситуация, которая в большей степени располагает к семиотической интерпретации культуры, ее освоению на уровне знаков, уличающее самообвинение становится доминантным дискурсом. Таков основной вывод.
Ключевые слова:
Культурология, вина, амбивалентность, ответственность, наказание, свобода, культура, психоанализ, символ, знак
Библиография
1. Библия. М.: Издание Всесоюзного Совета Евангельских Христиан – Баптистов, 1968.
2. Делез Ж. Логика смысла. - М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998.
3. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М: Книга, 1991.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Республика; Культурная революция, 2006.
5. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический проект; Трикста, 2010.
6. Игумен Евмений Самоукорение и невротическое чувство вины. Цит. по http://magazine.mospsy.ru/nomer8/s05.shtml
7. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А.Ильин. - М: Эксмо, 2008.
8. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М.: Гардарика, 1998
9. Лопухина Е.В. Точка зрения: чувство вины: духовность или незрелость. Цит. по http://www.psynavigator.ru/articles
10. Психоанализ и культура: Избранные труды К.Хорни и Э.Фромма. – М.: Юрист, 1995.
11. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. - М.: Искусство, 1996.
12. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – СПб: Речь, 2000.
13. К.Хорни Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997.
14. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.
15. Юнг К. Бог и бессознательное. - М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
16. Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996.
17. Юнг К. Поздние мысли: миф, тайна, душа. Цит. по http://jungland.ru/node/2188
18. Юнг К. Послевоенные психические проблемы Германии. Цит. по http://jungland.ru/node/2188
19. Юнг К. Человек и его символы. Цит. по http://jungland.ru
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|