|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Даниелян Н.В.
Роль конструктивизма в условиях перехода от информационного общества к обществу знания
The Role of Constructivism at the Transition Period from Information to Knowledge Society
// Философия и культура.
2012. № 10.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.10.6606 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=6606
Роль конструктивизма в условиях перехода от информационного общества к обществу знания
The Role of Constructivism at the Transition Period from Information to Knowledge Society
Даниелян Наира Владимировна
доктор философских наук
профессор, кафедра философии, социологии и политологии, Национальный исследовательский университет "МИЭТ"
124575, Россия, г. Москва, Зеленоград, ул. Зеленоград, 904
Danielyan Naira Vladimirovna
Doctor of Philosophy
Professor, the Department of Philosophy, Sociology and Political Science, National Research University of Electronic Technology
124498, Russia, Moscow Oblast, Zelenograd, Ploshad Shokina 1
|
vend22@yandex.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.10.6606
Дата направления статьи в редакцию:
17-09-2012
Дата публикации:
1-10-2012
Аннотация:
Аннотация: В данной статье рассматривается возрастание роли конструктивизма в процессе перехода от информационного общества к “обществу знания”. Автором проводится анализ понятия “общество знания” на основании работ разных философов и устанавливается, что основным отличием информационного общества от “общества знания” становится подключение ненаучного знания, поскольку в новом типе общества постепенно стираются разграничительные “линии” между наукой, обществом и социальной культурой. На основании исследования взглядов некоторых выдающихся философов на процесс образования в статье проводится мысль, что целью образования становится формирование всего человека, что означает отказ от использования формальной информации и возрастание роли “живого знания”. Автор приходит к выводу, что конструирование как одна из форм организации знания означает способность сконструировать соответствующую целям человека новую упорядоченность, в идеале - еще не освоенного мира. Вследствие этого в “обществе знания” познание понимается как включенное в реальность, которая все более превращается в конструкт научно-познавательной деятельности субъекта.
Review: The article considers the increasing role of constructivism in the transition process from information to knowledge society. The author analyses knowledge society concept on the basis of different philosophers’ works and ascertains that including non-scientific knowledge is becoming the main difference of these two types of societies. The reason of this process is disappearance of differentiating lines among science, community and social culture. The analysis of some great philosophers’ ideas concerning the education process suggests an idea that the purpose of education is forming the whole personality. It means the refusal from usage of formal information and increasing “human knowledge” role. The author makes a conclusion that construction as one of the forms for knowledge organization supposes an ability to construct some new order corresponding to human purposes. Ideally it should be the order of undeveloped reality. As a result cognition in knowledge society should be understood as included in the reality which becomes a construct of a subject’s scientific and cognitive activity more and more.
Ключевые слова:
Философия, знание, общество, информация, познание, субъект, реальность, образование, наука, конструктивизм
Библиография
Список литературы:
1. Бехманн Н. Общество знания - краткий обзор теоретических поисков.// Вопросы философии. - М.: 2010. - №2. - С.113-126.
2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512с.
3. Горохов В.Г. Научно-техническая политика в обществе не-знания.// Вопросы философии. - М., 2007. - №12. - С.65-80.
4. Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний.// Логос. - М., 2007. - № 4 (61). - С.5-63.
5. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. - М.: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, 2010. - 208с.
6. Ефременко Д.В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы.// Вопросы философии. - М., 2010. - №1. - С.49-61.
7. Лекторский В.А. Философия, общество знания и перспективы человека.// Вопросы философии. - М., 2010. - №8. - С.30-34.
8. Польре Б. Когнитивный капитализм на марше.// Политический журнал. - М., 2008. - №2. - С.66-72.
9. Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Конструктивизм как умонастроение и как методология.// Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке./ Отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: “Канон
+” РООИ “Реабилитация”, 2009. - С.354-365.
10. Румянцев О.К. Воспроизведение и конструирование в европейской мысли.// Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования./ Отв. ред. О.К. Румянцев. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - С.289-400.
11. Bechmann G. Concepts of Information Society and the Social Function of Information.// Towards the Information Society./ Edited by G. Banse. - Berlin: Springer, 2000. - P.37-52.
12. Drucker P.F. Post-capital society. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993. - 232p.
13. Stehr N. Arbeit, Eigentum und Wissen: Zur Theorie von Wissengesellschaften. - Frankfurt-am-Main: Suhrkamp, 1994. - 261S.
14. Weingart P. Die Stunde der Wahrheit? Zum Verhältnis der Wissenschaft zu Politik, Wirtschaft und Medien in der Wissengesellschaft. - Weilerwist: Velbrück Wissenschaft, 2001. - 348S.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|