Статья 'Открытая форма в литературе и музыке: к диалогу с Умберто Эко' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Открытая форма в литературе и музыке: к диалогу с Умберто Эко

Переверзева Марина Викторовна

доктор искусствоведения

доцент, Высшая школа музыки им. А. Шнитке, Российский государственный социальный университет

107076, Россия, г. Москва, бул. Стромынка, 18/28

Pereverzeva Marina Viktorovna

Doctor of Art History

Associate Professor of the Department of Sociology and Philosophy of Culture of the A. Shnitke High School of Music of the Russian State Social University

107076, Russia, g. Moscow, bul. Stromynka, 18/28

melissasea@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2012.9.6168

Дата направления статьи в редакцию:

18-08-2012


Дата публикации:

1-9-2012


Аннотация: В начале ХХ столетия царила творческая атмосфера, сделавшая идею подвижности и неопределенности некогда стабильной и четко фиксированной художественной формы актуальной в разных сферах интеллектуальной деятельности человека. Феномен «открытой формы» художественного произведения изучали Адорно и Эко. Оригинальные методы Малларме, Джойса и других определили один из главных путей развития музыкального искусства второй половины ХХ века, а именно – создание музыкального мобиля и разработку алеаторики, в которых эстетическая концепция Эко получила яркое воплощение. Они широко использовали вышеописанные методы писателя-модерниста в своих музыкальных опусах и ссылались на Джойса как на художника, за которым должна следовать и музыка. Синтаксическая непоследовательность и смысловая разобщенность в сочинениях Джойса вдохновили Кейджа и Берио на создание условий неопределенности сочинения или исполнения, которой они стремились воплотить джойсовскую игру слов и звуков. Открытая форма-лабиринт воспроизведена в нескольких сочинениях Булеза и многих других авторов. Прежде меняющие очертания формы в музыке были редки и связаны с теми или иными обстоятельствами и традициями исполнения произведений. Музыкальные же мобили и алеаторика отвечали характерной для искусства ХХ века тенденции индивидуализации звукового материала и структуры, в каждом исполнении единичной и неповторимой по своему строению и последовательности изложения авторской мысли. Подвижность формы вследствие воздействия случайности не только на сам материал, но и способ его организации, привела к самым далеко идущим последствиям, поскольку мобильность формы означает допуск случайного уже на более высокий, композиционный, уровень, ранее считавшийся неприкосновенным. Открытая форма музыкальных произведений-в-движении способствовала поиску структурных решений и разработке новаторских стратегий формообразования, еще не устоявшихся, не откристаллизовавшихся и не закрепленных в композиторской практике и не ставших определенными типами.


Ключевые слова:

Культурология, открытый, форма, мобильный, подвижный, мобиль, алеаторика, импровизация, композиция, сочинение

Библиография
Булез П. Алеа / Пер. Б. Скуратова // Пьер Булез. Ориентиры I: Избранные статьи. М.: Логос-Альтера, 2004. С. 106–122.

Гарин И. Век Джойса. М.: ТЕРРА-книжный клуб, 2000. 620 с.

Денисов Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. С. 112–136.

Когоутек Ц. Алеаторика и музыка тембров // Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976. С. 236–254.

Кюрегян Т. Алеаторика // Теория современной композиции / Отв. ред. В. Ценова. М.: Музыка, 2005. С. 412–430.

Сапонов М. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982. 77 с.

Штокхаузен К. Изобретение и открытие (доклад о генезисе формы) / Пер. С. Савенко // ХХ век. Зарубежная музыка: Очерки и документы: Вып. 1 / Под ред. М. Арановского и А. Баевой. М.: Музыка, 1995. С. 40–42.

Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике / Пер. с ит. А. Шурбелева. СПб.: Академический проект, 2004. 384 с.

Arnason H. H. Calder. Princeton, New Jersey: Van Nostrand, 1966. 192 р.

Cage J. Silence. Middletown: Wesleyan University Press, 1961. 276 р.

Potter G. The Role of Chance in Contemporary Music. Diss., Ph.D. (music): Indiana University, 1971. 179 р.

Reynolds R. Indeterminacy: Some Considerations // Perspectives of New Music. 1965. Fall-Winter. Nr 4 (1). P. 136–140.

Simms B. Music of the Twentieth Century: Style and Structure. New York, London: Schirmer Books, Collier Macmillan Publishers, 1986. 450 p.

Smith Brindle R. The New Music. The Avant-garde since 1945. London, Oxford, New York: Oxford University Press, 1975. 206 p.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.