|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Д.П. Козолупенко
Причинность и коллективная память в мифопоэтическом и аналитическом типах мировосприятия
// Философия и культура.
2011. № 7.
С. 72-83.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=58526
Д.П. Козолупенко Причинность и коллективная память в мифопоэтическом и аналитическом типах мировосприятия
Аннотация:
тип причинности и тип коллективной памяти, доминирующие в обществе, дополняют друг друга, отвечая одновременно и за сохранение порядка (коллективная память с её опорой на ритуал и архетип — в мифопоэтике, принципы причинности и представление о закономерности — в аналитике) и за естественную изменчивость, присущую миру (соответственно, мифопоэтические принципы причинности и аналитическая коллективная память, т.е. письмо) — сохраняя тем самым возможность психологической адаптации человека в любой ситуации — как стабильной, так и нестабильной. Сознание и бессознательное играют здесь компенсаторную роль по отношению друг к другу: если представления о причинности основаны на представлении о порядке, как это происходит в аналитике, то коллективная память, соответственно, предполагает в первую очередь фиксацию исключений и требует развития письменности. Если же представления о причинности связаны с понятием исключительности (что характерно для мифопоэтики), то коллективная память, напротив, будет предполагать фиксацию однородного (временных циклов, пространственной организации, типажей и архетипов поведения и т.д.) и основываться на устной традиции.
Ключевые слова:
философия, принцип, причинность, память, дополнительность, письмо, мифопоэтика, аналитика, доминирование, мировосприятие
Abstract: The type of causality and the type of collective memory dominating in a society complete each
other because they keep order (collective memory, in particular, based on a ritual and archetype – in mythology,
causality principles and the idea of a regular pattern of phenomena – in analytics) and enable
natural changeability at the same time (consequently, mythological principles of causality and analytical
collective memory, i. e. writing. In a more general case, they ensure psychological adaptation of human to all
kinds of situations, both stable and instable ones. Consciousness and unconsciousness play a compensating
role here: if the concept of causality is based on the concept of order (as it is in analytics) than the collective
memory assumes fixation of exclusions and demand further development of writing. However, if the concept
of causality is related to the concept of exclusivity (which is typical for mythology) , then the collective
memory, on the contrary, shall assume fixation of the homogenous elements (time cycles, organization in
space, types and archetypes of behavior and etc.) and be based on verbal tradition.
Keywords: philosophy, principle, causality, memory, complementarity, letter, mythology, analytics, dominating, perception of the world.
Библиография
1. Леви-Стросс К.Печальные тропики. М.: АСТ; Львов: Инициатива, 1999.
2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки рус-ской культуры, 1999.
3. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000.
4. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М.: Наука, 1975.
5. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Терра, Республика, 1999.
6. Леви-Брюль Л.. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.
7. Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.
8. Платон, 1968-1972, II: 216-217
References
1. Levi-Stross K.Pechal'nye tropiki. M.: AST; L'vov: Initsiativa, 1999.
2. Lotman Yu.M. Vnutri myslyashchikh mirov. Chelovek — tekst — semiosfera — istoriya. M.: Yazyki rus-skoy kul'tury, 1999.
3. Derrida Zh. O grammatologii. M.: Ad Marginem, 2000.
4. Devidson B. Afrikantsy. Vvedenie v istoriyu kul'tury. M.: Nauka, 1975.
5. Levi-Stross K. Pervobytnoe myshlenie. M.: Terra, Respublika, 1999.
6. Levi-Bryul' L.. Pervobytnoe myshlenie. M.: Ateist, 1930.
7. Lobok A.M. Antropologiya mifa. Ekaterinburg: Bank kul'turnoy informatsii, 1997.
8. Platon, 1968-1972, II: 216-217
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|