|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Панаиотиди Э.Г.
Музыкальная выразительность: свойство или «неустранимая метафора»?
// Философия и культура.
2012. № 1.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.1.5262 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=5262
Музыкальная выразительность: свойство или «неустранимая метафора»?
Панаиотиди Эльвира Георгиевна
доктор философских наук
профессор, Северо-Осетинский государственный педагогический институт
362003, Россия, г. Владикавказ, ул. Маркса, 36
Panaiotidi El'vira Georgievna
Doctor of Philosophy
Professor, the department of General Humanitarian and Historical Sciences, North Ossetian State Pedagogical Institute
362003, Russia, Vladikavkaz, Marksa Street 36
|
eidos5@yandex.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.1.5262
Дата направления статьи в редакцию:
18-12-2011
Дата публикации:
1-1-2012
Аннотация:
Существует довольно широкий консенсус относительно представления о том, что семантическую основу музыки составляет субъективная сфера, эмоции и чувства человека. Но что мы конкретно подразумеваем, характеризуя музыку, не являющуюся наделенным сознанием существом, как веселую или грустную? Влиятельная и оригинальная концепция британского ученого Роджера Скрутона предлагает следующий ответ на этот вопрос. Эмотивные характеристики музыки метафоричны, причем эти метафоры неустранимы; они коррелируют не с объективными свойствами самой музыки, а с особым ментальным состоянием, которое не поддается вербализации. Критический анализ скрутоновской концепции, которому посвящена настоящая статья, подводит к выводу о необоснованности и спорности положений о конститутивной роли метафор в опыте музыкального восприятия и об их коррелировании с ментальным состоянием, обозначаемым Скрутоном как распознавание выражения
Ключевые слова:
Философия, Эмоции, Метафора, Выражение, Выразительные свойства, Скрутон, распознавание выражения, нравственное чувство, дистинкция звук-тон, эмотивные предикаты
Библиография
Кант, Имануил. Критика способности суждения. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1963-1966. Т. 5.
Boghossian, Paul A. On Hearing the Music in the Sound: Scruton on Musical Expression // Journal of Aesthetics and Art Criticism 60 (1), 2002. P. 117-129.
Budd, Malcolm. Musical Movement and Aesthetic Metaphors // British Journal of Aesthetics 43 (3), 2003. P. 209-223.
Budd, Malcolm. Aesthetic Realism and Emotional Qualities of Music // British Journal of Aesthetics 45 (2), 2005. P. 111-122.
Davidson, Donald. What Metaphors Mean // Inquiries into Truth and Interpretation, Oxford: Clarendon, 1982.
Dubiel, Joseph. Uncertainty, Disorientation, and Loss as Responses to Musical Structure // Andrew Dell’Antonio (ed.), Beyond Structural Listening? Postmodern Modes of Hearing. Berkeley: University of California Press, 2004. P. 173-200.
Kivy, Peter. The Corded Shell: Reflections on Musical Expression. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1980.
Scruton, Roger. The Aesthetic Understanding. Essays in the Philosophy of Art and Culture. Manchester: Carcanet Press, 1983.
Scruton, Roger. Musical Movement: A Reply to Budd // British Journal of Aesthetics 44 (2), 2004. P. 185-186.
Scruton, Roger. The Aesthetics of Music. Oxford: Oxford University Press, 1997.
Scruton, Roger. Replies to Critics // British Journal of Aesthetics 49 (4), 2009. P. 451-461.
Zangwill, Nick. Metaphor and Realism in Aesthetics // Journal of Aesthetics and Art Criticism 49 (1), 1991. P. 57-62.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|