|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Домников С.Д.
Аграрная обрядность и языковая культура
// Философия и культура.
2011. № 8.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.8.4006 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=4006
Аграрная обрядность и языковая культура
Домников Сергей Дмитриевич
старший научный сотрудник, Институт философии РАН
Domnikov Sergei Dmitrievich
|
domino-70@mail.ru
|
|
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.8.4006
Дата направления статьи в редакцию:
18-07-2011
Дата публикации:
1-8-2011
Аннотация:
В статье рассматривается отношение мифа и нарратива (повествования) в истории культуры. Исследуется переход к нарративным языковым формациям в земледельческих обществах. Разные версии «текстов растений (vita herbae)» рассматриваются в качестве как исходных магических формул, так и вполне завершенных нарративов. Магическая схема "человек/растение" в «текстах растений» обнаруживает возможность перехода от магического или транзитивного языка (язык-ergon) к коннотативному языковому строю (язык-energeia).
Ключевые слова:
Философия, культура, хозяйство, миф, язык, нарратив, магия, ритуал, синтаксис, текст
Библиография
Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки.. М., 2003. – С. 175-176.
Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М., 1998 Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1990
Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. Опыт реконструкции мировосприятия. М., 1984. Зубов А.Б. История религий. М. 1997. С. 99 и сл.
Барташевич Г.А. Циклы календарно-обрядового фольклора // Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск. 1993. С. 440-441;
Он же. Цикл весенний // Там же. С 439-440;
Он же. Цикл осенний // Там же. С 441. И др.
Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства, М., 1972
Ван-Ганнеп А. Обряды переходов. М., 1995.
Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период / Календарь в культуре народов мира. Сб.ст. М., 1993. С. 102-144;
Гринцер П.А. Умирающий и воскресающий бог // Мифы народов мира. М.; Минск; Смоленск, 1994. Т. 2. С. 547-548.
Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1986. С. 213.
Домников С.Д. Хозяйство и культура. М., 2008.
Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.
Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии.. СПб., 2003.
Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники). СПб, 2009
Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб.2002
Корниенко Т.В. Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. СПб., 2006..
Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М., 2007. Левинас Эм. Тотальность и бенсконечное // Избранное. Тотальность и бесконечное. М. СПб., 2000.
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М.1982. С. 251.
Маковский М.М. У истоков человеческого языка. М. 1995. С. 10.
Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.
Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.
Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. М., 2009.
Перепелкин Ю.Я. Частная собственность в представлении египтян Старого царства. М.–Л., 1966.
Он же. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988.
Пропп В.А. Русские аграрные праздники. Л., 1963;
Руднев В. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. М., 2000. Руднев В. От мифа к анекдоту // Slavic Almanac. Vol. 12. № 1. 2006. С. 4 и сл.
Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III–VIII династии). М., 1992.
Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.
Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания (К постановке проблемы) // Ранние формы искусства: Сборник статей. М., 1972. С. 31-75.
Токарев С.А., Тульцева Л.А. Астральные культы // Религиозные верования. М. 1993. С. 26-28
Толстой НИ. Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 141 и сл.
Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» // Труды по изучению знаковых систем. Т. V. Тарту, 1971
Топоров ВН. О «льняном» мифе в ареальной перспективе // Croatica-Slavica-Indoeuropaea. Wien. 1990. S. 245-261;
Тульцева Л.А. Аграрные культы // Религиозные верования. М. 1993. С. 11-13; Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989;
Уоткинс К. Аспекты индоевропейской поэтики // Новое в лингвистике. Т. XXI, М., 1988,Хлеб в народной культуре: Этнографические очерки. М., 2004.
верования древних египтян. СПб., 2005;
Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993. С. 259 и сл.
Цивьян Т.В. К мифологической интерпретации восточнороманского колядного текста «Плугошор» // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1984. С. 99.
Цивьян Т.В. Повесть конопли: к мифологической интерпретации одного операционного текста // Славянское и балканское языкознание. М. 1977;
Чеснов Я.В. По страницам работ С.А.Токарева о происхождении и ранних формах религии // Этнографическое обозрение. 1999. № 5. С. 22 и сл.
Шеркова Т.А . Рождение Ока Хора. Египет на пути к раннему государству. М., 2004.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1999. С. 64.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|