Статья 'Аграрная обрядность и языковая культура' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Аграрная обрядность и языковая культура

Домников Сергей Дмитриевич

старший научный сотрудник, Институт философии РАН

Domnikov Sergei Dmitrievich

domino-70@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2011.8.4006

Дата направления статьи в редакцию:

18-07-2011


Дата публикации:

1-8-2011


Аннотация: В статье рассматривается отношение мифа и нарратива (повествования) в истории культуры. Исследуется переход к нарративным языковым формациям в земледельческих обществах. Разные версии «текстов растений (vita herbae)» рассматриваются в качестве как исходных магических формул, так и вполне завершенных нарративов. Магическая схема "человек/растение" в «текстах растений» обнаруживает возможность перехода от магического или транзитивного языка (язык-ergon) к коннотативному языковому строю (язык-energeia).


Ключевые слова:

Философия, культура, хозяйство, миф, язык, нарратив, магия, ритуал, синтаксис, текст

Библиография
Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки.. М., 2003. – С. 175-176.

Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М., 1998 Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1990

Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. Опыт реконструкции мировосприятия. М., 1984. Зубов А.Б. История религий. М. 1997. С. 99 и сл.

Барташевич Г.А. Циклы календарно-обрядового фольклора // Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск. 1993. С. 440-441;

Он же. Цикл весенний // Там же. С 439-440;

Он же. Цикл осенний // Там же. С 441. И др.

Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства, М., 1972

Ван-Ганнеп А. Обряды переходов. М., 1995.

Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период / Календарь в культуре народов мира. Сб.ст. М., 1993. С. 102-144;

Гринцер П.А. Умирающий и воскресающий бог // Мифы народов мира. М.; Минск; Смоленск, 1994. Т. 2. С. 547-548.

Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1986. С. 213.

Домников С.Д. Хозяйство и культура. М., 2008.

Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.

Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии.. СПб., 2003.

Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники). СПб, 2009

Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб.2002

Корниенко Т.В. Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. СПб., 2006..

Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М., 2007. Левинас Эм. Тотальность и бенсконечное // Избранное. Тотальность и бесконечное. М. СПб., 2000.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М.1982. С. 251.

Маковский М.М. У истоков человеческого языка. М. 1995. С. 10.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. М., 2009.

Перепелкин Ю.Я. Частная собственность в представлении египтян Старого царства. М.–Л., 1966.

Он же. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988.

Пропп В.А. Русские аграрные праздники. Л., 1963;

Руднев В. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. М., 2000. Руднев В. От мифа к анекдоту // Slavic Almanac. Vol. 12. № 1. 2006. С. 4 и сл.

Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III–VIII династии). М., 1992.

Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.

Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания (К постановке проблемы) // Ранние формы искусства: Сборник статей. М., 1972. С. 31-75.

Токарев С.А., Тульцева Л.А. Астральные культы // Религиозные верования. М. 1993. С. 26-28

Толстой НИ. Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 141 и сл.



Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» // Труды по изучению знаковых систем. Т. V. Тарту, 1971

Топоров ВН. О «льняном» мифе в ареальной перспективе // Croatica-Slavica-Indoeuropaea. Wien. 1990. S. 245-261;

Тульцева Л.А. Аграрные культы // Религиозные верования. М. 1993. С. 11-13; Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989;

Уоткинс К. Аспекты индоевропейской поэтики // Новое в лингвистике. Т. XXI, М., 1988,Хлеб в народной культуре: Этнографические очерки. М., 2004.

верования древних египтян. СПб., 2005;

Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993. С. 259 и сл.

Цивьян Т.В. К мифологической интерпретации восточнороманского колядного текста «Плугошор» // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1984. С. 99.

Цивьян Т.В. Повесть конопли: к мифологической интерпретации одного операционного текста // Славянское и балканское языкознание. М. 1977;

Чеснов Я.В. По страницам работ С.А.Токарева о происхождении и ранних формах религии // Этнографическое обозрение. 1999. № 5. С. 22 и сл.

Шеркова Т.А . Рождение Ока Хора. Египет на пути к раннему государству. М., 2004.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1999. С. 64.




Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.