Статья 'Полемика феноменологов по проблемам онтологии и антропологии: «неспособность к разговору» (Гуссерль и Хайдеггер, 1928-1930-е гг.)' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Полемика феноменологов по проблемам онтологии и антропологии: «неспособность к разговору» (Гуссерль и Хайдеггер, 1928-1930-е гг.)

Михайлов Игорь Анатольевич

Институт философии РАН,109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр.1

Mikhailov Igor' Anatol'evich

Senior Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

109240, Russia, g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12, str.1

mihayyl.igor@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.4.18527

Дата направления статьи в редакцию:

29-03-2016


Дата публикации:

14-06-2016


Аннотация: Предметом исследования являются трансформации, происходящие в немецкой феноменологии 20–30-х гг. и, в частности, как меняется программа обоснования научного знания с ростом популярности антропологии и биологии. Подробно рассматриваются подходы к феноменологическому исследованию, предложенные Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером, а также внутренняя ситуация в феноменологическом сообществе того времени, требующая распределения исследовательских задач между его членами в соответствии с единым планом, идеалом единства воззрений, а также нуждающаяся в институциональном подкреплении. В статье использованы методы и методология историко-философской реконструкции, понятийного анализа, подход с позиций социологии знания. Новизна исследования заключается в разъяснении связи ранней гуссерлевской критики психологизма и антропологическими исследованиями начала века. В статье показывается, что в своей критике Гуссерль не делает различия между «антропологией», «философией жизни» и «экзистенц-философией», однако не находит никаких новых аргументов против этих новых форм философствования и оказывается не в состоянии вступить с ними в содержательную полемику. В статье также показано, что Гуссерль и Хайдеггер исходят из различного понимания того, что для философского исследования оказывается «изначальным»: онтология, строгая наука, или учение о человеке.


Ключевые слова:

Гуссерль, Хайдеггер, наука, феноменология, релятивизм, философия жизни, антропология, социология знания, онтология, учение о человеке

Abstract: The article deals with transformations that took place in the German phenomenology in the first decades of the XX Century and were stimulated by a discontinuity of the phenomenological idea of strict science and the growing popularity of anthropology and biology. The author focuses on the differences in Husserl’s and Heidegger’s phenomenological approaches and on the internal situation in the phenomenological community, which required thematic specialization of phenomenological research, commitment to a single theoretical paradigm and institutional reinforcement after Husserl’s retirement from Freiburg. The paper uses methods of historical and conceptual analysis along with an approach from the side of sociology of knowledge. It is shown that Husserl views anthropology in the light of his earlier relativism and psychologism critique. However, Husserl fails to distinguish between “anthropology”, “philosophy of life” and “existential philosophy” and does not find any new philosophical arguments against these new forms of philosophizing. The article also shows that Husserl and Heidegger are basing themselves on different understanding of what is "initial grounds” for the philosophical research: ontology, strict science, or the doctrine about humans.


Keywords:

Husserl, Heidegger, science, phenomenology, relativism, philosophy of life, anthropology, sociology of knowledge, ontology, human studies

Библиография
1. Гуссерль Э. Логические исследования. Ч. 1. Пролегомены к чистой логике / Под ред. и с предисл. С.Л. Франка. СПб., 1909. XVI, 224 с.
2. Михайлов И.А. Психологизм, релятивизм и антропология в феноменологической философии (1900-1920-е гг.) // Историко-философский ежегодник'2011. М., 2012. С. 289-312.
3. Blumenberg H. Beschreibung des Menschen. Frankfurt a.M., 2006, 918 S.
4. Heidegger M. Hegels Phänomenologie des Geistes. Freiburger Vorlesung Wintersemester 1930-31 // Martin Heidegger Gesamtausgabe. Frankfurt a.M., 1980. Bd. 32. VIII, 224 S.
5. Husserl E. Briefe an Roman Ingarden (Phaenomenologica 25). Den Haag, 1968. X, 188 S.
6. Husserl E. Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft. Haale (Saale), 1929. XIII, 299 S.
7. Husserl E. Husserliana. Dokumente. Bd. III. Briefwechsel. Teil 2. Die Münchener Phänomenologen. Dordrecht, 1994. XI, 293 S.
8. Husserl E. Husserliana. Dokumente. Bd. III. Briefwechsel. Teil 6. Philosophenbriefe. Dordrecht, 1994. XIII, 516 S.
9. Husserl E. Phänomenologie und Anthropologie // Philosophy and Phenomenological Research. 1941. vol. 2. No. 1. (Sep.) P. 1-14.
10. Ryle G. Review of Heidegger's Sein ind Zeit // Mind. 1929. Vol. 38. P. 355-370.
11. Schuhmann K. Husserl-Chronik. Denk- und Lebensweg Edmund Husserls. Den Haag, 1977. XXI, 516 S.
References
1. Gusserl' E. Logicheskie issledovaniya. Ch. 1. Prolegomeny k chistoi logike / Pod red. i s predisl. S.L. Franka. SPb., 1909. XVI, 224 s.
2. Mikhailov I.A. Psikhologizm, relyativizm i antropologiya v fenomenologicheskoi filosofii (1900-1920-e gg.) // Istoriko-filosofskii ezhegodnik'2011. M., 2012. S. 289-312.
3. Blumenberg H. Beschreibung des Menschen. Frankfurt a.M., 2006, 918 S.
4. Heidegger M. Hegels Phänomenologie des Geistes. Freiburger Vorlesung Wintersemester 1930-31 // Martin Heidegger Gesamtausgabe. Frankfurt a.M., 1980. Bd. 32. VIII, 224 S.
5. Husserl E. Briefe an Roman Ingarden (Phaenomenologica 25). Den Haag, 1968. X, 188 S.
6. Husserl E. Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft. Haale (Saale), 1929. XIII, 299 S.
7. Husserl E. Husserliana. Dokumente. Bd. III. Briefwechsel. Teil 2. Die Münchener Phänomenologen. Dordrecht, 1994. XI, 293 S.
8. Husserl E. Husserliana. Dokumente. Bd. III. Briefwechsel. Teil 6. Philosophenbriefe. Dordrecht, 1994. XIII, 516 S.
9. Husserl E. Phänomenologie und Anthropologie // Philosophy and Phenomenological Research. 1941. vol. 2. No. 1. (Sep.) P. 1-14.
10. Ryle G. Review of Heidegger's Sein ind Zeit // Mind. 1929. Vol. 38. P. 355-370.
11. Schuhmann K. Husserl-Chronik. Denk- und Lebensweg Edmund Husserls. Den Haag, 1977. XXI, 516 S.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.