Статья 'Роль религиозного синкретизма в современном обществе' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Роль религиозного синкретизма в современном обществе

Гаврилова Юлия Викторовна

кандидат философских наук

доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"

119121, Россия, Московская область, г. Москва, пер. Стремянный, 36, каб. 358

Gavrilova Yuliya Viktorovna

PhD in Philosophy

Associate Professor of the Department of Psychology Russian University of Economics. G.V. Plekhanov

119121, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, per. Stremyannyi, 36, kab. 358

julia.voitsuk@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.2.17812

Дата направления статьи в редакцию:

01-02-2016


Дата публикации:

17-03-2016


Аннотация: В современных условиях существования социума духовная сфера бытия подвергается трансформационным процессам. Особо активно изменяются структура и функции, как отдельных религий, так и целых религиозных систем. Одной из основных особенностей современного этапа эволюции религии является её тотальная синкретизация, влекущая за собой изменение специфики традиционных, классических функций религии. В статье исследуется функционирование религиозного синкретизма на современном этапе развития социума. Отмечается, что синкретические религии выполняют все функции «чистых» несинкретизированных религий, однако дополняют их рядом особенностей. Анализируется специфика воздействия религиозного синкретизма на различные сферы социального и духовного бытия; раскрываются особенности проявления религиозного синкретизма в полиэтнических регионах. Изучение функций религиозного синкретизма осуществляется на основе функционального подхода. Акцентируется внимание на том, что синкретизм необходимо рассматривать одновременно как процесс и как результат данного процесса. Отсюда возникает специфика функционирования синкретических религий, выявить которую возможно применяя метод компаративистского анализа. Компаративистский подход позволяет сравнивать функционирование религиозного синкретизма в различных условиях его проявления. В ходе исследования функций религиозного синкретизма, из которых складывается социальная роль синкретических религий, делается вывод, что вектор воздействия религиозного синкретизма на социум обладает как «положительной», так и «отрицательной» направленностью. Такая особенность функционирования религиозного синкретизма в современных условиях существования социума объясняется факторами его возникновения, условиями проявления и различными формами существования. Делается вывод, что синкретизация религий в современном обществе усиливается, а процессы формирования и распространения синкретических религиозных учений и культов приобретают тотальный характер.


Ключевые слова:

религиозный синкретизм, религия, религиозные системы, религиозное сознание, функции, сферы бытия, этноконфессиональное сознание, полиэтнические регионы, социальная роль, факторы

Abstract: The spiritual sphere of society is being subjected to the transformation process in modern conditions of its existence. The structure and function of both individual religions, and whole religious systems change the most actively. The main features of the present stage of the evolution of religion is its total syncretization, involving changes in the specificity of traditional, classical functions of religion. The article examines the functioning of religious syncretism at the present stage of development of society. It is noted that the syncretic religions perform all the functions of “clean” non-syncretic religions, but supplement them with a number of features. The author analyses the specific character of impact of religious syncretism on various spheres of social and spiritual life. The article reveals some peculiarities of manifestation of religious syncretism in multiethnic regions.The study of religious syncretism of functions is based on a functional approach. Attention is drawn to the fact that syncretism should be considered both as a process and as a result of this process. Therefore, the specificity of functioning of syncretic religions can be revealed by using the method of comparative analysis. Comparative approach allows comparing the functioning of religious syncretism in different conditions of its manifestation. The social role of syncretic religions emerges from functions of religious syncretism. The study of functions of religious syncretism allows concluding that religious syncretism influence on our society both positively and negatively. This feature of religious syncretism functioning in the modern conditions of society’s existence arises from factors of its origin, terms of its manifestation, and various forms of existence. It concludes that syncretization of religions in modern society increases, and the processes of formation and dissimination of syncretic religious teachings and cults acquire total character.


Библиография
1. Абаева Л.Л. Буддийская культура: инновации и традиции в эволюции религиозных верований монгольских народов // Мир Буддийской культуры: духовное наследие и современность. Материалы международной конференции, посвященной 195-летию Агинского дацана. 7-8 сентября 2006 г. Чита – Агинское – Улан-Удэ – 2006. – С. 164–169.
2. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н. А. Шматко. – СПб.: Алетейя – 2001. – 562 с.
3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс – 1990. – 808 с.
4. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. – 2001. – 488 с.
5. Жуковская Н. Л.На перекрестке трех религий (из истории духовной жизни бурятского села Торы) // Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л. П. Потапова / Сборник статей. Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям и практикам. – Т.1. – М. – 1995. – 272 с. – С. 76-88.
6. Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. – М.: Изд-во вост. лит-ры. – 2002. – 248 с.
7. Капустин Н. С. Особенности эволюции, религии (на материалах древних верований и христианства). – М.: Мысль – 1984. – 222 с.
8. Кудряшов Г. Е. Динамика полисинкретической религиозности. Опыт историко-этнографического и конкретного социологического исследования генезиса, эволюции и отмирания пережитков чувашей. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во – 1974. – 355 с.
9. Семенов Ю. В. «Этническое и конфессиональное как проблема исследования» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – № 101. – 2009. – С.91 – 97.
10. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс. – 1991. – 736 с.
11. Торчинов Е. А. Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы исследования). Народы Азии и Африки. – 1988. – № 2. – С.48 – 51.
12. Торчинов Е. А. Китайская картина мира и буддизм (к вопросу о характере взаимодействия культур Китая и Индии). История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора А.С. Колесникова. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – 2000. // http://www.torchinov.com/
13. Урбанаева И.С. Буддизм, христианство и шаманизм: роль религиозного фактора в процессе глобализации и основы взаимопонимания традиционных конфессий Байкальского региона. // Мир буддийской культуры: Материалы международного симпозиума. 10-14 сентября 2001 г. Улан-Удэ – Агинское – Улан-Удэ – Чита. – Чита: Изд-во ЗабГПУ. – 2001. – С. 192 – 207.
14. Усама ас-Саййид Махмуд аль-Азхари Явная истина, в ответ тем, кто играет с религией и прикрывается ею, экстремистским течениям (от «Братьев-Мусульман» до ИГИЛ) с точки зрения исламских ученых. Перевод с арабского. – Казань – 2015. – 100 с.
15. Ringgren H. Religions of the Ancient Near East. L.: Westminster Press, 1973. 197 p.
16. Sellers R. Nine global trends in religion // Futurist. – Wash., 1998. Vol. 32. № 1. P.20–25.
References
1. Abaeva L.L. Buddiiskaya kul'tura: innovatsii i traditsii v evolyutsii religioznykh verovanii mongol'skikh narodov // Mir Buddiiskoi kul'tury: dukhovnoe nasledie i sovremennost'. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii, posvyashchennoi 195-letiyu Aginskogo datsana. 7-8 sentyabrya 2006 g. Chita – Aginskoe – Ulan-Ude – 2006. – S. 164–169.
2. Burd'e P. Prakticheskii smysl / Per. s fr.: A. T. Bikbov, K. D. Voznesenskaya, S. N. Zenkin, N. A. Shmatko; Otv. red. per. i Poslesl. N. A. Shmatko. – SPb.: Aleteiya – 2001. – 562 s.
3. Veber M. Izbrannye proizvedeniya / M. Veber. – M.: Progress – 1990. – 808 s.
4. Vasil'ev L. S. Kul'ty, religii, traditsii v Kitae. 2-e izd. – M.: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN. – 2001. – 488 s.
5. Zhukovskaya N. L.Na perekrestke trekh religii (iz istorii dukhovnoi zhizni buryatskogo sela Tory) // Shamanizm i rannie religioznye predstavleniya. K 90-letiyu doktora istoricheskikh nauk, professora L. P. Potapova / Sbornik statei. Etnologicheskie issledovaniya po shamanstvu i inym rannim verovaniyam i praktikam. – T.1. – M. – 1995. – 272 s. – S. 76-88.
6. Zhukovskaya N. L. Kochevniki Mongolii: Kul'tura. Traditsii. Simvolika. – M.: Izd-vo vost. lit-ry. – 2002. – 248 s.
7. Kapustin N. S. Osobennosti evolyutsii, religii (na materialakh drevnikh verovanii i khristianstva). – M.: Mysl' – 1984. – 222 s.
8. Kudryashov G. E. Dinamika polisinkreticheskoi religioznosti. Opyt istoriko-etnograficheskogo i konkretnogo sotsiologicheskogo issledovaniya genezisa, evolyutsii i otmiraniya perezhitkov chuvashei. – Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izd-vo – 1974. – 355 s.
9. Semenov Yu. V. «Etnicheskoe i konfessional'noe kak problema issledovaniya» // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. – № 101. – 2009. – S.91 – 97.
10. Toinbi A. Postizhenie istorii. – M.: Progress. – 1991. – 736 s.
11. Torchinov E. A. Daossko-buddiiskoe vzaimodeistvie (teoretiko-metodologicheskie problemy issledovaniya). Narody Azii i Afriki. – 1988. – № 2. – S.48 – 51.
12. Torchinov E. A. Kitaiskaya kartina mira i buddizm (k voprosu o kharaktere vzaimodeistviya kul'tur Kitaya i Indii). Istoriya filosofii, kul'tura i mirovozzrenie. K 60-letiyu professora A.S. Kolesnikova. – SPb.: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo. – 2000. // http://www.torchinov.com/
13. Urbanaeva I.S. Buddizm, khristianstvo i shamanizm: rol' religioznogo faktora v protsesse globalizatsii i osnovy vzaimoponimaniya traditsionnykh konfessii Baikal'skogo regiona. // Mir buddiiskoi kul'tury: Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma. 10-14 sentyabrya 2001 g. Ulan-Ude – Aginskoe – Ulan-Ude – Chita. – Chita: Izd-vo ZabGPU. – 2001. – S. 192 – 207.
14. Usama as-Saiiid Makhmud al'-Azkhari Yavnaya istina, v otvet tem, kto igraet s religiei i prikryvaetsya eyu, ekstremistskim techeniyam (ot «Brat'ev-Musul'man» do IGIL) s tochki zreniya islamskikh uchenykh. Perevod s arabskogo. – Kazan' – 2015. – 100 s.
15. Ringgren H. Religions of the Ancient Near East. L.: Westminster Press, 1973. 197 p.
16. Sellers R. Nine global trends in religion // Futurist. – Wash., 1998. Vol. 32. № 1. P.20–25.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.