|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Бычков В.В.
Метафизический дух сюрреализма: Хуан Миро
// Философия и культура.
2016. № 3.
С. 417-429.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.3.17083 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=17083
Метафизический дух сюрреализма: Хуан Миро
Бычков Виктор Васильевич
доктор философских наук
главный научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук (РАН)
109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1, Институт философии РАН
Bychkov Victor
Doctor of Philosophy
Chief Scientific Associate at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
109240, Russia, g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12, str. 1, Institut filosofii RAN
|
vbychkov48@yandex.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.3.17083
Дата направления статьи в редакцию:
24-11-2015
Дата публикации:
20-05-2016
Аннотация:
Предметом исследования является изучение духа сюрреализма как сущностной характеристики данного направления искусства. Под этим понятием автор имеет в виду выражение метафизической сути конкретного направления искусства. На примере творчества известного сюрреалиста Хуана Миро предпринимается попытка выявления сущностных характеристик духа сюрреализма. Показано, что путем типичных для творческого метода Миро особенностей художественного выражения, основанных на парадоксальных и агрессивно-экспрессивных трансформациях и метаморфозах объектов видимой действительности, стилизации под детские рисунки, предельно контрастном использовании цветоформ и черного контура известный сюрреалист создает в своих картинах особую инобытийную атмосферу. В качестве основного метода в статье используется эстетический анализ произведений искусства Миро, основу которого составляет выявление главных художественно значимых доминант конкретного произведения искусства. Новизна исследования заключается в том, что на примере целого ряда главных произведений Миро показано, что они приводят реципиента к погружению в драматические или даже трагические пространства инобытия, наполнены духом катастрофизма и апокалиптизма, в том числе и в его эсхатологическом понимании, который и осмысливается автором в качестве духа сюрреализма.
Ключевые слова:
сюррализм, метафизическая живопись, современное искусство, апокалиптизм, символизм, эстетический опыт, художественность, Миро, Де Кирико, Дали
Abstract: The subject of this research is the examination of the spirit of surrealism as an ontological characteristic of this direction in art. Under this notion the author means an expression of metaphysical essence of a particular art direction. On the example of the creative work of a well-known surrealist Joan Miró, an attempt is made to reveal the ontological characteristics of the spirit of surrealism. It is demonstrated that by using typical for the creative method oа Miróspecificities of art expression, which are based on paradoxical and aggressive-expressive transformations and metamorphoses of the objects of visual reality and stylization for children paintings, a famous surrealist creates in his works a special other being atmosphere. Scientific novelty consists in the following: the entire list of Joan Miró’s major works illustrates that they lead a recipient to submersion into dramatic or even tragic spaces of otherness that are filled with a spirit of catastrophism and apocalypticism, including his eschatological understanding, which is considered by the author as a spirit of surrealism.
Keywords: Surrealism, Metaphysical painting, Contemporary art, Apocalypticism , Symbolism, Aesthetic experience, Artistry, Joan Miró, Giorgio De Chirico, Salvador Dali
Библиография
1. Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М.: ГИТИС, 1994.
2. Борзых С.В. Человек эпохи Апокалипсиса // Философия и культура, 2015. № 4(88) апрель. С. 513-523
3. Бычков В. Художественный Апокалипсис Культуры. Строматы ХХ века. Кн. 1. М.: Культурная революция, 2008.
4. Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. М.: Издательство МБА, 2010.
5. Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства. М: Прогресс-Традиция, 2012.
6. Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus. М.: Прогресс-Традиция, 2013.
7. Бычков В.В. Метафизический смысл искусства Эль Греко // Вестник славянских культур. 2014. № 2 (32) июнь. С. 158-170.
8. Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX – начала XX века. М.: Прогресс-Традиция, 2012.
9. Кассу Ж. Дух символизма // Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. М.: Республика, 1998. С. 5-30
10. Федотова Е. Д. Бёклин. М.: Белый Город, 2001.
11. Apollonio U. Pittura metafisica. Milano, 1945.
12. Becks-Malorny U. Wassily Kandinsky. 1866-1944. Aufbruch zur Abstraktion. Koeln, 1993.
13. Breton A. Manifestes du Surrélisme. Paris, 1962.
14. Breton A. Nadja. Paris, 1964.
15. Breton A. Oeuvres complètes. Vol. 1. Paris, 1988.
16. Carra M. Metaphysical Art. New York, Washington, 1971.
17. Dupin J. Miro. New York, 1962.
18. Erben W. Joan Miro. 1893-1983. Mensch und Werk. Koeln, 1988.
19. Grohman W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koeln, 1958.
20. Miro. Von der Erde zum Himmel. Ed. G. Fischer, J-L. Prat. Muenchen, London, New York, 2014.
21. Oliva A.B. De Chirico. New York, 1985.
22. Richter H. Dada. Art and Anti-Art. New York, 1965.
23. Waldberg P. Der Surrealismus. Koeln, 1981
References
1. Antologiya frantsuzskogo syurrealizma. 20-e gody. M.: GITIS, 1994.
2. Borzykh S.V. Chelovek epokhi Apokalipsisa // Filosofiya i kul'tura, 2015. № 4(88) aprel'. S. 513-523
3. Bychkov V. Khudozhestvennyi Apokalipsis Kul'tury. Stromaty KhKh veka. Kn. 1. M.: Kul'turnaya revolyutsiya, 2008.
4. Bychkov V.V. Esteticheskaya aura bytiya. Sovremennaya estetika kak nauka i filosofiya iskusstva. M.: Izdatel'stvo MBA, 2010.
5. Bychkov V.V., Man'kovskaya N.B., Ivanov V.V. Trialog: Zhivaya estetika i sovremennaya filosofiya iskusstva. M: Progress-Traditsiya, 2012.
6. Bychkov V.V., Man'kovskaya N.B., Ivanov V.V. Trialog plus. M.: Progress-Traditsiya, 2013.
7. Bychkov V.V. Metafizicheskii smysl iskusstva El' Greko // Vestnik slavyanskikh kul'tur. 2014. № 2 (32) iyun'. S. 158-170.
8. Dukh simvolizma. Russkoe i zapadnoevropeiskoe iskusstvo v kontekste epokhi kontsa XIX – nachala XX veka. M.: Progress-Traditsiya, 2012.
9. Kassu Zh. Dukh simvolizma // Entsiklopediya simvolizma. Zhivopis', grafika i skul'ptura. Literatura. Muzyka. M.: Respublika, 1998. S. 5-30
10. Fedotova E. D. Beklin. M.: Belyi Gorod, 2001.
11. Apollonio U. Pittura metafisica. Milano, 1945.
12. Becks-Malorny U. Wassily Kandinsky. 1866-1944. Aufbruch zur Abstraktion. Koeln, 1993.
13. Breton A. Manifestes du Surrélisme. Paris, 1962.
14. Breton A. Nadja. Paris, 1964.
15. Breton A. Oeuvres complètes. Vol. 1. Paris, 1988.
16. Carra M. Metaphysical Art. New York, Washington, 1971.
17. Dupin J. Miro. New York, 1962.
18. Erben W. Joan Miro. 1893-1983. Mensch und Werk. Koeln, 1988.
19. Grohman W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koeln, 1958.
20. Miro. Von der Erde zum Himmel. Ed. G. Fischer, J-L. Prat. Muenchen, London, New York, 2014.
21. Oliva A.B. De Chirico. New York, 1985.
22. Richter H. Dada. Art and Anti-Art. New York, 1965.
23. Waldberg P. Der Surrealismus. Koeln, 1981
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|