Статья 'Формирование понятия «мораль» в европейской философии XVII века' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Формирование понятия «мораль» в европейской философии XVII века

Сочилин Андрей Андреевич

младший научный сотрудник, сектор этики, Институт философии, Российская академия наук; преподаватель, кафедра гуманитарных наук, международный факультет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, каб. 216

Sochilin Andrei

post-graduate student of the Department of Ethics at State Academic University for Humanities, ag. junior researcher at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, lecturer of the Department of Humanities at Pirogov Russian National Research Medical University

109240, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12, kab. 216

Andrey.Sochilin@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.11.16905

Дата направления статьи в редакцию:

06-11-2015


Дата публикации:

17-01-2016


Аннотация: Объектом исследования является история развития терминологии европейской моральной философии. Предметом исследования является трансформация этической терминологии в XVII веке, в результате которой начался процесс формирования современного понятия "мораль" и ассимиляции традиционных понятий моральной философии в рамках его семантического поля. Изучается теоретический, текстологический, историко-философский и институциональный контекст этого процесса. Рассматривается происхождение и историческая динамика таких понятий как "мораль", "этика", "moralitas", "moralia", "jus naturale", "lex naturalis", "honestum", "honestas", "rectitudo". Методы исследования включают лингвистические и общегуманитарные: анализ процесса семантического расширения указанных понятий, их морфемный анализ, контекстуальный анализ. Терминологические трансформации связываются с концептуальными изменениями в рамках европейской моральной философии. В результате проведенного исследования уточнена этимология понятий "мораль" и "этика", их связь с латинским и греческим оригиналом. Эксплицированы сходства и различия их происхождения. Сделан вывод о решающем значении дискурса понятия "moralitas" в процессе формирования современного понятия "мораль", прояснен его теоретический контекст. Определены две взаимосвязанных философских традиции, в рамках которых проходил этот процесс (традиция естественного права и томистская традиция с её преимущественно аристотелианской этической терминологией), намечен круг текстов XVII века в которых он фиксируется. Была обобщена историческая динамика и сформулирована пятиуровневая программа его дальнейшего исследования.


Ключевые слова:

мораль, этика, нравственность, история понятий, история моральной философии, Франсиско Суарес, Гуго Гроций, естественное право, латинский язык, Самюэль Пуфендорф

Abstract: The object of the research is the development history of the terms of European moral philosophy. The subject of the research is the transformation of ethical terms in the XVIIth century which started the process of formation of a modern definition of 'morals' and assimilation of traditional concepts and semantics of moral philosophy. In his research Sochilin examines theoretical, textological, historical-philosophical and institutional contexts of this process. He also describes the origin and historical dynamics of such terms as 'morals', 'ethics', 'moralitas', 'moralia', 'jus naturale', 'lex naturalis', 'honestum', 'honestas' and 'rectitudo'. The research methods include linguistic and general humanities methods such as analysis of the semantic extension of the aforesaid terms, their morphemic analysis and contextual analysis. The researcher relates these terminological transformations to conceptual changes in European moral philosophy. As a result of the research, the author clarifies etymology of the terms 'morals' and 'ethics' and compares them to their Latin and Greek originals. The author explicates similarities and differences in their origin, concludes that the term 'moralitas' has a crucial importance for the formation of today's definition of morals and describes the theoretical grounds thereto. He defines the two interdependent philosophical traditions the aforesaid process was part of (natural law tradition and Thomist tradition with primary Aristotelian ethic terminology) and outlines the scope of texts of the XVIIth century the process could be seen in. The author has also summarized historical dynamics and developed the five-level program for further research. 


Библиография
1. Апресян Р.Г. От «дружбы» и «любви» – к «морали»: об одном сюжете в истории идей // Этическая мысль. Вып. 1 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФРАН, 2000. С. 182–194.
2. Артемьева О.В. Формирование этического языка (на материале новоевропейской этики) // Философский журнал. № 2 (5). М.: ИФ РАН, 2010. С. 111–121.
3. MacIntyre A. After Virtue: a Study in Moral Theory. 2nd ed. Notre Dame (Indiana): Notre Dame University Press, 1984. 286 p.
4. Гусейнов А.А. Этика // Этика: энциклопедический словарь / Под редакцией Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 573–581.
5. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 томах. Т.1. М.: Русский язык, 1999. 624 c.
6. Вдовина Г.В. «Моральное бытие» и лингвистические знаки в постсредневековой схоластике // Вопросы философии. № 12. 2008. C. 130–141.
7. Oxford Dictionary of English. Oxford: Oxford University Press, 2010. 2110 p.
8. Соболевский С.И. Грамматика латинского языка. Теоретическая часть: Морфология и синтаксис. СПб.: Университетская книга, 2009. 432c.
9. Славятинская М. Н. Учебник древнегреческого языка. М.: Филоматис, 2003. 620 с.
10. Aristotle: Posterior Analytics. Topica. London: William Heinemann Ltd, 1960. 755 p.
11. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1978. 687 с.
12. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 томах. Т.2. М.: Русский язык, 1999. 560 c.
13. Klein E. Klein’s Comprehensive Etymological Dictionary of the English Language. Elsevier Publishing Company, 1971. 844 p.
14. Glare P.G.W. Oxford Latin Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1968. 2126 p.
15. Боровской Я.М., Болдырев А.В. Учебник латинского языка для гуманитарных факультетов университетов. М.: Высшая школа, 1975. 479 с.
16. Deferrari R.J., Barry, Sister M. Inviolala and McGuiness I. A Lexicon of St. Thomas Aquinas, based on The Summa Theologica and Selected Passages of His Other Works. Catholic University of America Press, 1948. 1185 p.
17. Фома Аквинский. Сумма теологии / Пер. с лат. А. В. Апполонова. Т. 3. М.: Сигнум Веритатис, 2008. 752 с.
18. Suarez F. De bonitate et malitia humanorum actuum // Suarez F. Tractatus quinque theologici ad primam secundae D. Thomae. Lugdunum: Iacobus Cardon, 1628. P. 199–327.
19. Aristotelis Ethica Nicomachea / Ed. by Ingram Bywater. New York: Cambridge University Press, 2010. 280 p.
20. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
21. Groot H. De iure belli ac pacis / Ed. B.J.A. de Kanter-van Hettinga Tromp. Leiden: E.J. Brill, 1939. 1046 p.
22. Гроций Г. О праве войны и мира / Пер. с лат. А.Л. Саккетти. М.: Ладомир, 1994. 868 с.
23. Suarez F. De legibus, ac deo legislatore. Moguntia: Mylius Birckmannus, 1619. 725 p.
24. Suarez F. A Treatise on Laws and God the Lawgiver // Selections from Three Works of Francisco Suárez, S.J / The translations, prepared by Gwladys L. Williams, Ammi Brown and John Waldron, with revisions by Henry Davis. Oxford: Clarendon Press, 1944. P. 3–646.
25. Irwin T. The Development of Ethics. Volume 2: From Suarez to Rousseau. Oxford: Oxford University Press, 2008. 936 p.
26. Leibniz G. W. Sämtliche Schriften und Briefe / Ed. Preussischen Akademie der Wissenschaften. Series six, vol. 1. Darmstadt: Otto Reichl Verlag, 1930. 593 p.
27. Du Cange et al. Glossarium mediæ et infimæ latinitatis. 10 Voll. Vol. 5. Niort: L. Favre, 1885. 659 p.
28. Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / Пер. с лат. Н.А. Федорова. М.: Российский Государственный Гуманитарный университет, 2000. 474 с.
29. Cicero. De Finibus Bonorum et Malorum: Libri Quinque / D. Io. Nicolaus Madvigius recensuit et enarravit. Cambridge University Press, 2010. 869 p.
30. Goclenius R. Lexicon philosophicum. Francofurtus: Matthias Beckerus, 1613. 1143 p.
31. Aegidius de Coninck. De moralitate, natura et effectibus actuum supernaturalium in genere et fidei, spe, ac charitate, speciatim, libri quatuor. Lutetia Parisiorum: Edmundus Martinus, 1624. 597 p.
32. Корзо М. А. Педагогическая система иезуитов // История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения / Под ред. Т.Н.Матулиса. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004. С. 469–532.
33. Hochstrasser T. J. Natural Law Theories in the Early Enlightenment: Contexts and Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 246 p.
34. Pufendorfus S. Specimen controversarium circa jus naturale ipsi nuper motarum. Osnabrugus: Johann Georgius Schwanderus, 1678. 270 p.
35. Schneewind J. B. The Invention of Autonomy: A History of Modern Moral Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 652 p.
36. Darwall S. Grotius and the Creation of Modern Moral Philosophy // Darwall S. Honor, History, and Relationship: Essays in Second-Personal Ethics II. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 156–188
References
1. Apresyan R.G. Ot «druzhby» i «lyubvi» – k «morali»: ob odnom syuzhete v istorii idei // Eticheskaya mysl'. Vyp. 1 / Pod red. A.A. Guseinova. M.: IFRAN, 2000. S. 182–194.
2. Artem'eva O.V. Formirovanie eticheskogo yazyka (na materiale novoevropeiskoi etiki) // Filosofskii zhurnal. № 2 (5). M.: IF RAN, 2010. S. 111–121.
3. MacIntyre A. After Virtue: a Study in Moral Theory. 2nd ed. Notre Dame (Indiana): Notre Dame University Press, 1984. 286 p.
4. Guseinov A.A. Etika // Etika: entsiklopedicheskii slovar' / Pod redaktsiei R.G. Apresyana i A.A. Guseinova. M.: Gardariki, 2001. S. 573–581.
5. Chernykh P.Ya. Istoriko-etimologicheskii slovar' sovremennogo russkogo yazyka. V 2 tomakh. T.1. M.: Russkii yazyk, 1999. 624 c.
6. Vdovina G.V. «Moral'noe bytie» i lingvisticheskie znaki v postsrednevekovoi skholastike // Voprosy filosofii. № 12. 2008. C. 130–141.
7. Oxford Dictionary of English. Oxford: Oxford University Press, 2010. 2110 p.
8. Sobolevskii S.I. Grammatika latinskogo yazyka. Teoreticheskaya chast': Morfologiya i sintaksis. SPb.: Universitetskaya kniga, 2009. 432c.
9. Slavyatinskaya M. N. Uchebnik drevnegrecheskogo yazyka. M.: Filomatis, 2003. 620 s.
10. Aristotle: Posterior Analytics. Topica. London: William Heinemann Ltd, 1960. 755 p.
11. Aristotel'. Sobr. soch. v 4 t. T.4. M.: Mysl', 1978. 687 s.
12. Chernykh P.Ya. Istoriko-etimologicheskii slovar' sovremennogo russkogo yazyka. V 2 tomakh. T.2. M.: Russkii yazyk, 1999. 560 c.
13. Klein E. Klein’s Comprehensive Etymological Dictionary of the English Language. Elsevier Publishing Company, 1971. 844 p.
14. Glare P.G.W. Oxford Latin Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1968. 2126 p.
15. Borovskoi Ya.M., Boldyrev A.V. Uchebnik latinskogo yazyka dlya gumanitarnykh fakul'tetov universitetov. M.: Vysshaya shkola, 1975. 479 s.
16. Deferrari R.J., Barry, Sister M. Inviolala and McGuiness I. A Lexicon of St. Thomas Aquinas, based on The Summa Theologica and Selected Passages of His Other Works. Catholic University of America Press, 1948. 1185 p.
17. Foma Akvinskii. Summa teologii / Per. s lat. A. V. Appolonova. T. 3. M.: Signum Veritatis, 2008. 752 s.
18. Suarez F. De bonitate et malitia humanorum actuum // Suarez F. Tractatus quinque theologici ad primam secundae D. Thomae. Lugdunum: Iacobus Cardon, 1628. P. 199–327.
19. Aristotelis Ethica Nicomachea / Ed. by Ingram Bywater. New York: Cambridge University Press, 2010. 280 p.
20. Aristotel'. Sobr. soch. v 4 t. T.4. M.: Mysl', 1983. 830 s.
21. Groot H. De iure belli ac pacis / Ed. B.J.A. de Kanter-van Hettinga Tromp. Leiden: E.J. Brill, 1939. 1046 p.
22. Grotsii G. O prave voiny i mira / Per. s lat. A.L. Sakketti. M.: Ladomir, 1994. 868 s.
23. Suarez F. De legibus, ac deo legislatore. Moguntia: Mylius Birckmannus, 1619. 725 p.
24. Suarez F. A Treatise on Laws and God the Lawgiver // Selections from Three Works of Francisco Suárez, S.J / The translations, prepared by Gwladys L. Williams, Ammi Brown and John Waldron, with revisions by Henry Davis. Oxford: Clarendon Press, 1944. P. 3–646.
25. Irwin T. The Development of Ethics. Volume 2: From Suarez to Rousseau. Oxford: Oxford University Press, 2008. 936 p.
26. Leibniz G. W. Sämtliche Schriften und Briefe / Ed. Preussischen Akademie der Wissenschaften. Series six, vol. 1. Darmstadt: Otto Reichl Verlag, 1930. 593 p.
27. Du Cange et al. Glossarium mediæ et infimæ latinitatis. 10 Voll. Vol. 5. Niort: L. Favre, 1885. 659 p.
28. Tsitseron. O predelakh blaga i zla. Paradoksy stoikov / Per. s lat. N.A. Fedorova. M.: Rossiiskii Gosudarstvennyi Gumanitarnyi universitet, 2000. 474 s.
29. Cicero. De Finibus Bonorum et Malorum: Libri Quinque / D. Io. Nicolaus Madvigius recensuit et enarravit. Cambridge University Press, 2010. 869 p.
30. Goclenius R. Lexicon philosophicum. Francofurtus: Matthias Beckerus, 1613. 1143 p.
31. Aegidius de Coninck. De moralitate, natura et effectibus actuum supernaturalium in genere et fidei, spe, ac charitate, speciatim, libri quatuor. Lutetia Parisiorum: Edmundus Martinus, 1624. 597 p.
32. Korzo M. A. Pedagogicheskaya sistema iezuitov // Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoi mysli v epokhu Drevnosti, Srednevekov'ya i Vozrozhdeniya / Pod red. T.N.Matulisa. M.: Izd-vo Rossiiskogo universiteta druzhby narodov, 2004. S. 469–532.
33. Hochstrasser T. J. Natural Law Theories in the Early Enlightenment: Contexts and Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 246 p.
34. Pufendorfus S. Specimen controversarium circa jus naturale ipsi nuper motarum. Osnabrugus: Johann Georgius Schwanderus, 1678. 270 p.
35. Schneewind J. B. The Invention of Autonomy: A History of Modern Moral Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 652 p.
36. Darwall S. Grotius and the Creation of Modern Moral Philosophy // Darwall S. Honor, History, and Relationship: Essays in Second-Personal Ethics II. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 156–188
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.