Статья 'Современная идея университета и возможная легитимация философии' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Современная идея университета и возможная легитимация философии

Шиповалова Лада Владимировна

доктор философских наук

профессор, кафедра философии науки и техники, Санкт-Петербургский государственный университет

197110, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, 26, кв. 22

Shipovalova Lada Vladimirovna

Doctor of Philosophy

Professor, the department of Philosophy of Science and Technology, Saint Petersburg State University

197110, Russia, g. Sagkt-Peterburg, ul. Bol'shaya Zelenina, 26, kv. 22

ladaship@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.11.16373

Дата направления статьи в редакцию:

12-09-2015


Дата публикации:

17-01-2016


Аннотация: Предметом данной статьи является вопрос о легитимации философии в современном обществе и значение ее сохранения в современном университете. При этом ставится задача понять место философии в университете, определяемое в контексте различия целей этой институции: с одной стороны, польза, удовлетворение требований результативности и эффективности, звучащих от общества и государства и, с другой стороны, поиск истины и образование человека. Первая цель связана с частными интересами, вторая с всеобщим. В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций. Поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций; поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом


Ключевые слова:

Философский факультет, университет, наука, образование, В. Гумбольдт, И. Кант, автономия, частный интерес., современность, критика

Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Проект № 15-03-00572

Abstract: The subject of this article is the problem of the legitimation of philosophy and the importance of philosophy at a modern university. The aim is to understand the place of philosophy at a University determined in terms of various purposes of this institution – on the one hand, the use, effectiveness and efficiency; on the other hand, the search for truth. The first purpose is associated with private interests and the second one is associated with universal values. The researcher has used the methods of problematization and contextualization. A modern problem of the university is the ambiguity of its target orientation. Looking for a solution to the problem requires an appeal to the origin of the classical university and its philosophical basis: Humboldt’s provisions about the university reform and Kant’s justification of the role of the Faculty of Philosophy. The conclusion is that philosophy, following the interests of truth, is uniquely capable and, in fact, should carry out criticism as the definition of the boundaries and conditions of use for any knowledge any regulations. Such analysis allows to describe interaction of private and public interests as the purposes of a University and legitimizes a specific role of philosophy. This is a relevant issue for modern times. 


Keywords:

faculty of philosophy, university, science, education, V. Humboldt, I. Kant, autonomy, private interest, modernity, criticism

Библиография
1. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.-160 с.
2. Porter T. M. Trust in Numbers: The Pursuit of Objectivity in Science and Public Life. Princeton: Princeton University Press, 1995.-325 p.
3. Мамардашвили М.К. Современная европейская философия XX век / Логос. 1991. №2. C. 109-130.
4. Фуко М. Что такое просвещение // Ступени. Петербургский альманах. СПб., 2000.-№ 1 (11).-C. 136-148.
5. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010.-304 с.
6. Устав СПбГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://spbu.ru/images/ustav/Ustav-2012.pdf. (дата обращения 1.07.2015).
7. Петрова Г.И. Современный университет: «множественная идентичность» или «руины» классики? // Вестник Алтайской академии экономики и права [Электронный ресурс]. URL: http://journal-aael.intelbi.ru/main/wp-content/uploads/2015/04/117-120.pdf (дата обращения 30.08.2015).
8. Пархоменко Р.Н. Национальная идея и современность // NB: Педагогика и просвещение.-2012.-№ 1.-C.79-105. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.135. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_135.html.
9. Розин В.М. Становление новой образовательной формации // NB: Педагогика и просвещение.-2013.-№ 1.-C.1-43. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.1.6445. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_6445.html.
10. Саввина О.В. Миссия университета // NB: Педагогика и просвещение.-2012.-№ 2.-C.155-179. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.2.480. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_480.html
11. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII — первой половины XIX веков в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009.-640 с.
12. Миттельштрасс Ю. Будущее науки и настоящее университета // Логос. 2013.-№1 (91).-C.100-121.
13. Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас.-2002.-№2 (22)-C. 5-10.
14. Никольский В. Университетская свобода и академическая автономия // Высшее образование в России.-2013.-№ 6.-C. 147-155.
15. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения.-М.: Прогресс, 1990.-C. 707-735.
16. Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос.-2002.-# 5-6. (35.-C.65-78.
17. Кант И. Спор факультетов. Калининград: Издательство КГУ, 2006.-286 с.
18. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. С. 53-120.
19. Адорно Т.В. Для чего еще философия // Топос.-2012.-№ 1.-С. 14-26.
20. Гуревич П.С. Образование и будущее человека // Педагогика и просвещение.-2013.-2.-C. 104-113. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.2.9123.
21. Розин В.М. Философия управления как рефлексия над общественными процессами и практическая дисциплина // Политика и Общество.-2012.-8.-C. 53-63.
22. Попкова Н.В. Философская культура или философская технология? // Культура и искусство. - 2015. - 2. - C. 133 - 144. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.2.14209.
23. Скоркин О.А. Значимость гуманитарной компоненты образования в технических вузах // Педагогика и просвещение. - 2013. - 4. - C. 288 - 295. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.4.10807.
24.  // . - . - . - C. - . URL:
25.  // . - . - . - C. - . URL:
26.  // . - . - . - C. - . URL:
27.  // . - . - . - C. - . URL:
28.  // . - . - . - C. - . URL:
29.  // . - . - . - C. - . URL:
References
1. Liotar Zh.F. Sostoyanie postmoderna. M.: Institut eksperimental'noi sotsiologii; SPb.: Aleteiya, 1998.-160 s.
2. Porter T. M. Trust in Numbers: The Pursuit of Objectivity in Science and Public Life. Princeton: Princeton University Press, 1995.-325 p.
3. Mamardashvili M.K. Sovremennaya evropeiskaya filosofiya XX vek / Logos. 1991. №2. C. 109-130.
4. Fuko M. Chto takoe prosveshchenie // Stupeni. Peterburgskii al'manakh. SPb., 2000.-№ 1 (11).-C. 136-148.
5. Ridings B. Universitet v ruinakh. M.: Izdatel'skii dom GU VShE, 2010.-304 s.
6. Ustav SPbGU. [Elektronnyi resurs]. URL: http://spbu.ru/images/ustav/Ustav-2012.pdf. (data obrashcheniya 1.07.2015).
7. Petrova G.I. Sovremennyi universitet: «mnozhestvennaya identichnost'» ili «ruiny» klassiki? // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Elektronnyi resurs]. URL: http://journal-aael.intelbi.ru/main/wp-content/uploads/2015/04/117-120.pdf (data obrashcheniya 30.08.2015).
8. Parkhomenko R.N. Natsional'naya ideya i sovremennost' // NB: Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-№ 1.-C.79-105. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.135. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_135.html.
9. Rozin V.M. Stanovlenie novoi obrazovatel'noi formatsii // NB: Pedagogika i prosveshchenie.-2013.-№ 1.-C.1-43. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.1.6445. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_6445.html.
10. Savvina O.V. Missiya universiteta // NB: Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-№ 2.-C.155-179. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.2.480. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_480.html
11. Andreev A. Yu. Rossiiskie universitety XVIII — pervoi poloviny XIX vekov v kontekste universitetskoi istorii Evropy. M.: Znak, 2009.-640 s.
12. Mittel'shtrass Yu. Budushchee nauki i nastoyashchee universiteta // Logos. 2013.-№1 (91).-C.100-121.
13. Gumbol'dt V. O vnutrennei i vneshnei organizatsii vysshikh nauchnykh zavedenii v Berline // Neprikosnovennyi zapas.-2002.-№2 (22)-C. 5-10.
14. Nikol'skii V. Universitetskaya svoboda i akademicheskaya avtonomiya // Vysshee obrazovanie v Rossii.-2013.-№ 6.-C. 147-155.
15. Veber M. Nauka kak prizvanie i professiya // Veber M. Izbrannye proizvedeniya.-M.: Progress, 1990.-C. 707-735.
16. Shnedel'bakh G. Universitet Gumbol'dta // Logos.-2002.-# 5-6. (35.-C.65-78.
17. Kant I. Spor fakul'tetov. Kaliningrad: Izdatel'stvo KGU, 2006.-286 s.
18. Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti // Kant I. Kritika prakticheskogo razuma. SPb.: Nauka, 1995. S. 53-120.
19. Adorno T.V. Dlya chego eshche filosofiya // Topos.-2012.-№ 1.-S. 14-26.
20. Gurevich P.S. Obrazovanie i budushchee cheloveka // Pedagogika i prosveshchenie.-2013.-2.-C. 104-113. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.2.9123.
21. Rozin V.M. Filosofiya upravleniya kak refleksiya nad obshchestvennymi protsessami i prakticheskaya distsiplina // Politika i Obshchestvo.-2012.-8.-C. 53-63.
22. Popkova N.V. Filosofskaya kul'tura ili filosofskaya tekhnologiya? // Kul'tura i iskusstvo. - 2015. - 2. - C. 133 - 144. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.2.14209.
23. Skorkin O.A. Znachimost' gumanitarnoi komponenty obrazovaniya v tekhnicheskikh vuzakh // Pedagogika i prosveshchenie. - 2013. - 4. - C. 288 - 295. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.4.10807.
24.  // . - . - . - C. - . URL:
25.  // . - . - . - C. - . URL:
26.  // . - . - . - C. - . URL:
27.  // . - . - . - C. - . URL:
28.  // . - . - . - C. - . URL:
29.  // . - . - . - C. - . URL:
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.