Статья 'Н. Бердяев о дуализме национального самосознания' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Н. Бердяев о дуализме национального самосознания

Липский Владимир Николаевич

доктор философских наук

профессор, кафедра философии, ФГБОУ ВО Академия Государственной противопожарной службы, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (АГПС МЧС России)

117447, Россия, г. Москва, ул. Винокурова, 12/2, кв. 47

Lipskii Vladimir Nikolaevich

Doctor of Philosophy

professor, head of the Philosophical Department at State Fire Academy of EMERCOM of Russia

117447, Russia, g. Moscow, ul. Vinokurova, 12/2, kv. 47

vlazamos@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.12.16104

Дата направления статьи в редакцию:

11-08-2015


Дата публикации:

25-01-2016


Аннотация: Выступают противоречия национального самосознания. Бердяев предлагает ряд антиномий, сквозь призму которых он рассматривает эту противоречивость. В первой антиномии анализируются свойственные русскому духу проявления терпеливости, с одной стороны, и нетерпимости, с другой. В статье показывается проявление терпеливости-нетерпимости в различных сферах бытия русского человека. Другая антиномия звучит: «Россия – самая безгосударственная… страна в мире», с одной стороны, а с другой Россия видится Бердяеву страной с жёсткой государственной структурой. Методологически эта противоречивость детерминирована восточно-западным влиянием, которое, в свою очередь, способствует формированию у русских «мессианского сознания». Анализ дуалистичности национального самосознания представляет интерес не только с точки зрения истории, так как нынче Россия, как и во времена Бердяева, в очередной раз находится на «переломе», и, возможно его идеи о взаимодействии национальных и европейских ценностей позволит по-новому оценить происходящее сегодня.


Ключевые слова:

Антиномии, Дуализм, Терпеливость, Смиренность, Нетерпимость, Национальное самосознание, Жизнь, Смерть, Миссия, Ценности

Abstract: The research is devoted to the contradictions of national identity. Nikolay Berdyaev offered a number of antinomies through which contradictory nature of national identity can be viewed. The first antinomy is about passion and intolerance specific for the Russian mind. The researcher demonstrates how passion and intolerance are manifested in various spheres of Russian life. The other antinomy sounds like 'Russia is the most ungoverned country in the world', on the one hand, while on the other hand Berdyaev saw Russia as the country with the most rigid government structure. Methodologically this contradiction was determined by the influence of the East and West which, in its turn, contributed to the development of the Russians' 'messianic consciousness'. Dualism of national identity is an interesting topic not only from the point of view of history taking into account the fact that today's Russia is at another 'turning point' just like in Berdyaev's times but also because Berdyaev's idea about the relationship between national and European values will allow to take another look at what is happening in our country today.


Библиография
1. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 2005.
2. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. М., 2001.
3. Бердяев Н. А. Русская идея. М., 1997.
4. См.: Житие преподобного Серафима Саровского. Беседа преп. Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни. М., 2002.
5. Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник Преподобный Серафим Саровский. М., 2000.
6. Толстой Л. Н. Собр. соч. В 20-ти тт. Т.16. М., 1964.
7. См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. М.,1989. С. 187-188.
8. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
9. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М.,1989.
References
1. Berdyaev N. A. Sud'ba Rossii. M., 2005.
2. Berdyaev N. A. Mirosozertsanie Dostoevskogo. M., 2001.
3. Berdyaev N. A. Russkaya ideya. M., 1997.
4. Sm.: Zhitie prepodobnogo Serafima Sarovskogo. Beseda prep. Serafima s Motovilovym o tseli khristianskoi zhizni. M., 2002.
5. Mitropolit Veniamin (Fedchenkov). Vsemirnyi svetil'nik Prepodobnyi Serafim Sarovskii. M., 2000.
6. Tolstoi L. N. Sobr. soch. V 20-ti tt. T.16. M., 1964.
7. Sm.: Berdyaev N. A. Filosofiya svobody. M.,1989. S. 187-188.
8. Losskii N. O. Istoriya russkoi filosofii. M., 1991.
9. Berdyaev N. A. Smysl tvorchestva. M.,1989.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.