Статья 'Превратности культурной самотождественности' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Превратности культурной самотождественности

Палеева Наталья Николаевна

доктор философских наук

профессор, кафедра теории культуры, этики и эстетики, Московский государственный университет культуры и искусств

141406, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7

Paleeva Natal'ya Nikolaevna

Doctor of Philosophy

professo of the Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics at Moscow State University of Culture and Arts

141406, Russia, Moscow Region, Khimki, str. Bibliotechnaya, 7

natalia@paleeva.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.9.15756

Дата направления статьи в редакцию:

04-07-2015


Дата публикации:

1-4.32-2015


Аннотация: Определение сущности культуры часто воспринимается как простая задача. Однако в статье показано, что культура в процессе поиска самотождественности наталкивается на серьёзные противоречия, которые отражают сложность самого феномена. Так, даже этимология слова «культура» таит в себе варианты последующей культурной бытности. Ещё больше парадоксов связано с культурогенезом. В одном случае культура рассматривается как порождение природы, земных обстоятельств человеческой жизни, вступившей затем на путь преображения и роста. В другом случае культура восходит к слову «культ», что соотносит данный феномен с трансцендентным чувством. Использована методология философии культуры. Эта область философского знания накопила за время своего существования множество методологических процедур, которые позволяют анализировать оппозиции культуры. В статье впервые в отечественной философии рассматриваются сложности культурной самотождественности. Делается попытка проанализировать противоречия между этническими и универсальными культурами, между локальным и всеобщим. Автор сопоставляет два научных направления, которые сложились в современной науке. В статье критически оцениваются попытки рассмотреть примордиализм лишь как архаику, дать негативную характеристику традиции с точки зрения общественного прогресса. В то же время многие авторы прославляют конструктивизм как новейшее завоевание философии и науки. В статье даётся критический анализ особенностей современного конструктивизма.


Ключевые слова:

культура, философия, идентичность, самотождественность, конструктивизм, примордиализм, природа, культ, универсалии, духовность

Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 14-03-00350 «Культура как кризис – неудача или возможность?».

Abstract: Definition of the essence of culture is often taken as a simple task. However, in her article Paleeva demonstrates that in the process of searching for self-identity, culture faces serious contradictions which reflects the complex nature of the phenomenon itself. Thus, even etymology of the word 'culture' hides in itself the following variants of cultural existence. Even more paradoxes are associated with the process of culture genesis. In one case, culture is viewed as the generation of nature and earthly circumstances of human life which was later developed further. In the other case, culture is associated with the word 'cult' which relates this phenonomenon to the transcendental feeling. In her research Paleeva has used the methodology of philosophy of culture. This branch of knowledge has accumulated numerous methods and procedures that allow to analyse oppositions to culture. For the first time in Russian academic literature the author of the article is viewing complexities of cultural self-identity. The author also makes an attempt to analyze contradictions between ethic cultures and universal cultures, local cultures and general cultures. The author compares the two research tendencies that have developed in contemporary science. She also carries out a critical analysis of the other researchers' attempts to view primordialism as plain antiques and to give a negative assessment of that tradition from the point of view of the social progress. Meanwhile, many authors speak highly of constructivism as the newest achievement of philosophy and science. In her article Paleeva also provides a critical analysis of peculiarities of modern constructivism.  


Библиография
1. Терри Иглтон. Идея культуры / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
2. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. Вып. 17. М., 1977.
3. Гречко П.К. Онтометодологический дискурс современности. Историческая подвинутость и её вызовы. М.: URSS, 2015. 301 с.
4. Жижек Славой. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии / Пер. с англ. С. Щукиной. М.: Изд. дом «Дело», 2014. 526 с.
5. Сафонов А. Нация и этнос, как сущностно различные социальные феномены: новая парадигма социогенеза // Философия и культура. 2014. № 7(79). С. 1006-1012.
6. Брубейкер Р. Этничность без групп / Пер. с англ. И. Борисовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.
7. Спирова Э.М. Утраченная самотождественность. О книге Р. Брубейкер «Этничность без групп» // Вестник аналитики. 2013. № 3(53). С. 155-158.
8. Rorty R. Human Rights, Rationality, and Sentimentallity // The Politics of Human Rights / O. Slavic (ed.). L., 1999.
9. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995. 181 с.
10. Гуревич П.С., Палеева Н.Н. Философия культуры. 2-е изд., доп. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. 424 с.
11. Морен Эдгар. Метод. Природа природы / Пер. с франц. Е.Н. Князевой. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 487 с.
12. Спирова Э.М. Философско-антропологическое содержание символа. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 336 с
References
1. Terri Iglton. Ideya kul'tury / Per. s angl. I. Kushnarevoi. M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2012.
2. Florenskii P.A. Iz bogoslovskogo naslediya // Bogoslovskie trudy. Vyp. 17. M., 1977.
3. Grechko P.K. Ontometodologicheskii diskurs sovremennosti. Istoricheskaya podvinutost' i ee vyzovy. M.: URSS, 2015. 301 s.
4. Zhizhek Slavoi. Shchekotlivyi sub''ekt: otsutstvuyushchii tsentr politicheskoi ontologii / Per. s angl. S. Shchukinoi. M.: Izd. dom «Delo», 2014. 526 s.
5. Safonov A. Natsiya i etnos, kak sushchnostno razlichnye sotsial'nye fenomeny: novaya paradigma sotsiogeneza // Filosofiya i kul'tura. 2014. № 7(79). S. 1006-1012.
6. Brubeiker R. Etnichnost' bez grupp / Per. s angl. I. Borisovoi. M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2012. 408 s.
7. Spirova E.M. Utrachennaya samotozhdestvennost'. O knige R. Brubeiker «Etnichnost' bez grupp» // Vestnik analitiki. 2013. № 3(53). S. 155-158.
8. Rorty R. Human Rights, Rationality, and Sentimentallity // The Politics of Human Rights / O. Slavic (ed.). L., 1999.
9. Gurevich P.S. Filosofiya kul'tury. M.: Aspekt-Press, 1995. 181 s.
10. Gurevich P.S., Paleeva N.N. Filosofiya kul'tury. 2-e izd., dop. M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiya», 2014. 424 s.
11. Moren Edgar. Metod. Priroda prirody / Per. s frants. E.N. Knyazevoi. M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiya», 2013. 487 s.
12. Spirova E.M. Filosofsko-antropologicheskoe soderzhanie simvola. M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiya», 2012. 336 s
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.