Статья 'Мост как элемент образа города и пространственной картины мира' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Мост как элемент образа города и пространственной картины мира

Масловская Оксана Владимировна

кандидат архитектуры

профессор, кафедра архитектуры и градостроительства, Дальневосточный федеральный университет

690950, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8, ауд. С-916

Maslovskaia Oksana

PhD in Architecture

Professor, the department of Architecture and Urban Development , Far Eastern Federal University

690950, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Sukhanova Street 8, office # C-916

oxym69@gmail.com
Богданова Нина Евгеньевна

магистрант, кафедра дизайна и искусств, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, ауд. 2402

Bogdanova Nina

Master's Degree, the department of Design and Art. Vladivostok State University of Economics and Services

690014, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Gogolya Street 41, office #2402

niniiiiii@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.6.15339

Дата направления статьи в редакцию:

20-05-2015


Дата публикации:

27-07-2016


Аннотация: Объектом исследования является пространственный архетип моста, предметом – процессы человеческой идентификации (отождествления с местом) и пространственной ориентации, характеризующие роль мостов в построении образа города и взаимосвязи человека и места в пространственной концепции бытия. Авторы анализируют мосты как одни из наиболее выдающихся архитектурных элементов – «фигур» на менее структурированном «фоне», по терминологии гештальтпсихологии, – служащие объектами психологической идентификации. Другой аспект раскрываемой темы – роль мостов в пространственной ориентации, функционально необходимой и способной доставить чувство удовлетворённости, наполненности повседневного опыта экзистенциальными значениями. Общефилософская методология работы базируется на принципах экзистенциализма М. Хайдеггера. Архитектурная методология основана на элементах концепции «духа места» (Genius Loci) К. Норберг-Шульца, теории пространственной организации города К. Линча, «архитектуры образов» Ю. Палласмаа, философии современной архитектуры Ч. Дженкса. Одним из результатов исследования является развёрнутое обоснование исключительной роли мостов при освоении человеком природного и урбанизированного ландшафта, в раскрытии качества места в пространстве, его собирании и структурировании. Проведённый этимологический анализ глагола «мостить» (в смысле «делать и устраивать») также подтвердил сущность моста как «устроения», то есть приспосабливания, освоения места, его идентификации с внутренним миром человека. Авторы приходят к заключению о том, что наряду с системой высотных доминант и городскими площадями, мосты всегда играют ведущие роли в пространственной ориентации, являющейся функцией отчётливости образа города, элементами которого по терминологии К. Линча являются пути, границы, узлы, ориентиры, районы. Особым вкладом авторов в исследование роли мостов в структуре образа города является поэлементная детализация этих ролей. Так, мост концентрирует в себе значение «пути», он соединяет не только в территориальном отношении, но и в смысловом. Не являясь «границей» как таковой в понимании К. Линча, мост обнаруживает свою сущность в качестве порогового пространства, значимой точки на границе, как между реальными территориями, так и между символическими пространствами. Одно из определяющих значений моста – его роль «узла», перекрёстка дорог, как в буквальном, так и в символическом смысле. Кроме того, мосты успешно играют роль «ориентиров» – главных и выразительных элементов образа города. Мост является также центром притяжения, «узлом» какого-либо района, редко представляя собой район в целом. В статье отмечается, что характеристики идентификации и ориентации, разделяемые в исследованиях, на самом деле существуют не изолированно, а составляют совместно структурную основу образа города и пространственной картины мира. Новизна исследования заключается в попытке совмещения философского, теоретико-архитектурного и лингвистического дискурсов в изучении пространственного архетипа мостов, а также в их систематическом и детальном описании с точки зрения выбранной методологии.


Ключевые слова:

мост, образ города, идентификация, ориентация, дух места, бытие в мире, место для жизни, К. Норберг-Шульц, К. Линч, М. Хайдеггер

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Особенности дизайнерского преобразования среды городских площадей как пространственного архетипа и места социальной коммуникации», проект № 14-04-00343

Abstract: The object of this research is a spatial archetype of bridge. The subject of this research is the processes of human identification and spatial orientation, which characterize the role of bridges in creating a city image, as well as the correlation between a man and a place in the spatial concept of being. The authors analyze bridges as one of the most remarkable architectural elements that serve as subjects of psychological identification. Another aspect of the revealed topic is the role of bridges in spatial orientation that is functionally necessary and able to deliver a feeling of satisfaction, and rather completeness of the daily experience with existential meanings. The general philosophical methodology of this work is based on M. Heidegger’s principles of existentialism; the architectural methodology is based on the elements of C. Norberg-Schulz’ concept of the “spirit of place” (Genius Loci), K. Lynch’ theory of the urban spatial organization, J. Pallasmaa’s  “architecture of images”, and C. Jencks’ philosophy of modern architecture. One of the results of this research is an extensive substantiation on the exceptional role of bridges in man’s cultivation of the nature and urbanized landscape, as well as in revelation of the quality of place, its compilation and structuring. The authors conclude that bridges always play leading roles in spatial orientation that represents a function of the clarity of city image, the elements of which, according to K. Lynch’s theory, are the ways, limits, centers, landmarks, and districts. The scientific novelty consists in the attempt of combining the philosophical, theoretical-architectural, and linguistic discourses in examination of a spatial archetype of bridges, as well as in their systemic and detailed description from the perspective of the selected methodology.  


Keywords:

K. Lynch, Chr. Norberg-Schulz, dwelling space, being in the world, genius loci, orientation, M. Heidegger, identification, city image, bridge

Библиография
1. Норберг-Шульц К. Жизнь имеет место / К. Норберг-Шульц; пер. с англ. В. Иовлева // Известия высших учебных заведений. Architecton. № 1–2. 1995. С. 24–31.
2. Norberg-Schulz Chr. The concept of dwelling. New York: Rizzoli International Publications, 1993. 140 p.
3. Heidegger M. Poetry, Language, Thought. New York: Harper and Row, 1971. 256 p.
4. Теоретические основания философии: проблемы, понятия, принципы. URL: http://libsib.ru/filosofiya/teoreticheskie-osnovaniya-filosofii-problemi-ponyatiya-printsipi/problema-bitiya-v-filosofii (дата обращения: 21.05.2015).
5. Norberg-Schulz Chr. Genius Loci, Towards a Phenomenology of Architecture. New York: Rizzoli, 1980. 216 p.
6. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. C. 312-316.
7. Riley D. The London Bridge station area // Burland J. B., Standing J. R., Jardine F. M. Building Response to Tunneling: Case Studies from Construction of the Jubilee line Extension, London. Vol. 1. London: ICE Publishing. 2001. P. 103.
8. Самаркин В. В. Историческая география Западной Европы в средние века. М.: Высшая школа, 1976.
9. Метафоры в переговорах – это мосты. URL: http://alexanderkondratovich.com/harvard-program-on-negotiation/metafory-v-peregovorax-%E2%80%93-eto-mosty.html (дата обращения: 21.05.2015).
10. Dupre J. Bridges. New York: Black Dog & Leventhal, 1996. 128 p.
11. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982. 328 c.
12. Топоров В. Н. Пространство и текст. // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 263-264.
13. Three-way bridge. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Three-way_bridge (дата обращения: 21.05.2015).
14. Bishop P. Bridges. London: Reaktion, 2008.
15. Проект «Флоренция» URL: http://firenze.2bb.ru/viewtopic.php?id=68 (дата обращения: 21.05.2015).
16. Мост больше чем мост URL: http://green-city.su/most-bolshe-chem-most (дата обращения: 21.05.2015).
17. Оригинальный мост-парк в Вашингтоне URL: http://newparkculture.com/ru/news/originalnyy-most-park-v-vashingtone (дата обращения: 21.05.2015).
18. Шуази О. Всеобщая история архитектуры. М.: Эксмо, 2008. 704 с.
19. Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе 1697-1699. М.: Наука, 1992. 387 c.
20. Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию/ // Психология и Психотехника.-2014.-3.-C. 266-274. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.3.11474
References
1. Norberg-Shul'ts K. Zhizn' imeet mesto / K. Norberg-Shul'ts; per. s angl. V. Iovleva // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Architecton. № 1–2. 1995. S. 24–31.
2. Norberg-Schulz Chr. The concept of dwelling. New York: Rizzoli International Publications, 1993. 140 p.
3. Heidegger M. Poetry, Language, Thought. New York: Harper and Row, 1971. 256 p.
4. Teoreticheskie osnovaniya filosofii: problemy, ponyatiya, printsipy. URL: http://libsib.ru/filosofiya/teoreticheskie-osnovaniya-filosofii-problemi-ponyatiya-printsipi/problema-bitiya-v-filosofii (data obrashcheniya: 21.05.2015).
5. Norberg-Schulz Chr. Genius Loci, Towards a Phenomenology of Architecture. New York: Rizzoli, 1980. 216 p.
6. Khaidegger M. Iskusstvo i prostranstvo // Khaidegger M. Vremya i bytie: Stat'i i vystupleniya. M.: Respublika, 1993. C. 312-316.
7. Riley D. The London Bridge station area // Burland J. B., Standing J. R., Jardine F. M. Building Response to Tunneling: Case Studies from Construction of the Jubilee line Extension, London. Vol. 1. London: ICE Publishing. 2001. P. 103.
8. Samarkin V. V. Istoricheskaya geografiya Zapadnoi Evropy v srednie veka. M.: Vysshaya shkola, 1976.
9. Metafory v peregovorakh – eto mosty. URL: http://alexanderkondratovich.com/harvard-program-on-negotiation/metafory-v-peregovorax-%E2%80%93-eto-mosty.html (data obrashcheniya: 21.05.2015).
10. Dupre J. Bridges. New York: Black Dog & Leventhal, 1996. 128 p.
11. Linch K. Obraz goroda / Per. s angl. V.L. Glazycheva. M.: Stroiizdat, 1982. 328 c.
12. Toporov V. N. Prostranstvo i tekst. // Tekst: semantika i struktura. M.: Nauka, 1983. S. 263-264.
13. Three-way bridge. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Three-way_bridge (data obrashcheniya: 21.05.2015).
14. Bishop P. Bridges. London: Reaktion, 2008.
15. Proekt «Florentsiya» URL: http://firenze.2bb.ru/viewtopic.php?id=68 (data obrashcheniya: 21.05.2015).
16. Most bol'she chem most URL: http://green-city.su/most-bolshe-chem-most (data obrashcheniya: 21.05.2015).
17. Original'nyi most-park v Vashingtone URL: http://newparkculture.com/ru/news/originalnyy-most-park-v-vashingtone (data obrashcheniya: 21.05.2015).
18. Shuazi O. Vseobshchaya istoriya arkhitektury. M.: Eksmo, 2008. 704 s.
19. Puteshestvie stol'nika P. A. Tolstogo po Evrope 1697-1699. M.: Nauka, 1992. 387 c.
20. Baksanskii O.E. Kognitivnye reprezentatsii kartiny mira: ot zdravogo smysla k nauchnomu poznaniyu/ // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2014.-3.-C. 266-274. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.3.11474
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.