Статья 'Концептуальные представления о природе человека восточной патристики в контексте современной антропологии ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Концептуальные представления о природе человека восточной патристики в контексте современной антропологии

Долин Вячеслав Александрович

кандидат философских наук

преподаватель, кафедра гумантитарных и социально-экономических дисциплин, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

308024, Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Горького, 71, каб. 150А

Dolin Vyacheslav Aleksandrovich

PhD in Philosophy

lecturer of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines at Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin

308024, Russia, the Belgorod Region,  Belgorod, Gorky's str., 71, room No. 150A

v.a.dolin@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.8.14885

Дата направления статьи в редакцию:

02-04-2015


Дата публикации:

1-3.84-2015


Аннотация: В статье выделены и сопоставлены между собой содержательные элементы платонизма и аристотелизма в концепциях природы человека восточной патристики, трансгуманизма и биоконсерватизма. Важнейшая задача статьи – выделение ответов трех концепций на вопросы о природе человека в современной философской антропологии: (1) о степени важности биологиче-ского компонента природы человека; (2) о тождественности природы человека его разуму; (3) о возможности дальнейшей эволюции природы человека технологическими средствами; (4) о степени совершенства природы человека. Автор исходит из методологической триады «структура – функционирование – развитие», дополненной оценкой совершенства, в контексте исторического диалога платоновского и аристотелевского понимания природы человека. Восточная патристика и трансгуманизм в понимании структуры и функционирования природы человека исходят с позиций платонизма, а биоконсерватизм – аристотелизма. В трансгуманизме деятельность разума не зависит от эпифеноменально понимаемого тела. В восточной патристике развитие природы человека понимается с преформистских позиций (платонизм), а в трансгуманизме и биоконсерватизме – с эпигенетических (аристотелизм). Трансгуманизм выступает за дальнейшую эволюцию технологическими средствами (открытая природа человека), биоконсерватизм и восточная патристика – против (закрытая природа че-ловека). В восточной патристике и биоконсерватизме природа человека с позиций оценки совершенства понимается как совершенная, а в трансгуманизме – как несовершенная. В итоге выделено три варианта понимания природы человека: совершенная закрытая разумная природа человека (восточная патристика), несовершенная открытая разумная природа человека (трансгуманизм) и совершенная закрытая телесно-разумная природа человека (биоконсерватизм). Полученный результат позволяет приблизиться к пониманию природы человека, более адекватному проблемам современной эпохи.


Ключевые слова:

антропология, природа человека, сущность человека, восточная патристика, трансгуманизм, биоконсерватизм, преформизм, эпигенез, платонизм, аристотелизм

УДК:

233.5:130.31

Abstract: In his article Dolin has identified and compared the substantial elements of platonism and aristotelism in concepts of human nature of oriental patristics, transhumanism and biological conservatism. The main purpose of the article is to define responses of the three concepts to contemporary problems of human nature: (1) the degree of importance of the biological component in human nature; (2) the equivalence of human nature to his mind; (3) the possibility of further evolution of human nature; (4) the level of perfection of human nature. The author bases his research on the methodological triad «structure – functioning – development» in addition to evaluation of perfection in terms of the historical dialogue of platonic and aristotelian perceptions of human nature.  In their understanding of structure and functioning of human nature the oriental patristics and transhumanism refer to the provisions of platonism while biological conservatism refers to aristotelism. The mind functioning does not depend on epiphenomenal body in transhumanism. Oriental patristics sees the development of human nature based on the provisions of performationism (platonism) and transhumanism and biological conservatism views the development of human nature based on epigenetic ideas (aristotelism). Ttranshumanism advocates for further evolution of human nature by the means of technological tools (open human nature), biological conservatism and oriental patristics advocate against such tools (closed human nature). In oriental patristics and biological conservatism human nature is understood as perfect and transhumanism regards it to be imperfect. As a result, the author of the article describes the three versions of the conceptual perception of human nature: the perfect closed rational human nature (oriental patristics), the imperfect open rational human nature (transhumanism) and the perfect closed physical and rational human nature (biological conservatism). The research results allow to approach closely to understanding of human nature and to more adequate understanding of the challenges of modern time.


Keywords:

platonism, anthropology, human nature, human essence, oriental patristics, transhumanism, biological conservatism, preformationism, epigenesis, aristotelism

Библиография
1. Человек и его будущее: Новые технологии и возможности человека / Отв. ред. Г. Л. Белкина. М.: ЛЕНАНД, 2012. 496 с.
2. Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы фи-лософии. 2009. №
3. С. 19-31. 3. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, ЛЮКС, 2004. 349 с.
4. Гуревич П.С. Что такое негативная антропология? // Философия и культура. 2013. № 3. C. 275-278.
5. Хоружий С.С. Переоценка всех антропоценностей // Философия и культура. 2010. № 1. C. 52-60.
6. Хоружий С.С. Переоценка всех антропоценностей. Часть 2. Оконча-ние // Философия и культура. 2010. № 2. C. 10-19.
7. Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего / Отв. ред. В. Прайд, А. В. Коротаев. М.: ЛКИ, 2008. 320 с.
8. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Под ред. Д. И. Дубровского. М.: Изд-во МБА, 2013. 272 с.
9. Кутырев В. А. Бытие или ничто. СПб.: Алетейя, 2009. 496 с.
10. Habermas J. The future of human nature. Cambridge: Polity press, 2003. 136 p.
11. Дунин-Барковский В. Л. Нейроинформатика в России и в мире // Мозг: фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Наука, 2010. С. 220-223.
12. Медведев Д. А. Конвергенция технологий – новая детерминанта развития общества // Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего / Отв. ред. В. Прайд, А. В. Коротаев. М.: ЛКИ, 2008. С. 46-84.
13. Шилов Е. В. Учение Фомы Аквинского о душе: старые проблемы, новые решения. Предпосылки томистского синтеза // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2012. Вып. 6. С. 81-102.
14. Давыденков О. В. Концепция «индивидуальная природа» в христологии Леонтия Византийского // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2013. Вып. 3. С. 7-17.
15. Нисский Г. Трактат об устроении человека // О человеке: Сборник трактатов. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. С. 23-142.
16. Флоровский Г. С. Восточные отцы Церкви. М.: АСТ, 2005. 633 с.
17. Назаретян А. П. Мировоззренческая перспектива планетарной цивилизации // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Под ред. Д. И. Дубровского. М.: Изд-во МБА, 2013. С. 26-48.
18. Лохов С. А. Антропологический холизм в восточно-христианской традиции // Вестник РУДН. Серия Философия. 2004-2005. № 1. С. 144-156.
19. Нестеров А. Ю. Проблема человека в свете идеологии эволюционного трансгуманизма // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Под ред. Д. И. Дубровского. М.: Изд-во МБА, 2013.С. 183-192.
20. Платон. Федр 246 b // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 135-192.
21. Дубровский Д. И. Природа человека, антропологический кризис и кибернетическое бессмертие // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Под ред. Д. И. Дубровского. М.: Изд-во МБА, 2013. С. 237-252.
22. Шишкин М. А. Эволюция как эпигенетический процесс // Современная палеонтология. М.: Недра, 1988. Т. 2. С. 142-169.
23. Эпштейн М. Н. Творческое исчезновение человека. Введение в гуманологию // Философские науки. 2009. № 2. С. 91-105.
24. Kurzweil R. The Singularity is Near: When Humans Transcend Biology. New York: Viking, 2005. 652 p.
25. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. СПб.: Лениздат, Команда «А», 2014. 352 с.
26. Дёмин И. В. Гуманизм и трансгуманизм: проблема соотношения // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Под ред. Д. И. Дубровского. М.: Изд-во МБА, 2013. С. 193-202.
References
1. Chelovek i ego budushchee: Novye tekhnologii i vozmozhnosti cheloveka / Otv. red. G. L. Belkina. M.: LENAND, 2012. 496 s.
2. Gurevich P.S. Fenomen deantropologizatsii cheloveka // Voprosy fi-losofii. 2009. №
3. S. 19-31. 3. Fukuyama F. Nashe postchelovecheskoe budushchee: Posledstviya biotekhnologicheskoi revolyutsii. M.: AST, LYuKS, 2004. 349 s.
4. Gurevich P.S. Chto takoe negativnaya antropologiya? // Filosofiya i kul'tura. 2013. № 3. C. 275-278.
5. Khoruzhii S.S. Pereotsenka vsekh antropotsennostei // Filosofiya i kul'tura. 2010. № 1. C. 52-60.
6. Khoruzhii S.S. Pereotsenka vsekh antropotsennostei. Chast' 2. Okoncha-nie // Filosofiya i kul'tura. 2010. № 2. C. 10-19.
7. Novye tekhnologii i prodolzhenie evolyutsii cheloveka? Transgumanisticheskii proekt budushchego / Otv. red. V. Praid, A. V. Korotaev. M.: LKI, 2008. 320 s.
8. Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaya evolyutsiya / Pod red. D. I. Dubrovskogo. M.: Izd-vo MBA, 2013. 272 s.
9. Kutyrev V. A. Bytie ili nichto. SPb.: Aleteiya, 2009. 496 s.
10. Habermas J. The future of human nature. Cambridge: Polity press, 2003. 136 p.
11. Dunin-Barkovskii V. L. Neiroinformatika v Rossii i v mire // Mozg: fundamental'nye i prikladnye problemy. M.: Nauka, 2010. S. 220-223.
12. Medvedev D. A. Konvergentsiya tekhnologii – novaya determinanta razvitiya obshchestva // Novye tekhnologii i prodolzhenie evolyutsii cheloveka? Transgumanisticheskii proekt budushchego / Otv. red. V. Praid, A. V. Korotaev. M.: LKI, 2008. S. 46-84.
13. Shilov E. V. Uchenie Fomy Akvinskogo o dushe: starye problemy, novye resheniya. Predposylki tomistskogo sinteza // Vestnik PSTGU. Seriya I. Bogoslovie. Filosofiya. 2012. Vyp. 6. S. 81-102.
14. Davydenkov O. V. Kontseptsiya «individual'naya priroda» v khristologii Leontiya Vizantiiskogo // Vestnik PSTGU. Seriya I. Bogoslovie. Filosofiya. 2013. Vyp. 3. S. 7-17.
15. Nisskii G. Traktat ob ustroenii cheloveka // O cheloveke: Sbornik traktatov. SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2011. S. 23-142.
16. Florovskii G. S. Vostochnye ottsy Tserkvi. M.: AST, 2005. 633 s.
17. Nazaretyan A. P. Mirovozzrencheskaya perspektiva planetarnoi tsivilizatsii // Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaya evolyutsiya / Pod red. D. I. Dubrovskogo. M.: Izd-vo MBA, 2013. S. 26-48.
18. Lokhov S. A. Antropologicheskii kholizm v vostochno-khristianskoi traditsii // Vestnik RUDN. Seriya Filosofiya. 2004-2005. № 1. S. 144-156.
19. Nesterov A. Yu. Problema cheloveka v svete ideologii evolyutsionnogo transgumanizma // Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaya evolyutsiya / Pod red. D. I. Dubrovskogo. M.: Izd-vo MBA, 2013.S. 183-192.
20. Platon. Fedr 246 b // Platon. Sobr. soch. v 4 t. T. 2. M.: Mysl', 1993. S. 135-192.
21. Dubrovskii D. I. Priroda cheloveka, antropologicheskii krizis i kiberneticheskoe bessmertie // Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaya evolyutsiya / Pod red. D. I. Dubrovskogo. M.: Izd-vo MBA, 2013. S. 237-252.
22. Shishkin M. A. Evolyutsiya kak epigeneticheskii protsess // Sovremennaya paleontologiya. M.: Nedra, 1988. T. 2. S. 142-169.
23. Epshtein M. N. Tvorcheskoe ischeznovenie cheloveka. Vvedenie v gumanologiyu // Filosofskie nauki. 2009. № 2. S. 91-105.
24. Kurzweil R. The Singularity is Near: When Humans Transcend Biology. New York: Viking, 2005. 652 p.
25. Nitsshe F. Tak govoril Zaratustra. Kniga dlya vsekh i ni dlya kogo. SPb.: Lenizdat, Komanda «A», 2014. 352 s.
26. Demin I. V. Gumanizm i transgumanizm: problema sootnosheniya // Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaya evolyutsiya / Pod red. D. I. Dubrovskogo. M.: Izd-vo MBA, 2013. S. 193-202.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.