Статья 'Концепции и подходы к эстетической интерпретации звукозаписи' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Концепции и подходы к эстетической интерпретации звукозаписи

Сибиряков Василий Николаевич

аспирант, кафедра эстетики, Московский государственный университет

119234, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

Sibiryakov Vasiliy Nikolaevich

Post-graduate student, the department of Aesthetics, Moscow State University

119234, Russia, Moscow, Lomonosovsky Prospekt 27, building #4

vasibiryakov@ya.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.2.14469

Дата направления статьи в редакцию:

13-02-2015


Дата публикации:

17-03-2016


Аннотация: Расширяя традиционное понятие музыкальной звукозаписи, автор вводит его в контексте современной эстетики. В статье рассматриваются наиболее репрезентабельные научные концепции изучения звукозаписи, где предметом исследования выступает генезис ее эстетических и художественных характеристик. С установкой на эстетическую интерпретацию приводятся такие концепции, как «аура», «абсолютная музыка», «диалектика общих и отдельных онтологических закономерностей звучащей материи», «креативная симуляция» и др., а также предлагаются различные методологические подходы к изучению искусства звукозаписи. Анализируются и соотносятся отечественные и зарубежные исследования, соприкасающиеся с темой звукозаписи, с целью выявить наиболее существенные закономерности данного процесса. В музыкальном искусстве в эпоху ее технической воспроизводимости наблюдается возобновление ауры в ее качественно новой форме. Современный этап также характеризуется альтернативным восприятием музыки вопреки традиционному опыту слушания. Новизна представленного анализа - интерпретация художественно феномена звукозаписи в системе философской и эстетической рефлексии, что дает ключ к пониманию многих явлений в музыкальной науке, и представляет значительный интерес для теории искусства ХХ и XXI века.


Ключевые слова:

звукозапись, эстетика, техническая воспроизводимость, абсолютная музыка, концепция ауры, эмбиент, философия звука, эстетическая интерпретация, слуховой опыт, звукорежиссура

УДК:

7.01

Abstract: Expanding the traditional concept of musical sound recordings, the author introduces it in the context of contemporary aesthetics. The article considers the most significant scientific concept of sound recording's study, where the subject of research is the genesis of its aesthetic and artistic characteristics.With the installation of the aesthetic interpretation author explores concepts of "aura", "absolute music", "the dialectic of the general and specific ontological regularities of sounding matter", "creative simulation" et al., and also offers a variety of methodological approaches to the study of the sound recording art. Analyzes and correlates local and foreign research, which related to the topic of sound recording, in order to identify the most significant patterns in this process. In the art of music in the Age of Technical Reproduction there is resumption of in its aura of a qualitatively new form. The modern stage is also characterized by an alternative perception contrary to the traditional music listening experience. The novelty of the presented analysis consists in the interpretation of the artistic phenomenon in the sound recording system of philosophical and aesthetic reflection that provides the key to understanding of many things in musical science and offers substantial interest in the theory of art of the XX and XXI centuries.


Keywords:

sound recording, aesthetic, technical reproducibility, absolute music, concept of aura, ambient, philosophy of sound, aesthetic interpretation, aural experience, sound engineering

Библиография
1. Очерки эстетики и теории искусств XX века / Отв. ред. Н. А. Хренов, А.С. Мигунов. – М., 2013. С. 23
2. Агамбен Дж. Станцы. Слово и фантазм в культуре Запада/Пер. с ит. Б. Дубина:URL http://kinoart.ru/archive/1998/11/n11-article21
3. Богомолов А. Г. Метафизика звука в западноевропейской культуре. – М., 2012. С. 23.
4. Эстетика музыкальная // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982
5. Брайан Ино: о твиттере, пластилине и коллективном разуме URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/111399-brayan-ino-o-tvittere-plastiline-i-kollektivnom-razume#comments
6. Михайлов А. В. Музыкальная эстетика Германии XIX в. – М., 1981. Т. 1. С. 13.
7. Theodor Adorno, “Opera and the Long-Playing Record,” trans. Thomas Y. Levin, in Essays on Music, ed. Richard Leppert. – Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2002. P. 284.
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.— М., 2003. С. 318
9. Туп Д. Океан звука.-М.: АСТ; Адаптек, 2007. С. 21
10. Кущ Е.В. Фонокультура как новая парадигма акустического пространства // Культурная жизнь Юга России № 1 (48). – Краснодар, 2013. C. 20
11. И.П. Никитина Эстетика и художественная критика // Философия и культура.-2010.-7.-C. 67-75.
12. Синеокий О.В. Восточный рок: звукозапись из социалистической Азии // Человек и культура.-2013.-6.-C. 1-22. DOI: 10.7256/2409-8744.2013.6.7072. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_7072.html
13. Петрусева Н.А. О двух тенденциях Новой музыки // NB: Филологические исследования. — 2013.-№ 3.-С.177-233. DOI: 10.7256/2306-1596.2013.3.10184. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_10184.html
14. Шапинская Е.Н., Киященко Н.И.. Диалог об эстетическом воспитании: кризис ценностей и пути его преодоления.. // Культура и искусство.-2014.-№ 4.-C. 417-427. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.4.12885
15. Буева Л.П.. Воображение как стимулятор искусства. // Психология и Психотехника.-2014.-№ 8.-C. 863-879. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.8.12561
16. Е.В. Евстигнеева. Психология восприятия музыки в трактовке А.Шопенгауэра. // Психология и Психотехника.-2010.-№ 7.-C. 54-60.
17. В.М. Розин. Сущность и тайна музыки. // PHILHARMONICA. International Music Journal.-2014.-№ 2.-C. 194-218. DOI: 10.7256/1339-4002.2014.2.13588
18. В.Н. Холопова. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. // PHILHARMONICA. International Music Journal.-2014.-№ 1.-C. 14-25. DOI: 10.7256/.2014.1.1240
References
1. Ocherki estetiki i teorii iskusstv XX veka / Otv. red. N. A. Khrenov, A.S. Migunov. – M., 2013. S. 23
2. Agamben Dzh. Stantsy. Slovo i fantazm v kul'ture Zapada/Per. s it. B. Dubina:URL http://kinoart.ru/archive/1998/11/n11-article21
3. Bogomolov A. G. Metafizika zvuka v zapadnoevropeiskoi kul'ture. – M., 2012. S. 23.
4. Estetika muzykal'naya // Muzykal'naya entsiklopediya. — M.: Sovetskaya entsiklopediya, Sovetskii kompozitor. Pod red. Yu. V. Keldysha. 1973—1982
5. Braian Ino: o tvittere, plastiline i kollektivnom razume URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/111399-brayan-ino-o-tvittere-plastiline-i-kollektivnom-razume#comments
6. Mikhailov A. V. Muzykal'naya estetika Germanii XIX v. – M., 1981. T. 1. S. 13.
7. Theodor Adorno, “Opera and the Long-Playing Record,” trans. Thomas Y. Levin, in Essays on Music, ed. Richard Leppert. – Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2002. P. 284.
8. Leksikon nonklassiki. Khudozhestvenno-esteticheskaya kul'tura XX veka. / Pod red. V.V.Bychkova.— M., 2003. S. 318
9. Tup D. Okean zvuka.-M.: AST; Adaptek, 2007. S. 21
10. Kushch E.V. Fonokul'tura kak novaya paradigma akusticheskogo prostranstva // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii № 1 (48). – Krasnodar, 2013. C. 20
11. I.P. Nikitina Estetika i khudozhestvennaya kritika // Filosofiya i kul'tura.-2010.-7.-C. 67-75.
12. Sineokii O.V. Vostochnyi rok: zvukozapis' iz sotsialisticheskoi Azii // Chelovek i kul'tura.-2013.-6.-C. 1-22. DOI: 10.7256/2409-8744.2013.6.7072. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_7072.html
13. Petruseva N.A. O dvukh tendentsiyakh Novoi muzyki // NB: Filologicheskie issledovaniya. — 2013.-№ 3.-S.177-233. DOI: 10.7256/2306-1596.2013.3.10184. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_10184.html
14. Shapinskaya E.N., Kiyashchenko N.I.. Dialog ob esteticheskom vospitanii: krizis tsennostei i puti ego preodoleniya.. // Kul'tura i iskusstvo.-2014.-№ 4.-C. 417-427. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.4.12885
15. Bueva L.P.. Voobrazhenie kak stimulyator iskusstva. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2014.-№ 8.-C. 863-879. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.8.12561
16. E.V. Evstigneeva. Psikhologiya vospriyatiya muzyki v traktovke A.Shopengauera. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2010.-№ 7.-C. 54-60.
17. V.M. Rozin. Sushchnost' i taina muzyki. // PHILHARMONICA. International Music Journal.-2014.-№ 2.-C. 194-218. DOI: 10.7256/1339-4002.2014.2.13588
18. V.N. Kholopova. Spetsial'noe i nespetsial'noe muzykal'noe soderzhanie. // PHILHARMONICA. International Music Journal.-2014.-№ 1.-C. 14-25. DOI: 10.7256/.2014.1.1240
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.