Статья 'Картезианство и психоанализ. ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Картезианство и психоанализ.

Гайнутдинов Тимур Рашидович

кандидат философских наук

доцент, кафедра философии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

150000, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Советская, 10, каб. 58

Gaynutdinov Timur Rashidovich

PhD in Philosophy

Associate Professor of the Department of Philosophy at Yaroslavl Demidov State University

150000, Russia, Yaroslavl Region, Yaroslavl, str. Sovetskaya 10, room No. 58

jean-jacques@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.2.14332

Дата направления статьи в редакцию:

29-01-2015


Дата публикации:

31-03-2015


Аннотация: Статья рассматривает взаимную сопряженность ряда позиций и идей картезианства и психоанализа. Перечитывая различные тексты Декарта и Фрейда, автор показывает влияние картезианства на возникновение узловых понятий психоанализа. В центре статьи находятся такие категории как «вытеснение» и «след», при этом автор показывает, что уже на уровне картезианства мы сталкиваемся здесь не только с совершенно новой постановкой проблемы темпорализации, но и критикой метафизики присутствия, в дальнейшем развитой психоанализом и деконструкцией. Статья обращается к структуре картезианского дискурса, акцентируя внимание на метафоре «истинного пути», выступающей методологическим основанием мысли Декарта и, одновременно, её сквозным ориентиром. Философия Декарта уже содержит в себе парадигмальную установку на отказ от понимания бытия в качестве наличного; он многим прежде Фрейда показал, что след не является лишь простым инвестированием в проект присутствия, но оказывается структурой, которая делает возможным вытеснение как таковое. Обращаясь к феномену памяти в философии Декарта, автор статьи показывает, что именно на этом уровне можно обнаружить фундаментальную расщепленность картезианского субъекта.


Ключевые слова:

Декарт, картезианство, Фрейд, Деррида, след, вытеснение, психоанализ, память, деконструкция, метод

Abstract: The article considers the mutual relationship between certain provisions and ideas in cartesianism and psychoanalysis. By anayzing various texts of Descartes and Freud, the author shows the influence of cartesianism on the key concepts of psychoanalysis. The article is focused on such categories as 'repression' and 'trace'. The author shows that cartesianism already deals with a completely new definition of temporalization and criticises metaphysics of presence which was further developed by psychoanalysis and deconstruction. The article refers to the structure of Cartesian discourse focusing on the metaphor of the "true path" which serves as the methodological basis and reference point of Descartes' philosophy. The philosophy of Descartes already contains the paradigmal orientation at the rejection of the definition of existence as something present. Long before Freud he showed that the trace is not only a simple investment in the project of presence but it is the structure that makes repression possible. Appealing to the phenomenon of memory in Descartes' philosophy, the author shows that the fundamental disintegration of the Cartesian subject can be already found at this level. 


Keywords:

psychoanalysis, repression, trace, Derrida, Freud, Cartesianism, Descartes, memory, deconstruction, method

Библиография
1. Лакан Ж. Образование бессознательного (Семинары: Книга V (1957/1958)). М.: Гнозис, Логос, 2002. С. 123.
2. Гайнутдинов Т. Р. Картезианская купюра: проблема телесности в философии Декарта // Философия и культура. – 2014.-№
3. С. 329 – 338. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.3.10903. 3.Декарт Р. Ответ на вторые возражения против «Размышлений о первой философии» // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 106.
4. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 86.
5. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 85.
6. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 86.
7. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 91.
8. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 147.
9. Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 169.
10. Декарт Р. Седьмые возражения с примечаниями автора, или Рассуждение о первой философии // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 353.
11. Деррида Ж. Фрейд и сцена письма // Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. C. 319  369.
12. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 86.
13. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 91.
14. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 538.
15. Ле Герер А. Три истории о носе… // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 203.
16. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. // Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. С. 385.
17. Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. С. 44.
18. Декарт Р. Из переписки 1643-1649 гг. // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 558.
19. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. С. 132  133.
20. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 500.
21. Декарт Р. Из переписки 1643-1649 гг. // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 563.
22. Декарт Р. Из переписки 1643-1649 гг. // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 564.
23. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 97, 111, 143.
24. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. – 512 с.
25. Деррида Ж. Фрейд и сцена письма // Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. C. 365.
26. Деррида Ж. Шибболет (посвящается Паулю Целану). СПб.: Академический проект, 2002. С. 48, 91  92.
27. Декарт Р. Мир, или трактат о свете // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 182.
28. Classen C. Worlds of Sense: exploring the sense in history and across cultures. L.; N.Y.: Routledge, 1993. С. 52.
29. Декарт Р. Человек. М.: Праксис, 2012. С. 110.
30. Декарт Р. Человек. М.: Праксис, 2012. С. 9.
31. Декарт Р. Описание человеческого тела. Об образовании животного. // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 435.
32. Декарт Р. Человек. М.: Праксис, 2012. С. 9.
33. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 485.
34. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 276.
35. Рябушкина Т.М. Рефлексия как метод самопознания: к вопросу о кризисе оснований картезианской и посткартезианских теорий субъективности // Философская мысль. - 2013. - 1. - C. 1 - 59. DOI: 10.7256/2409-8728.2013.1.268. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_268.html
References
1. Lakan Zh. Obrazovanie bessoznatel'nogo (Seminary: Kniga V (1957/1958)). M.: Gnozis, Logos, 2002. S. 123.
2. Gainutdinov T. R. Kartezianskaya kupyura: problema telesnosti v filosofii Dekarta // Filosofiya i kul'tura. – 2014.-№
3. S. 329 – 338. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.3.10903. 3.Dekart R. Otvet na vtorye vozrazheniya protiv «Razmyshlenii o pervoi filosofii» // Sochineniya v 2 t. T. 2. M.: Mysl', 1994. S. 106.
4. Dekart R. Pravila dlya rukovodstva uma // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 86.
5. Dekart R. Pravila dlya rukovodstva uma // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 85.
6. Dekart R. Pravila dlya rukovodstva uma // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 86.
7. Dekart R. Pravila dlya rukovodstva uma // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 91.
8. Dekart R. Pravila dlya rukovodstva uma // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 147.
9. Dekart R. Razyskanie istiny posredstvom estestvennogo sveta // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 169.
10. Dekart R. Sed'mye vozrazheniya s primechaniyami avtora, ili Rassuzhdenie o pervoi filosofii // Sochineniya v 2 t. T. 2. M.: Mysl', 1994. S. 353.
11. Derrida Zh. Freid i stsena pis'ma // Pis'mo i razlichie. M.: Akademicheskii proekt, 2000. C. 319  369.
12. Dekart R. Pravila dlya rukovodstva uma // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 86.
13. Dekart R. Pravila dlya rukovodstva uma // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 91.
14. Dekart R. Strasti dushi // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 538.
15. Le Gerer A. Tri istorii o nose… // Aromaty i zapakhi v kul'ture. Kniga 1. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2010. S. 203.
16. Freid Z. Po tu storonu printsipa udovol'stviya. // Freid Z. Psikhologiya bessoznatel'nogo: Sb. proizvedenii. M.: Prosveshchenie, 1989. S. 385.
17. Derrida Zh. Polya filosofii. M.: Akademicheskii proekt, 2012. S. 44.
18. Dekart R. Iz perepiski 1643-1649 gg. // Sochineniya v 2 t. T. 2. M.: Mysl', 1994. S. 558.
19. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya. SPb.: Nauka, 1999. S. 132  133.
20. Dekart R. Strasti dushi // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 500.
21. Dekart R. Iz perepiski 1643-1649 gg. // Sochineniya v 2 t. T. 2. M.: Mysl', 1994. S. 563.
22. Dekart R. Iz perepiski 1643-1649 gg. // Sochineniya v 2 t. T. 2. M.: Mysl', 1994. S. 564.
23. Dekart R. Pravila dlya rukovodstva uma // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 97, 111, 143.
24. Derrida Zh. O grammatologii. M.: Ad Marginem, 2000. – 512 s.
25. Derrida Zh. Freid i stsena pis'ma // Pis'mo i razlichie. M.: Akademicheskii proekt, 2000. C. 365.
26. Derrida Zh. Shibbolet (posvyashchaetsya Paulyu Tselanu). SPb.: Akademicheskii proekt, 2002. S. 48, 91  92.
27. Dekart R. Mir, ili traktat o svete // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 182.
28. Classen C. Worlds of Sense: exploring the sense in history and across cultures. L.; N.Y.: Routledge, 1993. S. 52.
29. Dekart R. Chelovek. M.: Praksis, 2012. S. 110.
30. Dekart R. Chelovek. M.: Praksis, 2012. S. 9.
31. Dekart R. Opisanie chelovecheskogo tela. Ob obrazovanii zhivotnogo. // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 435.
32. Dekart R. Chelovek. M.: Praksis, 2012. S. 9.
33. Dekart R. Strasti dushi // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 485.
34. Dekart R. Rassuzhdenie o metode, chtoby verno napravlyat' svoi razum i otyskivat' istinu v naukakh // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989. S. 276.
35. Ryabushkina T.M. Refleksiya kak metod samopoznaniya: k voprosu o krizise osnovanii kartezianskoi i postkartezianskikh teorii sub''ektivnosti // Filosofskaya mysl'. - 2013. - 1. - C. 1 - 59. DOI: 10.7256/2409-8728.2013.1.268. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_268.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.