Статья 'Модификации византийского исихазма в культуре Киевской Руси, Московской Руси и средневекового Крыма ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Модификации византийского исихазма в культуре Киевской Руси, Московской Руси и средневекового Крыма

Жиртуева Наталья Сергеевна

доктор философских наук

профессор кафедры "Политология и международные отношения" Института общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет

299026, Россия, республика Крым, г. Севастополь, ул. Университетская, 33

Zhirtueva Natalia

Doctor of Philosophy

Professor. the department of Political Science and International Relations, Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University.

299026, Russia, respublika Krym, g. Sevastopol', ul. Universitetskaya, 33

zhr_nata@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.6.14070

Дата направления статьи в редакцию:

23-12-2014


Дата публикации:

28-07-2015


Аннотация: Предметом исследования является процесс распространения идей византийского исихазма в культуре средневековой Руси и Крыма. Подчеркивается, что исихазм как мистическим учением о преображении («обожении») человека выражает самую сокровенную суть православия. Уже со времен Киевской Руси он является неотъемлемой частью духовной культуры восточнославянских народов, способствуя формированию их идеала святости. Автор подробно рассматривает этапы процесса восприятия идей византийского исихазма и его творческой переработки в культуре Киевской Руси, Московской Руси и Таврики. Методология исследования - компаративный философско-религиоведческий анализ. Методы - компаративно-аналитический, анализ, синтез, обобщение, индивидуализация, историческое повествование. В результате проведенного исследования сделан вывод, что процесс распространения идей византийского исихазма в средневековой Руси и Крыму прошел два этапа. В VIII – XI вв. в результате иконоборческого движения сформировались два центра - «пещерные монастыри» Таврики и Киево-Печерская Лавра. В XIV – XV вв. в связи с «исихастскими спорами» сформировалась оригинальная школа «московского исихазма» («нестяжательства»). Древнерусский исихазм был представлен аскетическим исихазмом, ориентированным на индивидуальное «обожение» человека, и политическим исихазмом, который стремился к воплощению на практике идеала соборного единства всего человечества.


Ключевые слова:

исихазм, обожение, политический исихазм, нестяжательство, умно-сердечная молитва, идеал святости, Киево-Печерский монастырь, Троицкий монастырь, пещерные монастыри, Таврика

Abstract: The subject under research is the process of the conveyance of the ideas of Byzantine hesychasm in the culture of the medieval Rus and Crimea. The author underlines that being a mystical teaching about 'divinization' of human, hesychasm expresses the inmost essence of Orthodoxy. Since the very times of Kievan Rus, hesychasm has been the essential part of the spitirual culture of Eastern Slavic peoples, thus contributing to the development of their sanctity ideal. In this article Zhirtueva examines the stages of the perception of the ideas of Byzantine hesychasm and creative interpretation of these ideas in Kievan Rus, Moscovian Rus and Tauris. The methodology of the research involves the comparative philosopho-theological analysis. The research methods include the comparative analytical method, analysis, synthesis, generalization, inidividuation and historical narrative. As a result of the research, the author concludes that the process of the conveyance of the ideas of Byzantine hesychasm underwent the two stages in medieval Rus and Crimea. In the VIIIth - XIth centuries the two centers of Byzantine hesychasm were created as a result of the aniconic movement. Those were the so called 'cave monasteries' of Tauris and Kiev Pechersk Lavra. In the XIVth - XVth the original school of 'Moscow hesychasm' (nestyazhatelstvo or the teaching of non-possession) was created due to 'hesychasm debates'. In Old Russia hesychasm was presented as ascetic hesychasm oriented at individual 'divinization' of human and political hesychasm aimed at realizing the ideal of the conciliar unity of the mankind. 


Keywords:

Kiev Pechersk Lavra, sanctity ideal, prayer from the mind and heart, non-possession (nestyazhatelstvo), political hesychasm, divinization, hesychasm, Trinity Monastery, cave monasteries, Tauris

Библиография
1. Баранов И. А. О восстании Иоанна Готского // Феодальная Таврика. / И. А. Баранов.-К.: Наукова думка, 1974.-С.151-162.
2. Борисов Н. С. И свеча бы не угасла...: Исторический портрет Сергия Радонежского. / Николай Сергеевич Борисов.-М.: Молодая гвардия, 1990.-301 с.
3. Бубнова В. А. Нил Сорский: Историческое повествование. / В. А. Бубнова.-СПб: б.и., 1992.-158 с.
4. Егоров А. А. Митрополит Киприан и его время: к вопросу о политическом исихазме // Отечественная философская мысль XI-XVIII вв. и греческая культура: сборник статей. / А. А. Егоров.-К.: Наук.думка, 1991.-С. 219-228.
5. Жиртуєва Н. С. Модифікації містичного досвіду в релігійних традиціях світу: монографія. / Наталія Сергіївна Жиртуєва. – Херсон : Видавництво ХДМІ, 2009. – 327 с.
6. Замалеев А. Ф. Отечественные мыслители позднего средневековья./ Александр Фазлаевич Замалеев.-К.: Лыбидь, 1990.-176 с.
7. Зубарь В. М., Павленко Ю. В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси. / В. М. Зубарь, Ю. В. Павленко.-К.: Наукова думка, 1988.-230 с.
8. «Изборник». Сборник произведений литературы Древней Руси. / [сост. и ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачев].-М.: Худ. лит, 1969.-799 с. – (Б-ка всемирной литературы).
9. Иеромонах Иоанн (Кологривов). Очерки по истории русской святости. / Иоанн Кологривов.-Siracusa: Editrica “Istina”, 1991. – 415 c.
10. Літопис руський./ [пер. з давньорус. Л. Э. Махновця; ред. О.В. Мишанич]. – К.: Дніпро, 1989. – XVI + 591 с.
11. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого./ Дмитрий Сергеевич Лихачев.-М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962.-172 с.
12. Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и политическом развитии Восточной Европы в XIV в. // Труды отдела древнерусской литературы. Т.29.: [сб. науч. трудов]. / И. Ф. Мейендорф.-Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974.-С. 291 – 305.
13. Памятники византийской литературы. IV-IX веков. / [отв. ред. Л.А.Фрейберг]. – М.: Наука, 1968.-354 с.
14. Памятники литературы древней Руси. XIV-середина XV века./ [сост. и ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачев].-М.: Худ. лит., 1981.-602 с.
15. Ростовский Дм. Житие Сергия Радонежского // Балашов Д.М. Похвала Сергию. / Д. Ростовский.-М.: Изд-во Межрегионал. центра отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997.-С. 273 – 288.
16. Преподобный Нил Сорский. О восьми главных страстях и о победе над ними. – М.: Центр БЛАГО, 1997. – 64 с.
17. Преподобный Нил Сорский. Учитель умного делания. – М.: Центр БЛАГО; КАЗАК, 1997. – 64 с.
18. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. (Вопрос о смысле жизни в древнерусской живописи). / Е. Н.Трубецкой; [репринт. изд.]. – М.: «Интерпринт», 1990. – 44 с. – вых. д. ориг.: М.: Тип. Т-ва И.Д.Сытина, 1916.
19. Фадеева Т. М. Тайны горного Крыма. /Татьяна Михайловна Фадеева. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1998. – 256 с.
20. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. / Георгий Петрович Федотов.-М.: Московский рабочий, 1990.-269 с.
21. Флоровский Г. Пути русского богословия. / Георгий Флоровский; [репринт. изд.].-К.: «Путь к истине», 1991.-600 с.
22. Якобсон А. Л. Крым в средние века. / Анатолий Леопольдович Якобсон.-Л.; М.: Наука, 1973. – 173 с. – (Из истории мировой культуры).
References
1. Baranov I. A. O vosstanii Ioanna Gotskogo // Feodal'naya Tavrika. / I. A. Baranov.-K.: Naukova dumka, 1974.-S.151-162.
2. Borisov N. S. I svecha by ne ugasla...: Istoricheskii portret Sergiya Radonezhskogo. / Nikolai Sergeevich Borisov.-M.: Molodaya gvardiya, 1990.-301 s.
3. Bubnova V. A. Nil Sorskii: Istoricheskoe povestvovanie. / V. A. Bubnova.-SPb: b.i., 1992.-158 s.
4. Egorov A. A. Mitropolit Kiprian i ego vremya: k voprosu o politicheskom isikhazme // Otechestvennaya filosofskaya mysl' XI-XVIII vv. i grecheskaya kul'tura: sbornik statei. / A. A. Egorov.-K.: Nauk.dumka, 1991.-S. 219-228.
5. Zhirtuєva N. S. Modifіkatsії mіstichnogo dosvіdu v relіgіinikh traditsіyakh svіtu: monografіya. / Natalіya Sergіїvna Zhirtuєva. – Kherson : Vidavnitstvo KhDMІ, 2009. – 327 s.
6. Zamaleev A. F. Otechestvennye mysliteli pozdnego srednevekov'ya./ Aleksandr Fazlaevich Zamaleev.-K.: Lybid', 1990.-176 s.
7. Zubar' V. M., Pavlenko Yu. V. Khersones Tavricheskii i rasprostranenie khristianstva na Rusi. / V. M. Zubar', Yu. V. Pavlenko.-K.: Naukova dumka, 1988.-230 s.
8. «Izbornik». Sbornik proizvedenii literatury Drevnei Rusi. / [sost. i red. L. A. Dmitrieva, D. S. Likhachev].-M.: Khud. lit, 1969.-799 s. – (B-ka vsemirnoi literatury).
9. Ieromonakh Ioann (Kologrivov). Ocherki po istorii russkoi svyatosti. / Ioann Kologrivov.-Siracusa: Editrica “Istina”, 1991. – 415 c.
10. Lіtopis rus'kii./ [per. z davn'orus. L. E. Makhnovtsya; red. O.V. Mishanich]. – K.: Dnіpro, 1989. – XVI + 591 s.
11. Likhachev D.S. Kul'tura Rusi vremeni Andreya Rubleva i Epifaniya Premudrogo./ Dmitrii Sergeevich Likhachev.-M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1962.-172 s.
12. Meiendorf I. F. O vizantiiskom isikhazme i ego roli v kul'turnom i politicheskom razvitii Vostochnoi Evropy v XIV v. // Trudy otdela drevnerusskoi literatury. T.29.: [sb. nauch. trudov]. / I. F. Meiendorf.-L.: Nauka, Leningr. otd-nie, 1974.-S. 291 – 305.
13. Pamyatniki vizantiiskoi literatury. IV-IX vekov. / [otv. red. L.A.Freiberg]. – M.: Nauka, 1968.-354 s.
14. Pamyatniki literatury drevnei Rusi. XIV-seredina XV veka./ [sost. i red. L. A. Dmitrieva, D. S. Likhachev].-M.: Khud. lit., 1981.-602 s.
15. Rostovskii Dm. Zhitie Sergiya Radonezhskogo // Balashov D.M. Pokhvala Sergiyu. / D. Rostovskii.-M.: Izd-vo Mezhregional. tsentra otraslevoi informatiki Gosatomnadzora Rossii, 1997.-S. 273 – 288.
16. Prepodobnyi Nil Sorskii. O vos'mi glavnykh strastyakh i o pobede nad nimi. – M.: Tsentr BLAGO, 1997. – 64 s.
17. Prepodobnyi Nil Sorskii. Uchitel' umnogo delaniya. – M.: Tsentr BLAGO; KAZAK, 1997. – 64 s.
18. Trubetskoi E. N. Umozrenie v kraskakh. (Vopros o smysle zhizni v drevnerusskoi zhivopisi). / E. N.Trubetskoi; [reprint. izd.]. – M.: «Interprint», 1990. – 44 s. – vykh. d. orig.: M.: Tip. T-va I.D.Sytina, 1916.
19. Fadeeva T. M. Tainy gornogo Kryma. /Tat'yana Mikhailovna Fadeeva. – Simferopol': Biznes-Inform, 1998. – 256 s.
20. Fedotov G. P. Svyatye Drevnei Rusi. / Georgii Petrovich Fedotov.-M.: Moskovskii rabochii, 1990.-269 s.
21. Florovskii G. Puti russkogo bogosloviya. / Georgii Florovskii; [reprint. izd.].-K.: «Put' k istine», 1991.-600 s.
22. Yakobson A. L. Krym v srednie veka. / Anatolii Leopol'dovich Yakobson.-L.; M.: Nauka, 1973. – 173 s. – (Iz istorii mirovoi kul'tury).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.