Статья 'Неоязычество Европы' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Неоязычество Европы

Кутарев Олег Владиславович

аспирант, кафедра религиоведения, Русская христианская гуманитарная академия

191011, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, 15

Kutarev Oleg Vladislavovich

Post-graduate student, the department of Religious Studies, Russian Christian Humanitarian Academy

191011, Russia, St. Petersburg, Fontanka River embankment, 15.

etnogenez@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.12.13817

Дата направления статьи в редакцию:

15-01-2015


Дата публикации:

29-01-2015


Аннотация: Неоязычество – относительно недавний феномен; этот тип новых религиозных движений возник лишь в XIX–XX вв. Сегодня он привлекает к себе большое внимание в общественной жизни и СМИ. Неоязычество представляет собой религию, воссоздающую те или иные фрагменты дохристианских верований, и опирающуюся на старые текстовые источники, однако привлекающую и элементы новизны, такие как экологичность, эзотерические учения и психопрактики, гуманистическая этика и т.д. Несмотря на расширяющиеся масштабы феномена в современности, научный разбор неоязычества невелик и часто труднодоступен для неспециалиста. Данная обзорная статья рассматривает причины возникновения, основные тенденции и свойства неоязыческих течений, возникших в Европе. Анализируются такие традиции, как германская, кельтская, балтская, финская и т.д.; особое внимание уделяется славянскому неоязычеству в его разнообразии. Помимо описания самих религиозных систем, внимание уделяется их истории, первоисточникам, способам функционирования и т.д. Новизна исследования состоит как в обобщении описательной базы и выявления с её помощью общих для неоязыческих движений тенденций, так и в аналитической составляющей, показывающих способы функционирования указанных систем и причины их востребованности. В то же время сводный обзор позволяет выявлять особенности каждого отдельного неоязыческого течения. Особо стоит выделить дифференциацию понятий "неоязычество" в противовес "язычеству", которая надёжно обосновывается.


Ключевые слова:

европейское неоязычество, современное язычество, родноверие, асатру, друидизм, традиционные религии, древнеславянские верования, новые религиозные движения, политеизм, язычество в России

Библиография
1. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М., 2009.
2. Барандиаран Х. М. Баскская мифология. М., 2009.
3. Васильев М. А. Рецензия на Неоязычество на постсоветском пространстве // Славяноведение. 2002. № 4.
4. Гайдуков А. В. Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2013. С. 169–180.
5. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 2013.
6. Гальцин Д. Д. Классические корни викки. URL: http://www.versacrum.narod.ru/articles/classic.html (дата обращения 18.10.2013).
7. Гимбутас М. Балты: Люди янтарного моря. М., 2004.
8. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. СПб., 2004.
9. Кутарев О. В. Древнеславянские загробные представления и концепция множественности душ // Acta eruditorum. СПб., 2013. Вып. 13. С. 21–24.
10. Кутарев О. В. О неприятии славянскими неоязычниками некоторых аспектов старого язычества // Герценовские чтения 2012. СПб., 2013. С. 346–348.
11. Кутарев О. В. Характеристика Рода и Рожаниц в славянской мифологии: интерпретации Б.А. Рыбакова и его предшественников// Религиоведение. 2013. №4. С. 170–177.
12. Ловмянский Г. Религия славян и её упадок. СПб., 2003.
13. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М., 2005.
14. Неоязычество на просторах Евразии. // Сост., ред. В. А. Шнирельман. М., 2001.
15. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. М., 2002.
16. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М., 2005.
17. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.
18. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
19. Рыжакова С. И. Латышское неоязычество: заметки этнографа. URL: http://www.religio.ru/relisoc/29.html (дата обращения 18.10.2013).
20. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
21. Что думают ученые о “Велесовой книге”. // Сост. А. А. Алексеев. СПб., 2004.
22. Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. М., 2005.
23. И.Г. Курганова Новые религиозные движения как объект религиоведческих исследований: анализ проблематики // Философия и культура. - 2012. - 5. - C. 96 - 107.
References
1. Anichkov E. V. Yazychestvo i Drevnyaya Rus'. M., 2009.
2. Barandiaran Kh. M. Baskskaya mifologiya. M., 2009.
3. Vasil'ev M. A. Retsenziya na Neoyazychestvo na postsovetskom prostranstve // Slavyanovedenie. 2002. № 4.
4. Gaidukov A. V. Slavyanskoe novoe yazychestvo v Rossii: opyt religiovedcheskogo issledovaniya // Novye religii v Rossii: dvadtsat' let spustya. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. M., 2013. S. 169–180.
5. Gal'kovskii N. M. Bor'ba khristianstva s ostatkami yazychestva v Drevnei Rusi. M., 2013.
6. Gal'tsin D. D. Klassicheskie korni vikki. URL: http://www.versacrum.narod.ru/articles/classic.html (data obrashcheniya 18.10.2013).
7. Gimbutas M. Balty: Lyudi yantarnogo morya. M., 2004.
8. Klein L. S. Voskreshenie Peruna. SPb., 2004.
9. Kutarev O. V. Drevneslavyanskie zagrobnye predstavleniya i kontseptsiya mnozhestvennosti dush // Acta eruditorum. SPb., 2013. Vyp. 13. S. 21–24.
10. Kutarev O. V. O nepriyatii slavyanskimi neoyazychnikami nekotorykh aspektov starogo yazychestva // Gertsenovskie chteniya 2012. SPb., 2013. S. 346–348.
11. Kutarev O. V. Kharakteristika Roda i Rozhanits v slavyanskoi mifologii: interpretatsii B.A. Rybakova i ego predshestvennikov// Religiovedenie. 2013. №4. S. 170–177.
12. Lovmyanskii G. Religiya slavyan i ee upadok. SPb., 2003.
13. Mansikka V. I. Religiya vostochnykh slavyan. M., 2005.
14. Neoyazychestvo na prostorakh Evrazii. // Sost., red. V. A. Shnirel'man. M., 2001.
15. Petrukhin V. Ya. Mify drevnei Skandinavii. M., 2002.
16. Petrukhin V. Ya. Mify finno-ugrov. M., 2005.
17. Rybakov B. A. Yazychestvo drevnikh slavyan. M., 1981.
18. Rybakov B. A. Yazychestvo Drevnei Rusi. M., 1987.
19. Ryzhakova S. I. Latyshskoe neoyazychestvo: zametki etnografa. URL: http://www.religio.ru/relisoc/29.html (data obrashcheniya 18.10.2013).
20. Slavyanskaya mifologiya. Entsiklopedicheskii slovar'. M., 1995.
21. Chto dumayut uchenye o “Velesovoi knige”. // Sost. A. A. Alekseev. SPb., 2004.
22. Shirokova N. S. Mify kel'tskikh narodov. M., 2005.
23. I.G. Kurganova Novye religioznye dvizheniya
kak ob''ekt religiovedcheskikh issledovanii:
analiz problematiki // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 5. - C. 96 - 107.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.