|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Гайнутдинов Т.Р.
Место писания тела в структуре бытия
// Философия и культура.
2014. № 8.
С. 1115-1120.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.8.12443 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12443
Место писания тела в структуре бытия
Гайнутдинов Тимур Рашидович
кандидат философских наук
доцент, кафедра философии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
150000, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Советская, 10, каб. 58
Gaynutdinov Timur Rashidovich
PhD in Philosophy
Associate Professor of the Department of Philosophy at Yaroslavl Demidov State University
150000, Russia, Yaroslavl Region, Yaroslavl, str. Sovetskaya 10, room No. 58
|
jean-jacques@yandex.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.8.12443
Дата направления статьи в редакцию:
31-08-2014
Дата публикации:
14-09-2014
Аннотация:
Обращаясь к корпусу текстов Рене Декарта, статья рассматривает проблему экспозиции тела в структуре бытия. Сопоставляя понятия протяженности и тела, автор ставит своей целью анализ пространственной модели восприятия телесности в картезианстве. При этом сама пространственность тела трактуется здесь онтологически, как «развертывание его телесного бытия». В картезианстве тело вписано в структуру бытия, и именно поэтому онтология тела здесь, как отмечает Жан-Люк Нанси, «является онтологией в собственном смысле». В целом следуя топологическому методу описания телесности, безусловно доминирующему в текстах Декарта, автор в то же время совмещает его с феноменологической линией анализа Мерло-Понти. Действительно, Декарт анализирует тело исключительно пространственно, но неверно было бы считать, что пространство детерминирует собой тело. Скорее, само тело в картезианстве есть купирование, отчуждение пространства. Именно в этом отчужденном пространстве Декарт развертывает «машину нашего тела», то есть тело в своей буквальности, конкретное и функциональное. Автор статьи также приходит к выводу, что дедуктивный метод Декарта берет свое начало в анатомических практиках: анатомия не занимается целым и сплошным телом, но телом, поделенным на части, что позволяет исследователю определить составные элементы его общей механики.
Ключевые слова:
Рене Декарт, картезианство, Жан-Люк Нанси, тело, онтология, бытие, пространство, протяженность, тело-машина, Морис Мерло-Понти
Библиография
1. Декарт Р. Из переписки 1643-1649 гг. // Сочинения в 2 т. Т.
2. М.: Мысль, 1994. 2.Декарт Р. Описание человеческого тела. Об образовании животного. // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989.
3. Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989.
4. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994.
5. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989.
6. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989.
7. Декарт Р. Человек. М., 2012.
8. Задгер И. Эротика кожных и слизистых покровов и мышечной системы // Психология и психопатология кожи: тексты. Ижевск, М., 2011
9. История тела: в 3-х т. Т. I: от Ренессанса до эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
10. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
11. Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999.
12. Гайнутдинов Т.Р. Картезианская купюра: проблема телесности в философии Декарта // Философия и культура. - 2014. - 3. - C. 329 - 338. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.3.10903.
13. А.Н. Фатенков Экзистенциальные формы тела // Философия и культура. - 2010. - 4. - C. 16 - 20.
References
1. Dekart R. Iz perepiski 1643-1649 gg. // Sochineniya v 2 t. T.
2. M.: Mysl', 1994. 2.Dekart R. Opisanie chelovecheskogo tela. Ob obrazovanii zhivotnogo. // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989.
3. Dekart R. Pervonachala filosofii // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989.
4. Dekart R. Razmyshleniya o pervoi filosofii, v koikh dokazyvaetsya sushchestvovanie Boga i razlichie mezhdu chelovecheskoi dushoi i telom // Sochineniya v 2 t. T. 2. M.: Mysl', 1994.
5. Dekart R. Rassuzhdenie o metode, chtoby verno napravlyat' svoi razum i otyskivat' istinu v naukakh // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989.
6. Dekart R. Strasti dushi // Sochineniya v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1989.
7. Dekart R. Chelovek. M., 2012.
8. Zadger I. Erotika kozhnykh i slizistykh pokrovov i myshechnoi sistemy // Psikhologiya i psikhopatologiya kozhi: teksty. Izhevsk, M., 2011
9. Istoriya tela: v 3-kh t. T. I: ot Renessansa do epokhi Prosveshcheniya. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2012.
10. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vospriyatiya. SPb., 1999.
11. Nansi Zh.-L. Corpus. M., 1999.
12. Gainutdinov T.R. Kartezianskaya kupyura: problema telesnosti v filosofii Dekarta // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 3. - C. 329 - 338. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.3.10903.
13. A.N. Fatenkov Ekzistentsial'nye formy tela // Filosofiya i kul'tura. - 2010. - 4. - C. 16 - 20.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|