Статья 'Метапоэтика музыкального искусства: к постановке проблемы' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Метапоэтика музыкального искусства: к постановке проблемы

Миклина Наталья Николаевна

доктор философских наук

эксперт, Академический институт социально-политических и этнодемографических исследований РГСУ

129226, Россия, Московская Область область, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, оф. стр.1

Miklina Natal'ya Nikolaevna

Doctor of Philosophy

Expert, Academic Institute of the Socio-Political and Ethno-Demographic Research of the Russian Humanitarian Social University

129226, Russia, Moscow, Vilgelma Pika Street 2, building #1

miklina45@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.7.12368

Дата направления статьи в редакцию:

24-07-2014


Дата публикации:

07-08-2014


Аннотация: Предмет исследования – возможности применения термина «метапоэтика» по отношению к музыкальному искусству, цель – определение наиболее эффективных подходов к разработке метапоэтики музыки на основе анализа современных литературоведческих, музыкально-теоретических и философских концепций. В ходе проведенного исследования показано, что метапоэтика музыки, ориентируясь на соответствующие установки в области литературоведения, обладает спецификой, определяемой невербальным, неизобразительным и процессуальным характером музыки. Специфика эта состоит в более явной, нежели в других искусствах, значимости метатекста - подвижной, открытой системы метаэлементов в самом произведении. Отсюда определяющая роль имплицитного подхода к метапоэтике музыки - необходимость концентрации внимания, прежде всего, на музыкальной форме как разворачивающегося смысла, сопряженного со значительной обобщенностью, абстрагированностью репрезентируемых в музыке образов и событий, которые допускают несравнимую с другими видами искусства многозначность и вариативность. В связи с этим наиболее правомерным, обоснованным и перспективным подходом к метапоэтическим разработкам в области музыки является философия поэзиса как диалектика порождения, становления, или восхождения, дополняемая методом трансрефлексии, или трансференции, который выявляет эмерджентный и транспарентный характер музыкального целого. Указанный подход в наибольшей степени отвечает специфике музыки, не противоречит ни одному из методов, декларируемых в метапоэтических исследованиях, обладает необходимой эвристичностью, этикой взаимонуждаемости и открыт для получения нового знания. Положения и выводы работы могут быть использованы в культурфилософских, эстетических, музыкально-теоретических, культурологических исследованиях, в научно-исследовательской и учебной работе со студентами вузов, магистрантами, аспирантами, молодыми учеными. Основной метод исследования – интегративно-дискурсивный подход, нацеленный на широкий охват различных мнений, на уважительное отношение к авторам, на поиск истины в моментах пересечения множества точек зрения Новизна работы состоит в следующем: 1) объединение различных точек зрения в рамках метапоэтического дискурса позволило выявить специфику метапоэтики музыки и определить наиболее перспективные пути её развития; 2) показано, что отечественные авторы, несмотря на значительное влияние западноевропейских теорий, в частности, взглядов М. Хайдеггера, в своих трудах нередко преодолевают антропоцентрический уклон и в хронотопе музыки как поэзисе со-бытия усматривают важную роль не только «горизонтали», но и «вертикали»; 3) обоснована необходимость и в эксплицитной метапоэтике – литературном наследии композитора и его эпохи – не столько с целью уточнения авторского метода, сколько для определения философских и художественных позиций композитора, позволяющих судить о следовании его идеям, культурным традициям его времени, о степени нуждаемости в них; 4) имлицитный и эксплицитный подходы к метапоэтике музыки с использованием метода трансференции апробируются автором в учебной и научно-исследовательской работе со студентами музыкальных специальностей вуза и молодыми учеными, доказывая свою эффективность. Выводы. Раскрываемые в статье методологический и методический аспекты метапоэтики музыки подтверждают актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования. Однако затронутые в работе вопросы метапоэтики лишь намечают пути, по которым может идти дальнейшее развитие этой интересной и плодотворной области знания.


Ключевые слова:

метапоэтика, имплицитная, эксплицитная, музыкальное искусство, музыкальная поэтика, поэзис, становление, восхождение, трансфлексия, трансференция

Библиография
1. Байкиева, Р. М. Герой как категория музыкальной поэтики в пьесах детского фортепианного репертуара [Текст] : дисс... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Байкиева Римма Масгутовна. – Уфа, 2010. – 280 с.
2. Бахтин, М. М. Собрание сочинений в 7 томах [Текст] : Т. 1: Философская эстетика 1920-х годов / М. М. Бахтин. – М. : Русские словари; Языки славянской культуры, 2003. – 958 с.
3. Бонфельд, М. Ш. Музыка: язык или речь? [Текст] /М. Ш. Бонфельд // Музыкальная коммуникация: сб. науч. тр. / Проблемы музыкознания.-Вып. 8 (1996). – СПб. : РИИИ, 1996. – С. 15-39.
4. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление [Текст] / М. Ш. Бонфельд. – СПб.: Композитор, 2006. – 648 с.
5. Бродский, И. Книга интервью [Текст]. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Захаров, 2005. – 784 с.
6. Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции : Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века [Текст] / Н. С. Гуляницкая. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 432с.
7. Ильин, И. А. Путь духовного обновления /Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И. А. Ильин. — М.: Эксмо, 2006. — 912с.
8. Казанцева, Л. П. Автор в музыкальном содержании [Текст] /Л. П. Казанцева.-М. : РАМ им. Гнесиных, 1998.-248 c.
9. Киященко, Н. И., Киященко, Л. П. Культура: диспозиция и композиция поэзиса (интервальный опыт истолкования) [Текст] / Н. И. Киященко, Л. П. Киященко // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 4. – Том I (Гуманитарные науки). – С. 288-293.
10. Кулаков, Ю. И. Теория физических структур-математическое основание фундаментальной физики [Текст] / Ю. И. Кулаков // Баранцев Р. Г., Векшенов С. А., Владимиров Ю. С. Метафизика. Век XXI. Сборник трудов.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 288 с.-С. 136-139.
11. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики [Текст] /А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. – М. : Изд-во «Правда», «Вопросы философии», 1990. – С. 195-390.
12. Мамардашвили М. К. Одиночество – моя профессия: интервью Улдиса Тиренса [Текст] /М. К. Мамардашвили // Мераб Мамардашвили. Очерк современной европейской философии. – М.: Прогресс-Традиция. – 584 с. – С. 516-548.
13. Миклина, Н. Н. Русский лад как принцип миропорядка [Текст] / Н. Н. Миклина.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – 272 с.; Миклина, Н. Н. Концепт лада в контексте русского культурного дискурса [Текст]: дисс… докт. филос. наук: 09.00.13 /Миклина Наталья Николаевна. – Ставрополь, 2010. – 322с.; Миклина, Н. Н. Мир А. Ф. Лосева как мир «чистого музыкального бытия» [Текст] / Н. Н. Миклина //Философские науки.-2008.-№ 10. – С. 131-137; Миклина, Н. Н. «Лад» и «ад» в русском философском дискурсе [Текст] / Н. Н. Миклина //Полигнозис.-2008.-№ 3. – С. 120-132; и другие.
14. Назайкинский Е. В. Поэтика музыкальной миниатюры [Электронный ресурс] // Израиль XXI века: Музыкальный интернет-журнал. – Режим доступа: http://www.21israel-music.com/Poetika.htm
15. Немковская, В. И. Персонаж как категория музыкальной поэтики [Текст]: дисс… канд. искусствоведения: 17.00.02 / В. И. Немковская.-Москва, 2002.-178 с.
16. Орлов, Д. У. История и поэзис [Текст] / Д. У. Орлов // ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии.-№ 2 (002) 2012. – С. 43-59.
17. Пас, О. Поэзия. Критика. Эротика [Текст] / О. Пас.-М.: Русское феноменологическое общество, 1996.-192с.
18. Самохвалова, В. И. Творчество: божественный дар; космический прин¬цип; родовая иден¬тичность человека: Научное изда¬ние [Текст] / В. И. Самохвалова. – М. : РУДН, 2007.-538 с.
19. Сафрански, Р. Хайдеггер. Германский мастер и его время [Текст] / Р. Сафрански ; пер. с нем. Т. А. Баскаковой при участии В. А. Брун-Цехового /Серия «Жизнь замечательных людей». – Вып. 1017 (817) – М. : Молодая гвардия, Серебряные нити, 2002. – 614с.
20. Смирнов, С. А. Автопоэзис человека: Иосиф Бродский: Из цикла очерков по антропологии стиха [Электронный ресурс] // Электронный альманах о человеке.-Режим доступа : http://antropolog.ru/doc/persons/smirnov/smirnov171
21. Сурина, Т. В. Поэзис как архетип культуры [Текст] / Т. В. Сурина // Вестник Томского Государственного Университета. – Вып. 316. – 2008. – С. 67-70.
22. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет [Текст] / М. Хайдеггер ; пер. с нем. А. В. Михайлова. – М.: Гнозис, 1993. – 464 с.
23. Холопова, В. Н. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы [Текст] / В. Н. Холопова // Музыкальная академия.-2009.-№ 1.-С. 12-19.
24. Штайн, К. Э., Петренко, Д. И. Метапоэтика Лермонтова [Текст] / К. Э. Штайн, Д. И. Петренко. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 504 с.
References
1. Baikieva, R. M. Geroi kak kategoriya muzykal'noi poetiki v p'esakh detskogo fortepiannogo repertuara [Tekst] : diss... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 / Baikieva Rimma Masgutovna. – Ufa, 2010. – 280 s.
2. Bakhtin, M. M. Sobranie sochinenii v 7 tomakh [Tekst] : T. 1: Filosofskaya estetika 1920-kh godov / M. M. Bakhtin. – M. : Russkie slovari; Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2003. – 958 s.
3. Bonfel'd, M. Sh. Muzyka: yazyk ili rech'? [Tekst] /M. Sh. Bonfel'd // Muzykal'naya kommunikatsiya: sb. nauch. tr. / Problemy muzykoznaniya.-Vyp. 8 (1996). – SPb. : RIII, 1996. – S. 15-39.
4. Bonfel'd, M. Sh. Muzyka: Yazyk. Rech'. Myshlenie [Tekst] / M. Sh. Bonfel'd. – SPb.: Kompozitor, 2006. – 648 s.
5. Brodskii, I. Kniga interv'yu [Tekst]. – 3-e izd., ispr. i dop. – M. : Zakharov, 2005. – 784 s.
6. Gulyanitskaya, N. S. Poetika muzykal'noi kompozitsii : Teoreticheskie aspekty russkoi dukhovnoi muzyki XX veka [Tekst] / N. S. Gulyanitskaya. – M. : Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2002. – 432s.
7. Il'in, I. A. Put' dukhovnogo obnovleniya /Il'in I.A. Pochemu my verim v Rossiyu: Sochineniya / I. A. Il'in. — M.: Eksmo, 2006. — 912s.
8. Kazantseva, L. P. Avtor v muzykal'nom soderzhanii [Tekst] /L. P. Kazantseva.-M. : RAM im. Gnesinykh, 1998.-248 c.
9. Kiyashchenko, N. I., Kiyashchenko, L. P. Kul'tura: dispozitsiya i kompozitsiya poezisa (interval'nyi opyt istolkovaniya) [Tekst] / N. I. Kiyashchenko, L. P. Kiyashchenko // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. – 2013. – № 4. – Tom I (Gumanitarnye nauki). – S. 288-293.
10. Kulakov, Yu. I. Teoriya fizicheskikh struktur-matematicheskoe osnovanie fundamental'noi fiziki [Tekst] / Yu. I. Kulakov // Barantsev R. G., Vekshenov S. A., Vladimirov Yu. S. Metafizika. Vek XXI. Sbornik trudov.-M.: Binom. Laboratoriya znanii, 2006. – 288 s.-S. 136-139.
11. Losev, A. F. Muzyka kak predmet logiki [Tekst] /A. F. Losev. Iz rannikh proizvedenii. – M. : Izd-vo «Pravda», «Voprosy filosofii», 1990. – S. 195-390.
12. Mamardashvili M. K. Odinochestvo – moya professiya: interv'yu Uldisa Tirensa [Tekst] /M. K. Mamardashvili // Merab Mamardashvili. Ocherk sovremennoi evropeiskoi filosofii. – M.: Progress-Traditsiya. – 584 s. – S. 516-548.
13. Miklina, N. N. Russkii lad kak printsip miroporyadka [Tekst] / N. N. Miklina.-Stavropol': Izd-vo SGU, 2007. – 272 s.; Miklina, N. N. Kontsept lada v kontekste russkogo kul'turnogo diskursa [Tekst]: diss… dokt. filos. nauk: 09.00.13 /Miklina Natal'ya Nikolaevna. – Stavropol', 2010. – 322s.; Miklina, N. N. Mir A. F. Loseva kak mir «chistogo muzykal'nogo bytiya» [Tekst] / N. N. Miklina //Filosofskie nauki.-2008.-№ 10. – S. 131-137; Miklina, N. N. «Lad» i «ad» v russkom filosofskom diskurse [Tekst] / N. N. Miklina //Polignozis.-2008.-№ 3. – S. 120-132; i drugie.
14. Nazaikinskii E. V. Poetika muzykal'noi miniatyury [Elektronnyi resurs] // Izrail' XXI veka: Muzykal'nyi internet-zhurnal. – Rezhim dostupa: http://www.21israel-music.com/Poetika.htm
15. Nemkovskaya, V. I. Personazh kak kategoriya muzykal'noi poetiki [Tekst]: diss… kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 / V. I. Nemkovskaya.-Moskva, 2002.-178 s.
16. Orlov, D. U. Istoriya i poezis [Tekst] / D. U. Orlov // ΕΙΝΑΙ: Problemy filosofii i teologii.-№ 2 (002) 2012. – S. 43-59.
17. Pas, O. Poeziya. Kritika. Erotika [Tekst] / O. Pas.-M.: Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo, 1996.-192s.
18. Samokhvalova, V. I. Tvorchestvo: bozhestvennyi dar; kosmicheskii prin¬tsip; rodovaya iden¬tichnost' cheloveka: Nauchnoe izda¬nie [Tekst] / V. I. Samokhvalova. – M. : RUDN, 2007.-538 s.
19. Safranski, R. Khaidegger. Germanskii master i ego vremya [Tekst] / R. Safranski ; per. s nem. T. A. Baskakovoi pri uchastii V. A. Brun-Tsekhovogo /Seriya «Zhizn' zamechatel'nykh lyudei». – Vyp. 1017 (817) – M. : Molodaya gvardiya, Serebryanye niti, 2002. – 614s.
20. Smirnov, S. A. Avtopoezis cheloveka: Iosif Brodskii: Iz tsikla ocherkov po antropologii stikha [Elektronnyi resurs] // Elektronnyi al'manakh o cheloveke.-Rezhim dostupa : http://antropolog.ru/doc/persons/smirnov/smirnov171
21. Surina, T. V. Poezis kak arkhetip kul'tury [Tekst] / T. V. Surina // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. – Vyp. 316. – 2008. – S. 67-70.
22. Khaidegger, M. Raboty i razmyshleniya raznykh let [Tekst] / M. Khaidegger ; per. s nem. A. V. Mikhailova. – M.: Gnozis, 1993. – 464 s.
23. Kholopova, V. N. Teoriya muzykal'nykh emotsii: opyt razrabotki problemy [Tekst] / V. N. Kholopova // Muzykal'naya akademiya.-2009.-№ 1.-S. 12-19.
24. Shtain, K. E., Petrenko, D. I. Metapoetika Lermontova [Tekst] / K. E. Shtain, D. I. Petrenko. – Stavropol': Izd-vo SGU, 2009. – 504 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.