Статья 'Праздничное явление: потребности и функции' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Праздничное явление: потребности и функции

Лаврикова Ирина Николаевна

кандидат философских наук

доцент, кафедра Социально-гуманитарных дисциплин, Тверской филиал Московского университета МВД РФ

170012, Россия, г. Тверь, ул. Вагонников, 43

Lavrikova Irina Nikolaevna

PhD in Philosophy

associate professor of the Department of Socio-Humanitarian Disciplines at Tver Branch of the Moscow University under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

170012, Russia, Tver, str. Vagonnikov, 43

ilavrikova@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.8.12218

Дата направления статьи в редакцию:

30-03-2015


Дата публикации:

1-3.84-2015


Аннотация: Глубинное постижение сути социокультурного явления невозможно, если не представлять, реализации каких человеческих потребностей оно способствует. Разрешение данного вопроса применительно к институту празднования, дает возможность определиться в разнообразии исполняемых им функций. Показательно, что сфера эстетического, будучи умело включенной в такой культурный институт как праздник, выполняет не только предназначенные ей функции (дарование наслаждения, воспитание вкуса и пр.), но скрыто или явно способствует формированию политической культуры и навязыванию идеологических стандартов. Использовались общенаучные методы: типологический и текстологический; для выявления функций праздника как института культуры - системный подход. – На основании ключевых функций праздника выработаны положения для систематизации авторских концепций праздника; – в результате исследования функций праздника были раскрыты: 1) факторы, способствующие реализации коммуникативной функции праздника и политического праздника; 2) особая функция политического праздника, на основании которой диагностируются основные задачи устроителей политического праздника.


Ключевые слова:

воспитание, идеология, коммуникация, культура, сфера эстетического, политика, потребности, природа праздника, сознание, функции

Abstract: According to the author of the article, it is impossible to obtain a complete understanding of the essence of a socio-cultural phenomenon without answering the question about what needs this or that phenomenon satisfies. The solution of that issue with reference to the institution of celebration would allow to define all kinds of functions performed thereby.  It is quite obvious that the aesthetic sphere, being successfully included in such a cultural institution as celebration, does not only perform direct functions (enjoyment, education of taste, etc.) but also directly or indirectly contribute to the development of the political culture and impose ideological standards. In her research Lavrikova has ued the general scientific methods including typological and textual methods and systems approach for defining functions of celebration as a cultural institution. Based on the analysis of the key functions of celebration, the author establishes the main provisions to systematize concepts of celebration offered by different authors. As a result of studying functions of celebration, the author have defined 1) factors contributing to the implementation of the communicative function of a holiday as well as a political holiday, and 2) a special function of a political holiday based on which the author describes the main targets and tasks for a political holiday facilitator. 


Keywords:

nature of a holiday, needs, politics, aesthetic sphere, culture, communication, ideology, up-bringing, consciousness, functions

Библиография
1. Бенифанд А.В. Праздник, сущность, история, современность. – Красно-ярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986.
2. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Опыт социолог, исслед. М.: Наука, 1978.
3. Генкин Д.М. Массовые праздники. М., «Просвещение», 1975.
4. Гуревич П.С. Философия культуры. – 2-е изд. – М.: «Аспект Пресс», 1995.
5. Культурология: люди и идеи. – М.: Академический Проект; РИК. 2006.
6. Лаптева Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массового праздник. М., 1975.
7. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт ис-торико-теорет. исслед. М.: Наука, 1976.
8. Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., М.: Политиздат, 1-е изд. Т. 2.
9. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. Вступительная статья Акулиной Н.Н. – СПб.: Евразия, 1999.
10. Bollnow O.F. Neue Geborgenheit. Das Problem einer Überwindung des Existentialismus. Stuttgart, 1960.
11. Cox H.G. Feast of fools. A theological essay on festiviti and fantasy. Har-vard univ. press, 1969.
12. Кerenуi La Religion autique. Sess Lignes fondamentales. Geneva, 1957.
13. Борисенков А.А. О политической культуре как способе политического бытия // NB: Философские исследования. - 2012. - 1. - C. 102 - 128. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_69.html
14. Кучинов А.М. Подход к анализу политического процесса через его взаимосвязь с социокультурной динамикой – альтернатива подходу «политической культуры» // NB: Культуры и искусства. - 2013. - 4. - C. 43 - 52. DOI: 10.7256/2306-1618.2013.4.5567. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_5567.html
15. А.А. Разин Типология людей: интересы и потребности // Психология и Психотехника. - 2013. - 4. - C. 338 - 344. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.04.4.
References
1. Benifand A.V. Prazdnik, sushchnost', istoriya, sovremennost'. – Krasno-yarsk: Izd-vo Krasnoyar. un-ta, 1986.
2. Bestuzhev-Lada I.V. Prognozirovanie sotsial'nykh potrebnostei molodezhi. Opyt sotsiolog, issled. M.: Nauka, 1978.
3. Genkin D.M. Massovye prazdniki. M., «Prosveshchenie», 1975.
4. Gurevich P.S. Filosofiya kul'tury. – 2-e izd. – M.: «Aspekt Press», 1995.
5. Kul'turologiya: lyudi i idei. – M.: Akademicheskii Proekt; RIK. 2006.
6. Lapteva L.S. Sotsial'no-esteticheskaya priroda i funktsii massovogo prazdnik. M., 1975.
7. Mazaev A.I. Prazdnik kak sotsial'no-khudozhestvennoe yavlenie. Opyt is-toriko-teoret. issled. M.: Nauka, 1976.
8. Marks K., Engel's F. – Soch., M.: Politizdat, 1-e izd. T. 2.
9. Maslou A.G. Motivatsiya i lichnost'. Perevod s angl. Tatlybaevoi A.M. Vstupitel'naya stat'ya Akulinoi N.N. – SPb.: Evraziya, 1999.
10. Bollnow O.F. Neue Geborgenheit. Das Problem einer Überwindung des Existentialismus. Stuttgart, 1960.
11. Cox H.G. Feast of fools. A theological essay on festiviti and fantasy. Har-vard univ. press, 1969.
12. Kerenui La Religion autique. Sess Lignes fondamentales. Geneva, 1957.
13. Borisenkov A.A. O politicheskoi kul'ture kak sposobe politicheskogo bytiya // NB: Filosofskie issledovaniya. - 2012. - 1. - C. 102 - 128. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_69.html
14. Kuchinov A.M. Podkhod k analizu politicheskogo protsessa cherez ego vzaimosvyaz' s sotsiokul'turnoi dinamikoi – al'ternativa podkhodu «politicheskoi kul'tury» // NB: Kul'tury i iskusstva. - 2013. - 4. - C. 43 - 52. DOI: 10.7256/2306-1618.2013.4.5567. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_5567.html
15. A.A. Razin Tipologiya lyudei: interesy
i potrebnosti // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 4. - C. 338 - 344. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.04.4.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.