|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Тарароев Я.В., Шапченко Т.В., Диреглазов А.Ю.
Онтологическое содержание понятия «симметрия» (на примере исследования музыки и физики)
// Философия и культура.
2015. № 10.
С. 1478-1488.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.10.12136 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12136
Онтологическое содержание понятия «симметрия» (на примере исследования музыки и физики)
Тарароев Яков Владимирович
доктор философских наук
профессор, кафедра теории культуры и философии науки, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
61204, Украина, Харьковская область, г. Харьков, проспект Победы, 72-В, кв. 128
Tararoiev Yakiv Vladimirovich
Doctor of Philosophy
professor of the Department of the Theory of Culture and Philosophy of Science at V. N. Karazin Kharkiv National University
61204, Ukraine, Kharkiv Region, Kharkiv, prospect Pobedy, 72-V, ap. 128
|
Jakov.V.Tararoev@univer.kharkov.ua
|
|
|
Шапченко Татьяна Валентиновна
аспирант, кафедра теории культуры и философия науки, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
61022 Украина, Харьков, пл. Свободы, 4
Shapchenko Tat'yana Valentinovna
post-graduate student of the Department of the Theory of Culture and Philosophy of Science at V. N. Karazin Kharkiv National University
61022 Ukraine, Kharkiv, Svobody square 4
|
jjana11@yandex.ru
|
|
|
|
Диреглазов Андрей Юрьевич
младший научный сотрудник, Институт Металлофизики им. Г.В. Курдюмова НАН Украины
03142, Украина, г. Киев, бул. Вернадского, 36
Direglazov Andrei
senior researcher at G. V. Kurdyumov Institute for Metal Physics of the National Academy of Sciences of Ukraine
03142, Ukraine, Kiev, Vernadsky's boulevard 36
|
direglazov@imp.kiev.ua
|
|
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.10.12136
Дата направления статьи в редакцию:
23-06-2014
Дата публикации:
1-4.8-2015
Аннотация:
В данной работе рассматривается философская проблема онтологического содержания симметрии на примерах использования симметрии в музыке и физике. Проанализированы формы и виды симметрии в музыке, и показано, что в музыке симметрия выполняет методологическую роль конструирования музыкального содержания и непосредственно является формой музыкального мышления. Использование симметрии в физике рассмотрено на примере СРТ симметрии. Показано, что эта симметрия носит онтологический характер и в своей основе имеет аналогичные формы и виды, что и в музыке. Основным методом данной работы является анализ физических текстов и музыковедческих работ, текстов, связанных с логикой и общефилософских текстов. Анализ использования симметрии в музыке и физики позволяет заключить, что симметрия имеет логическую природу и является обобщением логического закона тождества. Она представляет собой подобие объектов, у которых изменено одно из его свойств, а все остальные остаются тождественные. Такой подход позволяет объяснить нарушение симметрии и рассматривать его, наряду с самой симметрией как методологический принцип конструирования реальности.
Ключевые слова:
симметрия, музыка, онтология, пространство, время, материя, ось симметрии, логика, реальность, предикат
Abstract: The present research is devoted to the philosophical problem of the ontological content of symmetry based on the case study of symmetry in music and physics. The authors of the article have analyzed forms and types of symmetry in music and demonstrate that in music symmetry plays a methodological role of building the musical content and is a direct form of musical thinking. The use of symmetry in physics are being viewed based on the example of CPT symmetry. The authors demonstrate that this symmetry has an ontological nature and basically has the same forms and types like in music. The main research method is the analysis of physical texts and musicological researches, texts related to logic and general philosophical texts. The analysis of how symmetry is used in music and physics allows to conclude that symmetry has a logical nature and is a generalization of the logical law of identity. Symmetry is a resemblance of objects when one feature of objects is different and other features are identical. This approach allows to explain asymmetric distortion and view it a a methodological principle for constructing reality along with symmetry.
Keywords: symmetry, music, ontology, space, time, matter, symmetry axis, logic, reality, predicate
Библиография
1. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т.1. М., 1981;
2. Вейль Г. Симметрия. М., 1968;
3. Джинс Дж. Наука и музыка. М., 2011;
4. Зиновьев А.А. Логическая физика. М., 1972;
5. Зиновьев А.А. О логике микрофизики // Вопросы философии. М., 1970. №2. С. 128-135;
6. Окунь Л.Б. Физика элементарных частиц. М., 1988;
7. Павленко А.Н. Европейская космология – основание эпистемологического поворота. М., 1997;
8. Платон. Сочинения в четырёх томах. Т.3. М., 1994;
9. Райдер Л. Элементарные частицы и симметрии. М., 1983;
10. Тарароев Я.В., Диреглазов А.Ю. Симметрия как методологический принцип в современном физическом познании // Вопросы истории естествознания и техники. М., 2012. №2. С. 43-54;
11. Тарароев Я.В. Человек и Вселенная – проблема взаимосвязи // Эпистемология и философия науки. М., 2006. Т. IX. №3. С.124-138;
12. Тарароев Я.В. Онтологические основания современной физики и космологии. М., 2011;
13. Харгиттаи И., Харгиттаи М. Симметрия глазами химика. М. 1989;
14. Шевелев И.Ш., Муратаев М.А., Шмелёв И.П. Золотое сечение. Три взгляда на проблему гармонии. М., 1990;
15. Элиот Дж. Симметрия в физике. Т.1. М., 1983;
16. MacPherson S. Form in Music. London: Joseph Williams, Ltd., 1915;
17. Solomon L. J. Symmetry as a Compositional Determinant. Электронный ресурс, режим доступа: http://solomonsmusic.net/diss.htm 2002;
18. Webern A. The Path to the New Music. Bryn Mawr: Theodore Presser, 1963.
References
1. Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T.1. M., 1981;
2. Veil' G. Simmetriya. M., 1968;
3. Dzhins Dzh. Nauka i muzyka. M., 2011;
4. Zinov'ev A.A. Logicheskaya fizika. M., 1972;
5. Zinov'ev A.A. O logike mikrofiziki // Voprosy filosofii. M., 1970. №2. S. 128-135;
6. Okun' L.B. Fizika elementarnykh chastits. M., 1988;
7. Pavlenko A.N. Evropeiskaya kosmologiya – osnovanie epistemologicheskogo povorota. M., 1997;
8. Platon. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T.3. M., 1994;
9. Raider L. Elementarnye chastitsy i simmetrii. M., 1983;
10. Tararoev Ya.V., Direglazov A.Yu. Simmetriya kak metodologicheskii printsip v sovremennom fizicheskom poznanii // Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki. M., 2012. №2. S. 43-54;
11. Tararoev Ya.V. Chelovek i Vselennaya – problema vzaimosvyazi // Epistemologiya i filosofiya nauki. M., 2006. T. IX. №3. S.124-138;
12. Tararoev Ya.V. Ontologicheskie osnovaniya sovremennoi fiziki i kosmologii. M., 2011;
13. Khargittai I., Khargittai M. Simmetriya glazami khimika. M. 1989;
14. Shevelev I.Sh., Murataev M.A., Shmelev I.P. Zolotoe sechenie. Tri vzglyada na problemu garmonii. M., 1990;
15. Eliot Dzh. Simmetriya v fizike. T.1. M., 1983;
16. MacPherson S. Form in Music. London: Joseph Williams, Ltd., 1915;
17. Solomon L. J. Symmetry as a Compositional Determinant. Elektronnyi resurs, rezhim dostupa: http://solomonsmusic.net/diss.htm 2002;
18. Webern A. The Path to the New Music. Bryn Mawr: Theodore Presser, 1963.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|