Статья 'Жанровые знаки и архетипы в обработках гимна Te Deum (в контексте теории знаков Ч.Пирса)' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Жанровые знаки и архетипы в обработках гимна Te Deum (в контексте теории знаков Ч.Пирса)

Трубенок Елена Александровна

аспирант, кафедра теории музыки, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

125009, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Большая Никитская, 13/6

Trubenok Elena Aleksandrovna

post-graduate student of the Department of the Theory of Music at the Moscow State Conservatory named after Pyotr Tchaikovsky 

125009, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Bol'shaya Nikitskaya, 13/6

etrubenok@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.6.11567

Дата направления статьи в редакцию:

10-07-2015


Дата публикации:

28-07-2015


Аннотация: Статья посвящена латинскому гимну Te Deum («Амвросианский гимн», IV век), который до сих пор часто избирается композиторами в качестве первоисточника для создания духовно-концертных обработок (на данный момент известно свыше тысячи обработок гимна Te Deum). Несмотря на то, что каждая обработка Te Deum как композиторская интерпретация отличается собственным неповторимым колоритом, выражает особенности авторского стиля и эпохи в целом, жанровые архетипы и жанровые знаки Te Deum являются теми общими чертами, которые объединяют все подобные композиции независимо от времени их создания. Для демонстрации жанровых архетипов и знаков Te Deum на примере обработок, относящихся к разным историческим периодам, были использованы исторический и сравнительный методы, а также методы анализа и синтеза, моделирования, экстраполяции и абстрагирования в процессе формулирования выводов. В статье рассматриваются два жанровых архетипа Te Deum – текстовый и мелодический – и жанровые знаки Te Deum в контексте теории знаков Ч. Пирса – икона, индекс и символ. Архетипичность характерна для многих ведущих жанров церковной музыки, но гимн Te Deum выделяется тем, что его текстовые архетипы сочетают ветхозаветную и новозаветную тематику (в отличие, например, от мессы, которая отсылает только к Новому Завету). Скорее всего, именно это обстоятельство придает уникальность «амвросианскому» гимну: композиторы уже на протяжении семнадцати веков создают все новые и новые его обработки.


Ключевые слова:

Te Deum, гимн, "Амвросианский гимн", текстовый архетип, мелодический архетип, теория знаков Пирса, жанровые знаки, знак-икона, знак-индекс, знак-символ

Abstract: The article is devoted to the Latin hymn Te Deum ('Ambrosian Hymn', the IVth century) that is still often used by composers as the source for creating concert adaptations (at the present time there are over thousand of versions of Te Deum). Despite the fact that each adaptation of Te Deum presents a composer's interpretation and has its own features that reflect the composer's style and epoch in general, genre archetypes and signs of Te Deum remain to be general features uniting similar compositions disregarding the time when they were created. In order to demonstrate genre archetypes and signs of Te Deum based on the analysis of its adaptations written at different historical periods, the author has applied the historical and comparative methods as well as the methods of analysis and synthesis, modelling, extrapolation and abstraction. In his article Trubenok has viewed the two genre archetypes of Te Deum, textual and melodic archetypes, and genre signs of 'icon', 'index' and 'symbol' acording to the theory of signs of Charles Pierce. Archetypes are often met in many leading genres of church music, however, Te Deum is unique because its textual archetypes combine themes from both the Old and New Testaments (unlike the Mass that appeals only to the New Testament). That feature is most likely to define the unique and original nature of the 'Ambrosian Hymn' and is the reason why composers have been creating new adaptations of Te Deum throughout seventeen centuries. 


Keywords:

Te Deum, hymn, 'Ambrosian Hymn', textual archetype, melodic archetype, Pierce's theory of signs, genre signs, 'icon' sign, 'index' sign, 'symbol' sign

Библиография
1. Гуляихин В.Н. Архетипы политической культуры российских граждан // NB: Проблемы общества и политики.-2013.-1.-C. 153-170. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.1.332. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_332.html
2. Гуляихин В.Н. Архетипы правосознания в системе правовой культуры личности // NB: Вопросы права и политики.-2014.-1.-C. 54-74. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.1.10486. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_10486.html
3. Лебедев, С. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке [Текст] / С. Лебедев, Р. Поспелова. – СПб.: Композитор, 2000. – 256 с.
4. Пирс, Ч. Избранные философские произведения [Текст] / Ч. Пирс; пер. с англ. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. – М.: ЛОГОС, 2000. – 448 с.
5. Степанов, Ю.С. Семиотика [Текст] / Степанов Ю.С. – М.: Наука, 1971. – 168 с.
6. Трубенок, Е.А. «Тебе Бога хвалим» – аналог Te Deum в русской православной церкви [Текст] / Е.А. Трубенок // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/7909 (дата обращения: 13.10.2013).
7. Трубенок, Е.А. Формульное строение григорианской мелодии Te Deum (опыт анализа по методу редукции) [Текст] / Е.А. Трубенок // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – №2/2 (78). – С. 191-197.
8. Урванцева, О.А. Жанровая модель в духовно-концертной музыке (на примере Херувимской) [Текст] / О.А. Урванцева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 32 (213). Филология. Искусствоведение. Вып. 48. – С. 176–177.
9. Урванцева, О.А. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков: дис… док. иск.: 17.00.02 / Урванцева Ольга Александровна. – Магнитогорск, 2011. – 624 с.
10. Carey, P.E. An examinations of three Te Deum settings of the French Baroque. D.M.dissertation / P.E. Carey. – University of Cincinnati, 1988. – 156 p.
11. Davis, O.G. A selected, annotated bibliography of Te Deums in the Library of Congress, and a history of this hymn in ceremonial music since 1600. D.M.dissertation / O.G. Davis. – University of Iowa, 1967. – 215 р.
12. Paroissien Romain contenant La Messe et l’Office pour les dimanches et les fêtes chant Grégorien extrait de l’édition Vaticane et transcription musicale des Bénédictins de Solesmes. [Ноты]. – Paris; Tournai; Rome; New York, 1956. – P. 1636-1642.
13. Steiner, R. Te Deum. 1. Text. 2. Melody [Текст] / R. Steiner, K. Falconer // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. – London, 2001. – V. 25. – P. 191b-192b.
References
1. Gulyaikhin V.N. Arkhetipy politicheskoi kul'tury rossiiskikh grazhdan // NB: Problemy obshchestva i politiki.-2013.-1.-C. 153-170. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.1.332. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_332.html
2. Gulyaikhin V.N. Arkhetipy pravosoznaniya v sisteme pravovoi kul'tury lichnosti // NB: Voprosy prava i politiki.-2014.-1.-C. 54-74. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.1.10486. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_10486.html
3. Lebedev, S. Musica Latina: Latinskie teksty v muzyke i muzykal'noi nauke [Tekst] / S. Lebedev, R. Pospelova. – SPb.: Kompozitor, 2000. – 256 s.
4. Pirs, Ch. Izbrannye filosofskie proizvedeniya [Tekst] / Ch. Pirs; per. s angl. K. Golubovich, K. Chukhrukidze, T. Dmitrieva. – M.: LOGOS, 2000. – 448 s.
5. Stepanov, Yu.S. Semiotika [Tekst] / Stepanov Yu.S. – M.: Nauka, 1971. – 168 s.
6. Trubenok, E.A. «Tebe Boga khvalim» – analog Te Deum v russkoi pravoslavnoi tserkvi [Tekst] / E.A. Trubenok // Nauchnyi elektronnyi arkhiv. URL: http://econf.rae.ru/article/7909 (data obrashcheniya: 13.10.2013).
7. Trubenok, E.A. Formul'noe stroenie grigorianskoi melodii Te Deum (opyt analiza po metodu reduktsii) [Tekst] / E.A. Trubenok // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2013. – №2/2 (78). – S. 191-197.
8. Urvantseva, O.A. Zhanrovaya model' v dukhovno-kontsertnoi muzyke (na primere Kheruvimskoi) [Tekst] / O.A. Urvantseva // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2010. – № 32 (213). Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 48. – S. 176–177.
9. Urvantseva, O.A. Stilevoe modelirovanie v dukhovno-kontsertnoi muzyke russkikh kompozitorov XIX-XX vekov: dis… dok. isk.: 17.00.02 / Urvantseva Ol'ga Aleksandrovna. – Magnitogorsk, 2011. – 624 s.
10. Carey, P.E. An examinations of three Te Deum settings of the French Baroque. D.M.dissertation / P.E. Carey. – University of Cincinnati, 1988. – 156 p.
11. Davis, O.G. A selected, annotated bibliography of Te Deums in the Library of Congress, and a history of this hymn in ceremonial music since 1600. D.M.dissertation / O.G. Davis. – University of Iowa, 1967. – 215 r.
12. Paroissien Romain contenant La Messe et l’Office pour les dimanches et les fêtes chant Grégorien extrait de l’édition Vaticane et transcription musicale des Bénédictins de Solesmes. [Noty]. – Paris; Tournai; Rome; New York, 1956. – P. 1636-1642.
13. Steiner, R. Te Deum. 1. Text. 2. Melody [Tekst] / R. Steiner, K. Falconer // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. – London, 2001. – V. 25. – P. 191b-192b.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.