Статья 'Я-сам как Другой”: мыслитель Бенгальского Ренессанса в диалоге с Западом' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Я-сам как Другой”: мыслитель Бенгальского Ренессанса в диалоге с Западом

Скороходова Татьяна Григорьевна

ORCID: 0000-0001-6481-2567

доктор философских наук, кандидат исторических наук

профессор, Пензенский государственный университет

440046, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40, каб. 12-218

Skorokhodova Tatiana G.

Professor, Penza State University

440046, Russia, g. Penza, ul. Krasnaya, 40, kab. 12-218

skorokhod71@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.4.11109

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-1.77777777778-2014


Аннотация: В статье описаны личностные особенности восточных субъектов диалога с Западом. На примере новых интеллектуалов Индии – мыслителей эпохи Бенгальского Возрождения (XIX – 1 треть XX вв.) показана другость и идентичность их личной позиции. Они являются Другими как для собственного индийского социокультурного окружения, так и для западных субъектов межкультурного диалога. Другость вместе с индийской идентичностью определяет специфическую роль бенгальских мыслителей и особенности их трудов, созданных в диалоге с Западом. В качестве методологического подхода избрана концепция концепции Поля Рикёра «Я-сам как Другой» (“Soi-même comme un autre”). Исследование построено на методах феноменологической герменевтики источников по истории бенгальской общественной мысли. Научная новизна статьи определяется демонстрацией методологических возможностей применения концепции П. Рикёра к исследованию феномена незападных интеллектуалов эпохи начала модернизации традиционных обществ и описанием этого феномена на индийском материале. Показано, что бенгальский мыслитель указанной эпохи действует как автономная личность западного типа, но социализированная в индийском окружении, что позволяет вести диалог с Западом на равных основаниях. Способность говорить на одном из западных языков открывает более широкие возможности понимания Запада как Другого. Вместе с тем бенгальский мыслитель открывает и познаёт свою страну, открывая её достоинства в процессе диалога с Западом. Он берёт на себя инициативу и ответственность как за собственное мышление, реформаторскую и культурную активность, что углубляет возможности понимания и Запада, и Индии.


Ключевые слова:

культурология, "Я-сам как Другой", индийская философия, Бенгальское Возрождение, понимание Другого, межкультурный диалог, проблематичный мыслитель, диалог с Западом, другость, идентичностья

Библиография
1. Бубер М. Два образа веры. М., 1999.
2. Ванина Е. Ю. Средневековое мышление: индийский вариант. М., 2007.
3. Рашковский Е. Б. Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока XIX-XX вв. М., 1990.
4. Рашковский Е. Б. Профессия – историограф. Материалы к истории российской мысли и культуры ХХ столетия. Новосибирск, 2001.
5. Рикёр П. История и истина /Пер. с франц. СПб., 2002.
6. Рикёр П. Я-сам как Другой / Пер. с франц. М., 2008.
7. Скороходова Т. Г. Бенгальское Возрождение. Очерки истории социокультурного синтеза в индийской философской мысли Нового времени. СПб., 2008.
8. Скороходова Т. Г. Младобенгальцы. Очерки истории социальной мысли Бенгальского Возрождения (Первый период, 1815—1857). СПб., 2012.
9. Скороходова Т. Г. “Паломничество в страну Запада” в опыте мыслителей Бенгальского Ренессанса // Вопросы философии. 2011. № 11.
10. Тагор Рабиндранат. Собрание сочинений в 12-ти тт. / Пер. с бенг. и англ. М., 1961–1964.
11. Тагор Дебендронатх. Автобиография / Пер. с англ., вступ. статья и комментарии Т. Г. Скороходовой. М., 2007.
12. Успенская Е. Н. Антропология индийской касты. СПб., 2010.
13. Dasgupta Subrata.The Bengal Renaissance: Identity and Creativity from Rammohun Roy to Rabindranath Tagore. Delhi, 2012.
14. Justyński Janusz. Mysl Spoleczna i Politiczna Renesansu Indyiskiego, od Rama Mohana Raya do Rabindranata Tagora. Warszawa etc., 1985
15. Kopf D. British Orientalism and Bengal Renaissance. Berkeley, 1969.
16. Kripalani K. Dwarkanath Tagore. An Forgotten Pioneer. A Life. New Delhi. 1981.
17. Krishna Mohan Banerjea 1982 Krishna Mohan Banerjea: Christian Apologist. Ed. with Introd. by T. V. Philip. Bangalore, 1982.
18. Poddar A. Renaissance in Bengal. Quests and Confrontations.1800–1860. Simla, 1970.
19. Poddar A. Renaissance in Bengal. Search for Identity. 1860–1919. Simla, 1977.
20. Roy R. R. The English Works / Ed. by J.C. Ghose. In 4 vols. New Delhi, 1982.
21. Tagore Devendranath. The Autobiography. Calcutta, 1909.
22. Sarkar Susobhan. Bengal Renaissance and Other Essays. New Delhi, etc., 1970
References
1. Buber M. Dva obraza very. M., 1999.
2. Vanina E. Yu. Srednevekovoe myshlenie: indiiskii variant. M., 2007.
3. Rashkovskii E. B. Nauchnoe znanie, instituty nauki i intelligentsiya v stranakh Vostoka XIX-XX vv. M., 1990.
4. Rashkovskii E. B. Professiya – istoriograf. Materialy k istorii rossiiskoi mysli i kul'tury KhKh stoletiya. Novosibirsk, 2001.
5. Riker P. Istoriya i istina /Per. s frants. SPb., 2002.
6. Riker P. Ya-sam kak Drugoi / Per. s frants. M., 2008.
7. Skorokhodova T. G. Bengal'skoe Vozrozhdenie. Ocherki istorii sotsiokul'turnogo sinteza v indiiskoi filosofskoi mysli Novogo vremeni. SPb., 2008.
8. Skorokhodova T. G. Mladobengal'tsy. Ocherki istorii sotsial'noi mysli Bengal'skogo Vozrozhdeniya (Pervyi period, 1815—1857). SPb., 2012.
9. Skorokhodova T. G. “Palomnichestvo v stranu Zapada” v opyte myslitelei Bengal'skogo Renessansa // Voprosy filosofii. 2011. № 11.
10. Tagor Rabindranat. Sobranie sochinenii v 12-ti tt. / Per. s beng. i angl. M., 1961–1964.
11. Tagor Debendronatkh. Avtobiografiya / Per. s angl., vstup. stat'ya i kommentarii T. G. Skorokhodovoi. M., 2007.
12. Uspenskaya E. N. Antropologiya indiiskoi kasty. SPb., 2010.
13. Dasgupta Subrata.The Bengal Renaissance: Identity and Creativity from Rammohun Roy to Rabindranath Tagore. Delhi, 2012.
14. Justyński Janusz. Mysl Spoleczna i Politiczna Renesansu Indyiskiego, od Rama Mohana Raya do Rabindranata Tagora. Warszawa etc., 1985
15. Kopf D. British Orientalism and Bengal Renaissance. Berkeley, 1969.
16. Kripalani K. Dwarkanath Tagore. An Forgotten Pioneer. A Life. New Delhi. 1981.
17. Krishna Mohan Banerjea 1982 Krishna Mohan Banerjea: Christian Apologist. Ed. with Introd. by T. V. Philip. Bangalore, 1982.
18. Poddar A. Renaissance in Bengal. Quests and Confrontations.1800–1860. Simla, 1970.
19. Poddar A. Renaissance in Bengal. Search for Identity. 1860–1919. Simla, 1977.
20. Roy R. R. The English Works / Ed. by J.C. Ghose. In 4 vols. New Delhi, 1982.
21. Tagore Devendranath. The Autobiography. Calcutta, 1909.
22. Sarkar Susobhan. Bengal Renaissance and Other Essays. New Delhi, etc., 1970
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.