Статья 'Религиозные метакультуры Эдварда Тирьякяна' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Религиозные метакультуры Эдварда Тирьякяна

Балагушкин Юрий Евгеньевич

аспирант, сектор истории антропологических учений, Институт философии РАН

119019, Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 14

Balagushkin Yurii Evgen'evich

post-graduate student of the Department of the History of Anthropological Doctrines at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences (Institute of Philosophy of RAS).

119019, Russia, Moscow, str. Volkhonka, 14

balagushkin@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.1.10626

Дата направления статьи в редакцию:

05-01-2015


Дата публикации:

01-03-2015


Аннотация: В вводной статье к переводу работы американского социолога и философа культуры Эдварда Тирьякяна «Три метакультуры общества модерна: христианская, гностическая, хтоническая» даётся общая характеристика его творчества (не имеющего широкой известности в нашей стране) и ключевых понятий рассматриваемой работы – «общество модерна», «метакультура». Анализируется роль и значение феномена культуры в работах Э.Тирьякяна, специфика использования им понятия «метакультура» и его эвристическая значимость, функциональные особенности религиозных метакультур - христианства, гностицизма и язычества. Динамика и многообразие форм культуры в современном обществе, по Э.Тирьякяну, рассматриваются с точки зрения культурно-исторического, функционально-смыслового и структурно-аналитического подходов, поиска философско-антропологических аспектов творчества американского мыслителя. Статью завершает вывод о том, что в концепции Э.Тирьякяна содержится оригинальная, религиозно ориентированная версия философской антропологии, субъектом и объектом изменений культуры (в её религиозных разновидностях) и базирующейся на ней структуры общества в целом является человек. В конечном счёте именно природа человека является имманентной основой социокультурной динамики исторического масштаба.


Ключевые слова:

Эдвард Тирьякян, общество модерна, модернити, метакультура, христианство, гностицизм, язычество, иноверия, религиозный плюрализм, человек и культура

Библиография
1. Archer, Margaret S. (1990) 'Theory, Culture and Post-industrial Society', Theory, Culture & Society 7: 97-119.
2. Bosserman, Phillip (1968) Dialectical Sociology. An Analysis of the Sociology of Georges Gurvitch. Boston: Porter Sargent.
3. Crane, Diana (1992) 'High Culture versus Popular Culture Revisited: A Reconceptualization of Recorded Cultures', pp. 58-74 in Michele Lamont and Marcel Fournier (eds) Cultivating Differences, Symbolic Boundaries and the Making of Inequality. Chicago: University of Chicago Press.
4. Dumont, Fernand (1987) Le Sort de la culture. Montreal: l'Hexagone.
5. Dumont, Fernand (1991) 'Pouvoir sur la culture, pouvoir de la culture', pp. 161-72 in Raymond Hudon and Rejean Pelletier (eds) Eengagement intellectuel. Melanges en Vhonneur de Leon Dion. Sainte-Foy, Quebec: Les Presses de l'Universite Laval.
6. The Economist (1994) 'Islam and the West' (survey), 6 August.
7. Featherstone, Mike (1993) 'Global and Local Cultures', pp. 169-87 in Jon Bird et al. (eds) Mapping the Futures: Local Cultures, Global Change. London and New York: Routledge.
8. Fukuyama, Francis (1989) 'The End of History?' The National Interest 16 (Summer): 3-18.
9. Jonas, Hans (1963) The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press.
10. Huntington, Samuel P. (1993) 'The Clash of Civilizations?' Foreign Affairs 72 (Summer): 22-49.
11. Lellouche, Pierre (1992) Le Nouveau Monde. De Vordre de Yalta au desordre des nations. Paris: Grasset.
12. Pagels, Elaine (1979) The Gnostic Gospels. New York: Random House.
13. Parsons, Talcott (1935) 'Service', pp. 672-4 in Encyclopedia of the Social Sciences, Vol. 13. New York: Macmillan.
14. Robertson, Roland (1988) 'The Sociological Significance of Culture: Some General Considerations', Theory Culture & Society 5:3-23.
15. Swedberg, Richard (1982) Sociology as Disenchantment. The Evolution of the Work of Georges Gurvitch. Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press.
16. Tiryakian, Edward A. (1985) 'The Changing Centers of Modernity', pp. 131-47 in Eric Cohen, M. Lissak and U. Ulmagor (eds) Comparative Social Dynamics: Essays in Honor of Shmuel N. Eisenstadt. Boulder, CO: Westview.
17. Tiryakian, Edward A. (1972) 'Toward the Sociology of Esoteric Culture', American Journal of Sociology 78(3): 491-512.
18. Touraine, Alain (1995) Critique of Modernity. Cambridge, MA: Blackwell.
19. Weber, Max (1963) The Sociology of Religion. Boston: Beacon Press.
20. Wolff, Kurt H. (ed.) (1950) The Sociology of Georg Simmel. New York: Free Press
References
1. Archer, Margaret S. (1990) 'Theory, Culture and Post-industrial Society', Theory, Culture & Society 7: 97-119.
2. Bosserman, Phillip (1968) Dialectical Sociology. An Analysis of the Sociology of Georges Gurvitch. Boston: Porter Sargent.
3. Crane, Diana (1992) 'High Culture versus Popular Culture Revisited: A Reconceptualization of Recorded Cultures', pp. 58-74 in Michele Lamont and Marcel Fournier (eds) Cultivating Differences, Symbolic Boundaries and the Making of Inequality. Chicago: University of Chicago Press.
4. Dumont, Fernand (1987) Le Sort de la culture. Montreal: l'Hexagone.
5. Dumont, Fernand (1991) 'Pouvoir sur la culture, pouvoir de la culture', pp. 161-72 in Raymond Hudon and Rejean Pelletier (eds) Eengagement intellectuel. Melanges en Vhonneur de Leon Dion. Sainte-Foy, Quebec: Les Presses de l'Universite Laval.
6. The Economist (1994) 'Islam and the West' (survey), 6 August.
7. Featherstone, Mike (1993) 'Global and Local Cultures', pp. 169-87 in Jon Bird et al. (eds) Mapping the Futures: Local Cultures, Global Change. London and New York: Routledge.
8. Fukuyama, Francis (1989) 'The End of History?' The National Interest 16 (Summer): 3-18.
9. Jonas, Hans (1963) The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press.
10. Huntington, Samuel P. (1993) 'The Clash of Civilizations?' Foreign Affairs 72 (Summer): 22-49.
11. Lellouche, Pierre (1992) Le Nouveau Monde. De Vordre de Yalta au desordre des nations. Paris: Grasset.
12. Pagels, Elaine (1979) The Gnostic Gospels. New York: Random House.
13. Parsons, Talcott (1935) 'Service', pp. 672-4 in Encyclopedia of the Social Sciences, Vol. 13. New York: Macmillan.
14. Robertson, Roland (1988) 'The Sociological Significance of Culture: Some General Considerations', Theory Culture & Society 5:3-23.
15. Swedberg, Richard (1982) Sociology as Disenchantment. The Evolution of the Work of Georges Gurvitch. Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press.
16. Tiryakian, Edward A. (1985) 'The Changing Centers of Modernity', pp. 131-47 in Eric Cohen, M. Lissak and U. Ulmagor (eds) Comparative Social Dynamics: Essays in Honor of Shmuel N. Eisenstadt. Boulder, CO: Westview.
17. Tiryakian, Edward A. (1972) 'Toward the Sociology of Esoteric Culture', American Journal of Sociology 78(3): 491-512.
18. Touraine, Alain (1995) Critique of Modernity. Cambridge, MA: Blackwell.
19. Weber, Max (1963) The Sociology of Religion. Boston: Beacon Press.
20. Wolff, Kurt H. (ed.) (1950) The Sociology of Georg Simmel. New York: Free Press
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.