Статья 'Интуиции действительности в русской философии (трансцендентное и имманентное) ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Интуиции действительности в русской философии (трансцендентное и имманентное)

Акимов Олег Юрьевич

ORCID: 0000-0003-0941-7382

кандидат философских наук

ведущий научный сотрудник Западного филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ

236016, Россия, Калининградская область, г. Калининград, ул. Артиллерийская, 62

Akimov Oleg Yur'evich

PhD in Philosophy

Leading Researcher of the Western Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

236016, Russia, Kaliningrad region, Kaliningrad, Artillery str., 62

aktula1@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.1.10536

Дата направления статьи в редакцию:

29-11-2014


Дата публикации:

01-03-2015


Аннотация: В статье рассматриваются интуиции взаимодействия трансцендентного и имманентного в русской философии. конца XIX – начала XX в.в, которая дала уникальный опыт возвращения в мир действительности, понимаемый как мир абсолютных ценностей и неформализованных структур знания и бытия. Автор считает, что этот опыт связан с двумя конкретными направлениями, (А.Ф. Лосев, Н.И. Полторацкий. и др.). Первое направление – «модернизация» христианской религии, выражавшаяся в том, что конкретные постулаты и догматические установки последней вовлекаются в идейный мир современного человека, где обретают звучание и смысл подлинной метафизики, находящейся в диалогическом взаимодействии с миром религии и культуры. При таком подходе становится понятным, почему русская религиозная философия занимает особое место в системе реальности религии и культуры, примыкая к последним, но не отождествляясь с ними. Только в России на рубеже столетий могло возникнуть общественное движение, совмещающее в себе элементы религиозности и свободной рационально ориентированной метафизики.(Н.И.Полторацкий) Автор приходит к выводу о том, что присущая русской религиозно-философской традиции интенция обновления мира актуальна для современных общественных отношений, в которых любая попытка изменения порядка, как правило, есть реформа. Русская религиозная философия и есть, на наш взгляд, такая реформа традиционного христианства, осуществленная как осознание его вовлеченности в общемировой философский процесс и системной связности с миром внешней обыденной жизни человека, которая осуществила актуальный для современной культуры синтез совершенно разных структурных и идеологических компонентов реальности. Синтез этот - вовлечение имманентных (посюсторонних) структур опыта в особую реальность, обусловленную трансцендентным, то есть божественным сверхмирным началом. Конкретные формы взаимодействия имманентного и трансцендентного стали способами познания целостной реальности, подлинным содержанием бытия.что и определило неповторимый облик русской философии. Вторая важная особенность русской религиозной философии, подробно описанная А.ФЛосевым, это своеобразная идеализация материальной составляющей бытия и вовлечение этой составляющей в конкретные отношения Бога, мира и человека. Русские мыслители, ( С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, В.С. Соловьев) принимают реальность как целостность вне зависимости от того, идет ли речь о потусторонней или посюсторонней реальности. Такое понимание обеспечивает невозможность отделения друг от друга конкретных ликов этой реальности, (нельзя отделить индивидуальную духовность от общечеловеческой), поскольку спасение мира и человечества должно быть спасением целого, спасением актуально данной формы богочеловеческой жизни. Русская философская традиция находится в корреляции с традиционным христианством, в которое она вкладывает новое метафизическое содержание. Автор приходит к выводу о том, что присущая русской религиозно-философской традиции интенция обновления мира актуальна для современных общественных отношений, в которых любая попытка изменения порядка, как правило, есть реформа. Русская религиозная философия и есть, на наш взгляд, такая реформа традиционного христианства, осуществленная как осознание его вовлеченности в общемировой философский процесс и системной связности с миром внешней обыденной жизни человека, которая осуществила актуальный для современной культуры синтез совершенно разных структурных и идеологических компонентов реальности. Синтез этот - вовлечение имманентных (посюсторонних) структур опыта в особую реальность, обусловленную трансцендентным, то есть божественным сверхмирным началом. Конкретные формы взаимодействия имманентного и трансцендентного стали способами познания целостной реальности, подлинным содержанием бытия.что и определило неповторимый облик русской философии. Intuitions of reality in the Russian philosophy (the transcendent and the immanent) O.Ju. Akimov (Tula State pedagogical University, named after Leo N Tolstoy) aktula1@gmail.com The article discusses the features of the interaction of the transcendent and the immanent in Russian philosophy. This interaction determines the unique image of Russian philosophy. The structure of philosophical knowledge is due to the particular forms of this interaction. Keywords : The transcendent , the immanent, reality , the structure .


Ключевые слова:

Трансцендентное, Имманентное, Реальность, Действительность, Структура, русская философия, религия, концепции, основные характеристики, области знания

Библиография
1. Николай Кузанский. соч. в 2 т-М.: Мысль, 1980
2. Круглов А.Н. Трансцендентализм в философии Москва НИКПЦ «Восход-А»2000
3. Лосев А.Ф История античной философии в конспективном изложении М. ,ЧеРО , 1998
4. Дионисий Ареопагит О небесной иерархии Харьков, 2001
5. Кант Иммануил. Сочинения в 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И.Ойзермана. Т. 3.-М.: Мысль, 1964.
6. Файхингер Х Философия как если бы М 1911
7. Зеньковский В В История русской философии в 2-х т. –Ростов на –Дону : «Феникс», 2004
References
1. Nikolai Kuzanskii. soch. v 2 t-M.: Mysl', 1980
2. Kruglov A.N. Transtsendentalizm v filosofii Moskva NIKPTs «Voskhod-A»2000
3. Losev A.F Istoriya antichnoi filosofii v konspektivnom izlozhenii M. ,CheRO , 1998
4. Dionisii Areopagit O nebesnoi ierarkhii Khar'kov, 2001
5. Kant Immanuil. Sochineniya v 6 t. / Pod obshch. red. V.F. Asmusa, A.V. Gulygi, T.I.Oizermana. T. 3.-M.: Mysl', 1964.
6. Faikhinger Kh Filosofiya kak esli by M 1911
7. Zen'kovskii V V Istoriya russkoi filosofii v 2-kh t. –Rostov na –Donu : «Feniks», 2004
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.