ГЛАВНАЯ
> Журнал "Litera"
> Рубрика "Мимезис"
Спектор Д.М. - Время и текст (продолжение «Пути голема») |
|
c. 93-107
|
DOI: 10.7256/2409-8698.2016.4.19167
Аннотация: Предмет исследования представлен отношением референции- мимесиса- рассказа, ранее прослеживаемым по тексту работы П. Рикера «Время и рассказ», и продолженным на материале 2 тома. В исследовании развивается идея нарративного времени в его отличие от хронологического. «Сжатие» и «растяжение» приводятся в связь с модусами нарративного времени, в свою очередь, связываемыми с архетипическими конструкциями ритуала. Исследование ориентировано задачей пересмотра мимесиса, принятого со времен Аристотеля в качестве монопольного основания нарратива. Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «мимесиса и интриги» в рамках обращения «прошлого и будущего». С хронологической структурой времени сопоставляются его дискурсивные разметки. Научная новизна исследования заключается в разработке понятия времени повествования; его структурные разметки сопоставлены с референтными. Реконструкция последних позволила наметить пути построения теории времени в форме обращения эмоционально-экстатического (сжатия) и рефлексивного (растяжения). В свете данной концепции переосмыслены традиционные категории прошлого и будущего.
Спектор Д.М. - Предназначение комического. |
|
c. 143-224
|
DOI: 10.7256/2409-8698.2015.3.16482
Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты и формы комического действия. Обозначаются истоки комической амбивалентности, смешения в рамках древней комедии веселости и злорадства, комического и демонического начал. Раскрываются в том числе различные формы комического: юродство, шутовство, пародия, сатира, остроумие и юмор. Природа комического сопоставляется с природой трагического, в том числе в плане их онтологии. Устанавливаются их общие истоки — апелляции к πάθη, так и истоки их различий. Обращение к онтологии позволяет заключить референцию в рамки агона- противостояния бытия-единства и бытия-игры, заключенной в переходе от «референции» к «мистерии», мимесису и нарративу в их онтологической правомерности и обусловленности. Метод исследования связан с последовательной редукцией комического к его историческим основаниям; в ее ходе истоки и изменения референции (конкурентной борьбы) сопоставлены с их сопровождением (эволюцией брачных союзов). Внутренний параллелизм референции приводится в связь с параллелизмом референции и ее сопровождающего игрового мимесиса. Научная новизна исследования заключается в установлении предназначения комического, заключенного в онтологическом плюрализме, или способе бытия, включающем переходы между его родами. Бытие как монопольно-родовое противостоит себе как известной целостности, конкретизируемой как в отношении игровой природы переходов (между различными родами бытия), так и эстетического и художественного «единства» референции и мимесиса-нарратива.
|