ГЛАВНАЯ
> Журнал "Litera"
> Рубрика "Архаизм"
Романова К.С. - Византийские мотивы в функции нравственно-психологического иносказания в произведениях Г. Флобера и Н. Гумилева. |
|
c. 74-80
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2017.4.24780
Аннотация: В статье анализируются художественные функции географических и мифопоэтических подробностей, связанных с образом Византии, в произведениях Г. Флобера и Н. Гумилева. В центре исследования - город как предмет изображения и эстетической рефлексии. Константинополь, будучи городом с богатой, исполненной драматизма историей и сложной "культурной генеалогией", привлекал к себе внимание многих русских и западноевропейских писателей. С разными художественными целями был воссоздан образ Константинополя в творчестве Г. Флобера и Н. Гумилева. Основной материал интерпретации в работе – философская драма «Искушение святого Антония» первого, а также стихотворение «Константинополь» и трагедия «Отравленная туника» второго. Методология исследования предполагает сравнительно-сопоставительный анализ произведений Н. Гумилева и Г. Флобера, а также использование мифопоэтического, биографического и психологического методов анализа. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что сложность и многогранность образа Византии предопределяет его встроенность в разные философско-эстетические системы. В пьесе Флобера подразумеваемое в качестве места действия византийское пространство представляет собой образный концентрат отрицаемого главным героем феноменального мира. В произведениях Гумилева амбивалентный образ Византии отражает рефлексию автора относительно возможности индивидуального преодоления заложенной в человеке греховности.
|