Электронный журнал Litera - №3 за 2020 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8698 - Издательство NotaBene
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 28-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Юхнова Ирина Сергеевна, доктор филологических наук, yuhnova1@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2020
Актуальный вопрос
Данилова В.А., Шихалкина Т.Г. - Мобильное обучение (m-learning) в процессе изучения английского языка для профессиональных целей (ESP): методические приемы и оценка результативности c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.3.32646

Аннотация: Предмет исследования — методы мобильного обучения в преподавании курса английского языка для профессиональных целей студентам высшего учебного заведения. Авторы рассматривают круг вопросов, связанных с цифровизацией образовательной среды, а также актуальность внедрения мобильных технологий в процесс преподавания английского языка. В статье проанализированы различные методы мобильного обучения и представлен широкий спектр заданий, разработанных авторами. Кроме того, авторы определяют эффективность методов мобильного обучения на основании результатов анкетирования студентов Школы дизайна, Высшей школы экономики после прохождения курса обучения с применением мобильных технологий в течение трех лет. В качестве методов исследования были использованы теоретический обзор методик мобильного обучения и эмпирический анализ результативности данных методик на основе результатов анкетирования студентов за три года. Новизна исследования заключается в рассмотрении мобильного обучения как педагогической инновации в рамках высшего учебного заведения. Авторы стремятся внести свой вклад в развитие новой методики преподавания посредством подробного изучения возможностей и результативности мобильного обучения в преподавании иностранного языка. Результаты исследования показали, что в период с 2017 по 2019 гг. наблюдался рост интереса студентов к мобильному обучению. Большинство студентов Школы дизайна Высшей школы экономики (ВШЭ) предпочли проходить обучение с использованием мобильных технологий, так как считают мобильное обучение эффективным. Занятия становятся более интерактивными и способствуют быстрому развитию языковых навыков. Однако некоторые студенты настороженно восприняли нововведения, так как считают традиционные методики преподавания английского языка более эффективными.
Литературоведение
Килинг Т.В. - Г.Р. Державин на подступах к диалогизму: на материале ранней лирики c. 14-26

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.3.32643

Аннотация: На фоне возрастающего интереса к проблеме диалогизма лирики XIX–XX веков автор статьи отмечает небольшое количество работ, посвященных исследованию феномена диалогизма в лирике XVIII века, в том числе в творчестве Г.Р. Державина. Предметом исследования послужили формы проявления диалогизма в ранней лирике Г.Р. Державина. Цель исследования – определение пути формирования диалогических интенций в процессе становления авторского сознания Державина-лирика. Материалом исследования являются торжественные оды, созданные Державиным в 1760–1770-е годы. Методология исследования предполагает опору на проблему автора С.Н. Бройтмана, опирающегося на концепцию диалогизма. Структурно-семантический метод позволяет выявить диалогические структуры и формы в лирическом тексте. В результате исследования выявлены пути диалогизации, проявляющиеся в ранних одах Державина: от освоения коммуникативной функции обращения, сложившейся в предшествующей одической традиции, к появлению, интуитивно или сознательно, новых для жанрового канона оды этого периода форм диалогизма – изменение дистанции между адресатом и адресантом, индивидуация лирического субъекта, появление речевых субъектов и т.д., что можно считать научной новизной исследования.
Жорникова М.Н., Берёзкина Е.П. - Христианские мотивы и образы в лирическом цикле А. Г. Румянцева «У черного порога» c. 27-33

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.3.29730

Аннотация: Статья посвящена изучению христианской образности в лирическом цикле «У черного порога» народного поэта Бурятии А. Г. Румянцева. Предметом исследования является семантическая соотнесенность ключевых образов и мотивов цикла с христианскими ценностями. Объект исследования – художественное осмысление христианской символики в лирическом тексте. Центральная в цикле тема трагедии отца, потерявшего сына, реализуется в мотивных комплексах «тьма – свет», «проклятие – прощение», в мотиве апокалипсиса, а также в обращении к образам природного мира. В основе методологии исследования лежит аксиологический принцип, согласно которому определяющими в художественном сознании поэта являются его личностные ценности и приоритеты. При выявлении христианского кода образов и мотивов использован структурно-семиотический подход. Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринят мотивно-образный анализ лирического цикла А. Г. Румянцева «У черного порога» с позиций христианской символики. Сформулирован вывод о том, что христианская образность оформляет сквозную для всего цикла тему возрождения души лирического героя, путь из личного апокалипсиса и внутренней тьмы – через принятие и прощение – к свету
Ефимов А.С. - Повесть «Фатальная жертва» А.А. Дьякова (А. Незлобина) и мотив «нечестивого собрания» c. 34-40

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.3.32711

Аннотация: В статье рассматривается влияние приёмов и элементов романтической и готической литератур XVIII-XIX вв. на антинигилистическую повесть «Фатальная жертва» (1876) А. А. Дьякова (А. Незлобина). В центре внимания – готико-романтический мотив «нечестивого собрания» и его адаптация к актуальному социально-политическому контексту России и «русского зарубежья» 1870-ых гг. Демонстрируется, как мифологический образ «ведьмовского шабаша» и присущие ему мотивы «жертвоприношения», «поклонения идолу» и т.п. оказываются приёмами для изображения в «Фатальной жертве» швейцарского «кружка» нигилистов, революционеров-социалистов, народников. В статье применяется биографический метод исследования, сравнительно-сопоставительный, мотивный анализ, исторический, анализ сюжетики и характерологии. Учитывается идеологическая составляющая нигилистически настроенной русской общественности 1860-1870 гг. Биография и творчество А. А. Дьякова – не исследованы. Повесть «Фатальная жертва», входящая в цикл повестей «Кружковщина» (1876-1879) – анализируется впервые. Специальной научной литературы по произведениям «Кружковщины» ни в отечественном ни в зарубежном литературоведении – нет. В этом заключается новизна данного исследования. Так же впервые ставится вопрос о влиянии на творчество А. А. Дьякова романтической и готической прозы. Влияние подобного рода оказывается связанным с двумя характерными для русской антинигилистической литературы смысловыми линиями: эсхатологической и профетической.
Лингвистика
Соколова О.И., Станиславская С.А. - Речевой портрет журналиста В.М. Пескова как носителя полнофункционального типа речевой культуры c. 41-47

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.3.29941

Аннотация: Статья посвящена речевому портретированию языковой личности журналиста – одной из актуальных проблем современной лингвистики, обусловленной как развитием самой методологии реконструкции языковой личности, так и состоянием современной журналистики, языковыми проблемами современных средств массовой информации. Авторы статьи предпринимают попытку создать речевой портрет личности В.М. Пескова, творчество которого расценивается как образец журналистского мастерства, высокого типа речевой культуры. Основное внимание уделяется индивидуальным особенностям творческой манеры публициста, дающим представление о творческой индивидуальности языковой личности журналиста, мировоззренческих установках и ценностных ориентирах. В анализе речи В.М. Пескова и воссоздании его речевого портрета использованы лингвостилистические, коммуникативные и дискурсивные методы современной русистики. Основным выводом проведенного исследования является вывод о том, что индивидуальный речевой портрет В.М. Пескова позволяет определить его языковую личность как носителя полнофункционального типа речевой культуры, обладающего не только профессиональным, но и жизненным опытом, со сложившейся системой нравственных ценностей. Для его речи характерны как творческая индивидуальность, проявляющаяся в умелом использовании экспрессивно-выразительных средств, благодаря которому узнается «почерк» автора, так и своеобразие газетно-публицистического дискурса – профессиональной журналистской речи: следование законам жанра, реализация основной функции публицистического стиля, соблюдение норм литературного языка. Новизна исследования заключается в стремлении авторов выявить в речи В.М. Пескова индивидуальные речевые особенности – с одной стороны, и черты, типичные для речи пишущего в газете высокопрофессионального журналиста, с другой стороны, что позволит выработать критерии для типизации носителя высокой речевой культуры.
Polonskaya O.Y. - Metaphorical modeling of migration: on the material of the U. S. mass media c. 48-54

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.3.30050

Abstract: This article is dedicated to examination of metaphorical peculiarities of representation of migration in the U. S. press. The object of this research is the metaphorical perception of migrants and migration in mass media language of the United States. The subject is the metaphorical models structuring the concept sphere of “migration” in mass media language of the United States. The goal of this work consists in analysis of the peculiarities of metaphorical modeling of migration in the U. S. political media discourse. The relevance is defined by insufficient coverage of metaphorical perception of the migration processes by modern mass media of the United States. The research is based on the cognitive approach, according to which metaphor is a fundamental phenomenon in perception of the surrounding environment. Study of the linguistic material and description of metaphorical model allowed determining the attitude towards migrants at the current stage of development of the U. S. society. The analysis of conceptual metaphors was conducted via continuous sampling from digital versions of the well-known newspapers “The New York Times”, “USA Today” and “The Wall Street Journal”. The author highlights the three main groups of metaphors: signifying natural phenomena and disasters; military; and goods-commodity.
Ван Н. - К вопросу об имени текстового поля c. 55-65

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.3.32656

Аннотация: Статья посвящена проблеме выбора имени для текстового семантического поля, формируемого в художественном тексте. Целью работы стало выявление факторов, которые затрудняют или делают невозможным присвоение имени текстовому полю. Предметом исследования является текстовое семантическое поле, наблюдаемое, в частности, в романах Ф. М. Достоевского «Идиот» и И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Автор устанавливает, что текстовое семантическое поле находится в тесной зависимости от контекстов, в которых элементы поля могут быть равноправными, в случае чего особенно сложно определить ядро и периферию текстового поля, а тем более определить его имя. В ходе исследования были использованы методы анализа научной литературы, интерпретации художественного текста как эстетической системы, метод семантического анализа. Научная новизна исследования состоит в тем, что в нём впервые — на материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот» и романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» — специально обсуждается вопрос о причинах сложности присвоения имени текстовому полю. В статье делается вывод о том, что в большинстве случаев можно лишь условно назвать текстовое поле по наиболее частотному в нём элементу. При этом название, например, имя «Идиот» для текстового поля, представленного в романе Ф. М. Достоевского, как правило, не раскрывает полностью содержания текстового поля. В ряде случаев принципиально невозможно присвоить имя текстовому полю (как это происходит в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»), поскольку элементы поля вступают в отношения равноправной взаимной импликации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.