Статья 'Развитие торговых связей России и Индии в условиях международных санкций на основе транспортного коридора Север-Юг' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Развитие торговых связей России и Индии в условиях международных санкций на основе транспортного коридора Север-Юг

Осипов Евгений Анатольевич

студент, кафедра международного бизнеса и таможенного дела, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

141195, Россия, Московская область, г. Фрязино, ул. Полевая, 23А, кв. 64

Osipov Evgenii Anatol'evich

Student, Department of International Business and Customs Affairs, Plekhanov Russian University of Economics

141195, Russia, Moscow region, Fryazino, Polevaya str., 23A, sq. 64

evg.ospv@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-8647.2023.3.43822

EDN:

VAIWBC

Дата направления статьи в редакцию:

16-08-2023


Дата публикации:

29-08-2023


Аннотация: Объектом исследования являются торговые отношения между Россией и Индией в контексте современных экономических и политических условий, включая влияние международного транспортного коридора "Север-Юг" и международных санкций. Предметом исследования является детальный анализ динамики, проблем и перспектив этих отношений, с акцентом на последние изменения в глобальной политической обстановке и их влияния на двустороннюю торговлю. Автор подробно рассматривает различные аспекты торговых отношений, такие как дисбаланс, диверсификацию и стратегическое сотрудничество. Особое внимание уделяется роли МТК "Север-Юг" в укреплении экономических связей. Исследование также затрагивает вопросы параллельного импорта и возможности расширения сотрудничества в области высоких технологий. Новизна исследования заключается в комплексном анализе существующих условий и перспектив развития торговли между двумя странами. Этот анализ включает в себя исследование возможностей для дальнейшего укрепления и расширения сотрудничества, а также предоставляет ценные взгляды и стратегические рекомендации. В заключение, исследование подчеркивает, что несмотря на существующие препятствия, такие как инфраструктурные ограничения и санкции, существует значительный потенциал для укрепления торговых отношений между Россией и Индией, что может способствовать устойчивому экономическому росту и сотрудничеству между двумя странами, открывая новые горизонты для двусторонней торговли и инвестиций.


Ключевые слова:

Индия, международная торговля, международные санкции, МТК, диверсификация, нефть, дисбаланс, экономическое сотрудничество, стратегия, сфера услуг

Abstract: The object of the study is trade relations between Russia and India in the context of modern economic and political conditions, including the impact of the international North-South transport corridor and international sanctions. The subject of the study is a detailed analysis of the dynamics, problems and prospects of these relations, with an emphasis on recent changes in the global political situation and their impact on bilateral trade. The author examines in detail various aspects of trade relations, such as imbalance, diversification and strategic cooperation. Particular attention is paid to the role of the North-South ITC in strengthening economic ties. The study also addresses the issues of parallel imports and the possibility of expanding cooperation in the field of high technologies. The novelty of the study lies in a comprehensive analysis of the existing conditions and prospects for the development of trade between the two countries. This analysis includes exploring opportunities for further strengthening and expanding cooperation, as well as providing valuable insights and strategic recommendations. In conclusion, the study highlights that despite existing obstacles such as infrastructure restrictions and sanctions, there is significant potential for strengthening trade relations between Russia and India, which can contribute to sustainable economic growth and cooperation between the two countries, opening up new horizons for bilateral trade and investment.


Keywords:

India, international trade, international sanctions, ITC, diversification, oil, imbalance, economic cooperation, strategy, service sector

Введение

Замедление глобализационных процессов, мировая геополитическая напряженность, экологические катастрофы, международные санкции - все эти факторы влияют на международные торговые связи, остающиеся ключевым звеном в экономической динамике национальных и региональных хозяйственных систем. В этих условиях страны вынуждены искать новых торговых партнеров и рынки сбыта. В такой ситуации оказалась Россия: в настоящее время РФ является лидером по количеству санкций против нее – 16 535 рестрикций на 14 июля 2023 г [1], поэтому сейчас страна смещает фокус на страны Азиатского региона. Одной из таких стран стала Индия.

Данные, опубликованные в Economic Times[2] и Deccan Herald[3], свидетельствуют, что в 2022 году торговый оборот между Россией и Индией достиг рекордных значений, превысив 38 млрд долл США, что демонстрирует значительное усиление экономической активности между двумя странами по сравнению с предыдущим годом, когда он составлял 13.5 млрд долл США.

В этом контексте становится актуальным рассмотрение торговых маршрутов и инфраструктурных проектов, которые могут способствовать дальнейшему увеличению товарооборота между двумя странами.

В данной работе особое внимание уделяется роли Международного транспортного коридора "Север-Юг" в развитии торговых связей между Россией и Индией. Этот проект, представляющий собой комплексный транспортный маршрут, связывающий порты Северного моря России с портами Индийского океана, предоставляет новые возможности для увеличения товарооборота и укрепления экономических связей между странами.

В условиях международных санкций, ограничивающих доступ России к некоторым глобальным рынкам, МТК "Север-Юг" выступает ключевым элементом, который может способствовать укреплению экономического сотрудничества и расширению торгового взаимодействия между Россией и Индией.

В ходе данного исследования были изучены и оценены возможности развития экономических отношений между Россией и Индией в условиях взаимодействия через транспортный коридор "Север-Юг", учитывая текущее положение России под влиянием международных санкций.

Обзор литературы

Возможности развития торговых отношений России и Индии подтверждаются рядом исследований.

Экономические связи Индии и России имеют долгую историю взаимоотношений, в которых СССР сыграл значительную роль в становлении индийской экономики, особенно в 1950-1980-х годах, когда были построены ключевые объекты инфраструктуры, включая стальной завод в Бхилаи и нефтеперерабатывающий завод в Барауни. Однако, согласно Губиной М.А., в 90-е годы Россия и Индия, отдались друг от друга по причинам логистических проблем и накопившегося долге со стороны Индии, сохранив при этом высокий уровень сотрудничества только в военно-технической сфере и атомной энергетике[4].

С начала 2000-х годов в торговых отношениях двух стран наметился положительный сдвиг с последующим ежегодным темпом прироста товарооборота в среднем на 20%. Однако, несмотря на участие обеих стран в БРИКС и увеличение объемов торговли, Россия и Индия в течение последующих двух десятилетий не являлись друг для друга значимыми партнерами. Согласно, проведенному анализу в статье Родыгиной Н. Ю., Индия рассматривается как важный партнер для Россией в оборонном и энергетическом секторах, несмотря на меняющийся мировой порядок, в котором возникают новые экономические вызовы[5]. При этом, автор подчеркивает, что Россия и Индия должны приложить усилия для развития отношений за пределами оборонного и энергетических секторов, указывая на необходимость устранения правовых и бюрократических барьеров для бизнеса.

Однако, Куприянов А. В., наоборот, считает, что наиболее перспективными являются традиционные области сотрудничества между Россией и Индией, такие как военно-техническое сотрудничество и энергетические проекты с применением стратегии «мягкой силы» в Азии. Автор объясняет это тем, что сотрудничество в этих областях поможет странам расширить свое влияния в регионе Индо-Тихоокеанского бассейна, включая малые островные государства, Африку и непосредственное соседство Индии, и подчеркивает важность Индии не только как самостоятельного рынка, но и как ключевого игрока в региональной торговой сети[6].

Исследования также выявляют некоторый ряд проблем и препятствий в развитии отношений двух стран. К примеру, не присоединившись к санкциям против России, индийские банки и финансовые учреждения всё равно проявляют осторожность в отношении клиринговых платежей. Такая осторожность связана с желанием избежать вторичных санкций в соответствии с законом США 2017 года «О противодействии противникам США посредством санкций». Данный закон вводит различные ограничения для физических и юридических лиц, взаимодействующих с компаниями и индивидами, находящимися под санкциями[7].

В исследовании Белова С. А. также подчеркивается необходимость решения некоторых проблем в построении устойчивых связей в торговле с Индией. Обсуждается отсутствие наземного маршрута для осуществления перевозок товаров и наличие громоздкой бюрократической системы таможенно-тарифного/нетарифного регулирования, что обостряется факторами глобального характера, такими как последствия пандемии COVID-19 и замедление темпов роста мировой торговли в целом [8].

Однако, несмотря на эти препятствия, существуют и пути для улучшения и расширения торговых связей между Россией и Индией. В исследованиях, в частности, обсуждается международный транспортный коридор «Север-Юг», который соединяет Россию с Индией и имеет потенциал расширения до Балтийского, Северного и Арктического регионов, многократно увеличивая объем торговли[9].

В дополнение к этому обсуждается внедрение прямого морского сообщения между портами России и Индией, что может способствовать наращиванию объемов взаимной торговли, особенно в сфере экспорта металлов, минералов и химических продуктов. Работа Щербинина Н.Д., посвященная изучению контейнерных перевозок в Индии, подчеркивает важность диверсификации индийского экспорта, который ранее был в большей степени ориентирован на Соединенное Королевство. Согласно автору, Индия смогла значительно увеличить экспорт таких товаров, как текстиль, оборудование и электроника, в конце прошлого столетия. Агроэкспорт Индии продолжает играть важную роль, что является результатом последствий колониальной политики метрополии[10].

Таблица 1. Обзор научных исследований по проблематике

Автор

Проблема

Губина М.А. и соавторы

Авторы анализируют основные направления сотрудничества, такие как военная промышленность и энергетика, а также существующие проблемы, такие как сложность проникновения на восточноазиатские рынки и влияние западных санкций, при этом они акцентируют внимание на необходимости усиления сотрудничества по различным возможным направлениям: драгоценные камни и металлы, удобрения, фармацевтика и транспортные средства.

Родыгина Н.Ю и соавторы

В работе рассматриваются основные направления стратегического экономического диалога и проводится анализ количественных показателей внешней торговли, товарной номенклатуры экспорта и импорта. При этом авторы указывают на конкретные предложения только в сферах ВПК и энергетики: сотрудничество в области производства запасных частей для военной техники и соглашение о сотрудничестве в углеводородной сфере.

Куприянов А.В.

Автор исследует возможные зоны для реализации совместных российско-индийских проектов и приходит к выводу, что такие возможности существуют практически во всем Индо-Тихоокеанском регионе, включая малые островные государства, Африку и зону непосредственного соседства Индии, в особенности выделяя зоны сотрудничества в энергетике, ВПК и космосе.

Белов С.А. и соавторы

В статье выявлены основные проблемы, такие как громоздкая бюрократическая система, высокие затраты на логистику внутри Индии, негативное влияние санкций со стороны западных стран и влияние пандемии COVID-19 на торговый оборот. Авторы также предлагают меры по решению этих проблем – активизация работы над МТК «Север-ЮГ» и создание ЗСТ между ЕАЭС и Индией.

Петрушина О.М. и соавторы

Авторы раскрывают сущность МТК «Север-Юг» и оценивают его дальнейшее развитие, подчеркивая возможности для увеличения объема торговли, создания специализированных производственных, логистических и транзитных центров, а также преодоления существующего дефицита спроса в странах-членах.

Шербинин Н.Д. и соавторы

Проблема исследования заключается в анализе и определении основных направлений и структуры потоков экспортно-импортных контейнерных грузов Индии, а также в изучении особенностей и ограничений в контейнерных перевозках между Россией и Индией.

Источник: составлено автором

Согласно таблице 1 в российском научном дискурсе ранее хотя и оценивались перспективы развития внешнеторгового и внешнеэкономического российско-индийского сотрудничества, полностью не были раскрыты дальнейшие стратегии и направления для укрепления отношений, и в основном носили частичный характер, ограничиваясь определенными сферами взаимодействия.

В то же время многие исследования в области экономических отношений между Россией и Индией указывали на задачу увеличения товарооборота до 30 млрд долл. США к 2025 году[11]. Однако, эта планка уже была преодолена в 2022 году, и теперь перед обеими странами стоит задача создания новой всесторонней стратегии. Такая стратегия должна учитывать не только исторические особенности двусторонних отношений, но и отвечать современным глобальным вызовам. Главная задача - устранить текущие препятствия, мешающие расширению экономического сотрудничества, и поиск новых путей и возможностей, не ограничиваясь при этом традиционными сферами взаимодействия, военно-промышленной и энергетической, и учитывая влияние международных санкций и возможности использования перспективных логистических маршрутов, таких как МТК «Север-Юг».

Данное исследование призвано восполнить эти пробелы, всесторонне проанализировав текущие и перспективные сферы сотрудничества комплексным подходом и предложив конкретные действия. Результаты статьи могут стать основой для дальнейших исследований и использоваться для разработки и реализации совместных экономических и транспортных стратегий, а также для выявления новых возможностей сотрудничества в обеих странах.

Материал и методы

В первую очередь стоит рассмотреть статистику товарооборота Индии и России. За период первой декады нового тысячелетия общий товарооборот двух стран составил 32.4 млрд долл США (Рисунок 1). За следующее десятилетие (2010-е годы) торговля между Россией и Индией возросла на 135%, достигнув общего объема в 76.4 млрд долл США, что свидетельствует о значительном увеличении торговли между этими двумя странами.

Рисунок 1. Динамика внешней торговли России с Индией

Источник:составлено автором на основании данных Министерства торговли и промышленности Индии (https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/Default.asp)

В настоящее время Индия является одним из ключевых торговых партнеров России среди развивающихся государств Азии. За последний год объем импорта из России в Индию возрос в четыре раза, достигнув 46.2 млрд долларов (таблица 2). В 2022–2023 финансовом году этот показатель увеличился на 368%, и доля России в общем импорте Индии достигла 6.5%, что сделало Россию пятым по величине торговым партнером Индии. Такой рост связан в основном с увеличением ввоза российской нефти, особенно после конфликта в Украине и наложения на Россию многочисленных санкций. Ранее Индия редко приобретала российскую нефть из-за высоких транспортных расходов, но в прошлом финансовом году объемы импорта составили от 970 000 до 981 000 баррелей в сутки.[12].

Таблица 2. Товарооборот Индии и России, млрд долл США

/Год*

2018–2019

2019–2020

2020–2021

2021–2022

2022–2023

Общие объемы товарооборота Индии

Товарооборот

844.16

788.07

686.24

1 035.06

1 165.00

Рост, %

-6.64

-12.92

50.83

12.55

В т. ч. экспорт

330.08

313.36

291.81

422.00

450.96

Рост, %

-5.06

-6.88

44.62

6.86

В т. ч. импорт

514.08

474.71

394.44

613.05

714.04

Рост, %

-7.66

-16.91

55.43

16.47

Объемы товарооборота Индии с Россией

Товарооборот

8.23

10.11

8.14

13.12

49.36

Рост, %

22.85

-19.48

61.21

276.08

Доля России в общем объеме, %

0.97

1.28

1.19

1.27

4.24

В т. ч. экспорт

2.39

3.02

2.66

3.25

3.15

Рост, %

26.29

-12

22.56

-3.31

Доля России в общем объеме, %

0.72

0.96

0.91

0.77

0.7

В т. ч. импорт

5.84

7.09

5.49

9.87

46.21

Рост, %

21.45

-22.66

79.92

368.21

Доля России в общем объеме, %

1.14

1.49

1.39

1.61

6.47

*указывается финансовый год, устанавливается с 1 апреля по 31 марта

Источник: составлено автором на основании данных Министерства торговли и промышленности Индии (https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/Default.asp)

Экспорт из Индии в Россию в целом показывает рост с 2018 по 2023 год, что может быть связано с усилиями Индии по диверсификации своих экспортных рынков[13] и увеличению экспорта в страны, такие как Россия. Однако за последний финансовый год наблюдается снижение на 3%. Небольшое падение может быть связано с введением временной экспортной пошлины на стальную продукцию и снижением производства текстильной продукции в связи с падением урожайности хлопка в Индии в 2022 году.

Исходя из анализа представленных данных, становится очевидным, что в торговле двух стран наблюдается дисбаланс. Это означает, что стоимость товаров, экспортируемых Россией в Индию, существенно превышает импорт из Индии, что приводит к избытку индийский рупий у российских предпринимателей и недостатку возможностей для их траты, так как большая часть импорта из Индии оплачивается в долларах США.

При этом проблему дисбаланса можно решить несколькими путями. Во-первых, частичный выход из данной ситуации можно найти в переходе на оплату товаров в третьей валюте, которая интересна и России, и Индии, например дирхамы ОАЭ или использование драгоценных металлов. Во-вторых, Индия является крупным поставщиком сервисов, в частности в области офшорного программирования, техподдержки, телекоммуникации, инженерных услуг и др., что может стать дополнительным направлением для расширения сотрудничества между странами и обмену технологиями и знаниями. С точки зрения традиционных товаров, Индия может заменить Европу в лекарствах, текстиле и экзотических продовольственных позициях.

Однако, несмотря на потенциал снижения торгового дисбаланса, основной акцент в торговых отношениях двух стран делается на экспорт товаров из России.

В финансовом году 2022–2023, минеральные топлива (по 27 коду ГС) стали главным товаром, который Индия импортировала из России (таблица 3). Объем этого импорта увеличился с 5 млрд долларов США в 2020–2021 годах до 39 млрд долларов США в 2022–2023 годах, что соответствует росту на 639%. В контексте текущей политической обстановки Россия использует Индию как способ обойти торговые ограничения. Индия, в свою очередь, перепродает 2/3 объема этих нефтепродуктов на рынки, недоступные для России, включая страны ЕС. При этом нефть продается со скидкой в 30 долларов за баррель, что временно компенсируется увеличением цены на нефть[14].

Таблица 3. Основные товарные группы импорта в Индию из России, млн долл США

Код ГС

Наименование

2020–2021*

2022–2023

Рост, %

27

Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки

5 250.08

38 814.85

639.32

31

Удобрения

773.54

3 047.35

293.95

9

Кофе, чай, мате и специи

5.85

21.76

271.95

86

Локомотивы, подвижной состав и их части

3.99

13.41

236.27

72

Железо и сталь

140.13

375.61

168.03

89

Корабли, лодки и плавучие сооружения

15.12

31.81

110.45

15

Животные или растительные жиры и масла и продукты их расщепления

494.13

1 004.11

103.21

84

Ядерные реакторы, котлы, машины и механические устройства; их части

100.24

187.44

86.98

85

Электрические машины и оборудование и их части

22.3

37.02

66

48

Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона

147.05

163.72

11.33

71

Жемчуг натуральный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценным металлом, и изделия из них

1 253.42

1 350.31

7.73

76

Алюминий и изделия из него

42.89

39.09

-8.86

25

Соль; сера; земля и камень; штукатурные материалы, известь и цемент

121.36

80.26

-33.87

75

Никель и изделия из него

71.72

46.68

-34.91

28

Неорганические химические вещества

125.82

73.2

-41.82

29

Органические химикаты

73.23

41.58

-43.23

90

Оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические приборы и аппараты

57.51

30.01

-47.81

40

Резина и изделия из нее

145.84

57.01

-60.91

39

Пластмассы и изделия из них

115.74

37.23

-67.83

*указывается финансовый год, устанавливается с 1 апреля по 31 марта

Источник:составлено автором на основании данных Министерства торговли и промышленности Индии (https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/Default.asp)

Вторым по величине товаром импортируем из России являются удобрения (31 код ГС). Объем ввезенных удобрений увеличился с 773 млн долларов США до 3 млрд долларов США в 2022–2023 годах, что составляет рост на 293%. Резкий рост также обусловлен закрытием для России привычных для нее экспортных рынков: США и страны ЕС, несмотря на некоторые послабления санкций.

Увеличение импорта из России по некоторым товарным группам (с кодами ГС 9,72, 84, 85, 86, 89 и т. д.) от 80 до 200% в среднем подтверждает стремление Индии к диверсификации источников импорта, чтобы уменьшить зависимость от определенных регионов или стран не только в структуре нефти.

С другой стороны, некоторые товары демонстрируют уменьшение объема импорта. В частности, товарные группы 25, 28, 29, 49, 40, 75 и другие показали среднее снижение на 40%, что связано также из-за проблем с взаиморасчетами и стагнации импорта из Индии.

Анализ данных показывает, что торговые связи между Россией и Индией продолжают развиваться, несмотря на международные санкции. Основным импортируем товаром из России в Индию является нефть. Одним из основных факторов способствующих развитию поставок товаров является использование новых путей поставок, сокращающих как временные, так и денежные затраты.

На сегодняшний день отгрузка российской нефти осуществляется в основном танкерами, отправляющимися из Балтийских портов Усть-Луга и Балтийск, а также из Черноморского порта Новороссийск. При этом в среднем срок доставки составляет 30–45 дней. Однако, в свете санкций, наложенных на Россию, появляется необходимость искать альтернативные пути доставки.

В этих условиях Международный транспортный коридор "Север-Юг" предоставляет возможность для России получить доступ к портам Персидского залива, а затем к рынкам Южной и Юго-Восточной Азии. Этот коридор, инициированный Россией и Ираном в начале 2000-х, является транспортным маршрутом длиной 7200 км, который продолжает развиваться, несмотря на различные препятствия, и имеет потенциал трансформировать транспортные связи в Евразии, соединяя Индию, Иран и Россию.

Однако реализация этого потенциала сталкивается с рядом проблем. В частности, инфраструктура коридора ограничена из-за американских санкций против Ирана, что снижает транзитные возможности страны. стоит отметить, что существует разница в ширине железнодорожных колей между Ираном (1435 мм) и такими странами как Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан (1520 мм), что требует либо перегрузки грузов, либо использования специализированного подвижного состава, способного адаптироваться к различным ширинам колей.

Эти факторы приводят к значительному разрыву между текущими и потенциальными объемами перевозок, который может достигать 200 миллионов тонн в год. Дополнительные проблемы включают нехватку транзитных вагонов и недостаточное развитие дорожной инфраструктуры.

Тем не менее, в мае 2023 года был достигнут важный этап в развитии коридора. Россия и Иран подписали соглашение о строительстве последнего необходимого участка железной дороги западного маршрута "Север-Юг" – Решт-Астара в Иране. Этот участок будет построен с учетом двух типов ширины колеи: 1435 и 1520 мм, что обеспечит полноценную работу железной дороги на всем протяжении коридора (Рисунок 2.)

1

Рисунок 2. Участок Решт-Астара на маршруте МТК «Север-Юг»

Источник: составлено автором при помощи сервиса Google My Maps

Сроки и стоимость перевозки через МТК "Север-Юг" делают его привлекательным для грузовладельцев. Доставка грузов по этому коридору занимает в среднем от 15 до 24 дней, что почти в два раза быстрее по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. К тому же, в условиях колебания стоимости морских перевозок, железнодорожные тарифы по коридору "Север-Юг" представляют собой более стабильный вариант.

В целом, МТК «Север-Юг» поможет значительно увеличить растущие объемы торговли, включая поставки нефти и газа, и снизить нагрузку на других путях поставок, упростив и удешевив транспортировку товаров. МТК может стать символом укрепления торговый отношений между Россией и Индией, и обеспечить потенциал для будущего роста и сотрудничества. Однако, успешная реализация этого проекта потребует решения ряда инфраструктурных и регуляторных вопросов в ближайшее время.

В дополнение к традиционным сферам торговли, Москва и Нью-Дели активно исследуют возможности сотрудничества в сфере высоких технологий. В условиях текущих санкций и необходимости снижения зависимости от технологического импорта со стороны Запада и растущего влияния Китая в глобальном технологическом пространстве, индийский рынок может стать альтернативой, обеспечивающей большую устойчивость к возможным экономическим и политическим изменениям. Это особенно актуально, с учетом того, что индийская технологическая индустрия оценивается как растущая с большой скоростью 8.4% в 2023 году, при этом многие международные компании переносят свои филиалы на территорию Индии. Ожидается, что Индия станет технологическим и инновационным центром[15], что позволит Москве извлечь выгоду из своих связей с Индией для компенсации воздействия санкций на российский технологический сектор.

Активно сотрудничая со многими западными странами и не поддержав при этом санкции против России, Индия может стать новым партнером по параллельному импорту. Учитывая долгосрочные стратегические отношение, и, собственно, доверие между странами, становится возможным создание новых каналов для параллельного импорта, с учетом вновь открывшихся возможностей на МТК «Север-Юг».

Кроме указанного, МТК «Север-Юг» может способствовать устранению дисбаланса. Во времена СССР была разработана стратегия торгового треугольника между СССР, Ираком и Индией: СССР экспортировал оружие в Ирак, Ирак отправлял нефть в Индию, а Индия экспортировала потребительские товары в СССР. В современных условиях возрождение этой концепции принесло бы пользу России, Индии и Ираку, однако участие Ирака маловероятно из-за его ограниченного суверенитета и зависимости от США. Однако, в данной стратегии ОАЭ может стать перспективным игроком. Интересы Индии в ОАЭ гораздо более разнообразны, чем в Ираке, и некоторые индийские эксперты видят в них потенциал для стратегического партнерства [16]. Такой торговый треугольник позволит не только избавиться от накопленных Россией рупий, но и загрузить транспортный коридор большими объемами товаров, удешевив и ускорив их доставку. Также стоит отметить, что ОАЭ традиционно считается союзником США в регионе, и укрепление связей с этой страной может ослабить действие санкций.

Обсуждение результатов

Целесообразно суммировать вышесказанные предложения и сформировать следующие направления развития торговых отношений России и Индии до 2030 года, которые могу быть использованы при формировании целостной стратегии развития партнёрства между стран:

1. Укрепление существующих сфер сотрудничества и дальнейшие расширения торговой номенклатуры. Необходимо продолжить сотрудничество в областях военной промышленности и энергетики, в частности создания и развития совместных проектов, например, таких как размещение производства в Индии самолетов Sukhoi Superjet-100 и МС-21, а также расширить номенклатуру поставляемых из Индии в Россию товаров: высокотехнологичные продукты, сельскохозяйственные и потребительские товары

2. Устранить барьеры взаимодействия. Россия и Индия являются официальными партнерами, входящими в БРИКС, поэтому необходимо устранить бюрократические и правовые барьеры, в частности, таможенного регулирования: упростить таможенные процедуры и снизить тарифы, в частности вновь возможно внесение Индии в список преференциальных стран; и разработать механизмы для торговли в национальных валютах, обеспечив соглашения между центральными банками, для минимизации влияния западных санкций.

3. Активизация МТК «Север-Юг» и поиск новых партнеров. В условиях продолжавшегося роста объемов товарооборота нужно активизировать работу над коридором «Север-Юг» для сокращения стоимости и сроков доставки, а также привлечь новых торговых партнеров для решения проблем с дисбалансом в торговле России и Индии и разработать совместные маркетинговые стратегии для продвижения коридора как надежного транспортного пути с привличением Российского экспортного центра (РЭЦ) и Федерации индийский экспортных организаций (FIEO).

4. Cтратегическое партнерство. России и Индии необходимо укрепить связи с региональными силами, которые могут поддерживать интересы России и Индии и ослабить режим санкций, путем создания стратегических соглашений, проведения встреч на высшем уровне, разработки дополнительных совместных инициатив в области безопасности и обороны, принятия новых стратегечески важных партнеров в состав БРИКС, таких как ОАЭ, и проведения мониторинга региональных тенденций для выявления потребностей и поддержки интересов обеих стран.

Таким образом, анализ торговли между Россией и Индией показывает увеличение объемов по некоторым товарным группам, во многом в связи с переориентацией торговых потоков стратегически важных товаров, в частности нефти и удобрений, в условиях многочисленных санкций, наложенных на Россию, и подчеркивает потенциал для дальнейшей диверсификации и расширения торговых связей. Активизация Международного транспортного коридора "Север-Юг" играет важную роль в укреплении этих экономических связей, несмотря на текущие инфраструктурные ограничения и международные санкции в отношении России. Последние договоренности и стратегические инициативы в рамках этого коридора открывают большие возможности для усиления торговых отношений между двумя странами, что, в свою очередь, может способствовать стабильному экономическому росту и сотрудничеству между Россией и Индией.

Библиография
1. Russia Sanctions Dashboard. Электронный ресурс. URL: https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (дата обращения 25.07.2023)
2. Dipanjan Roy Chaudhury. India-Russia trade hit a record $39.8 billion in 2022–23: SPIEF director // The Economic Times, 04.04.2023. Электронный ресурс. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/india-russia-trade-hit-a-record-39-8-billion-in-202223-spief-director/articleshow/99197642.cms?from=mdr (дата обращения 25.07.2023)
3. Anirban Bhaumik. Trade volume between India, Russia surpasses target set for 2025 // Decan Herald, 19.04.2023. Электронный ресурс. URL: https://www.deccanherald.com/national/trade-volume-between-india-russia-surpasses-target-set-for-2025-1210942.html (дата обращения 25.07.2023)
4. Губина, М. А. Российско-индийские внешнеторговые отношения в условиях возрастающей геополитической неопределенности / М. А. Губина, С. Ф. Сутырин // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2023. – № 1(58). – С. 149-156.
5. Развитие торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Индии / Н. Ю. Родыгина, М. В. Логина, В. И. Мусихин, К. П. Гладких // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 12. – С. 77-92.
6. Куприянов А.В. Сотрудничество России и Индии в Индо-Тихоокеанском регионе в условиях санкций // Вестник международных организаций. – 2019. – Т. 14. № 3. С. 117–135.
7. “Sec. 231. Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act – CAATSA”, Library of Congress, August 2, 2017.
8. Белов, С. А. Торгово-экономические отношения России и Индии на современном этапе / С. А. Белов, Н. А. Герман // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 5-1(87). – С. 94-96.
9. Развитие международного транспортного коридора "Север-Юг" как инструмент расширения сотрудничества регионов / О. М. Петрушина, И. А. Дзирун, Н. Д. Степин, В. Н. Чичерова // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 53(6). – С. 208-210.
10. Щербинин, Н. В. Контейнерные перевозки внешнеторговых грузов Индии / Н. В. Щербинин, Е. Д. Караваева // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 6. – С. 75-89.
11. Совместное заявление по итогам XX российско-индийского саммита «Через доверие и партнёрство – к новым вершинам сотрудничества» // Официальные сетевые ресурсы Президента России. Электронный ресурс. URL: http://kremlin.ru/supplement/5438. (дата обращения: 19.08.2023)
12. Mohi Narayan. Fuels from Russian oil gets backdoor entry into Europe via India // Reuters, 06.05.2023. Электронный ресурс. URL: https://www.reuters.com/business/energy/fuels-russian-oil-gets-backdoor-entry-into-europe-via-india-2023-04-05/ (дата обращения 05.08.2023)
13. New diversified markets helping India's exports: FIEO // The Economic Times, 31.01.2023. Электронный ресурс. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/new-diversified-markets-helping-indias-exports-fieo/articleshow/97497623.cms?from=mdr (дата обращения 07.08.2023)
14. Sanjay Dutta. Russian oil discount shrinks 87% to $4/barrel as sellers game shipping, insurance to skirt G7 price cap // Times of India, 10.07.2023. Электронный ресурс. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/business/india-business/russian-oil-discount-shrinks-87-to-4/barrel-as-sellers-game-shipping-insurance-to-skirt-g7-price-cap/articleshow/101619068.cms (дата обращения 08.08.2023)
15. Pradhan P.K. (2013) Indiaʼs Relationship with Saudi Arabia: Forging a Strategic Partnership. Strategic Analysis, vol. 37, no 2, pp. 231–41.
16. Sohini Bagchi. Indian tech industry to grow 8.4% to $245 billion in FY23: NASSCOM // Mint, 01.03.2023. Электронный ресурс. URL: https://www.livemint.com/industry/infotech/indian-tech-industry-to-grow-8-4-to-245-billion-in-fy23-nasscom-11677673202172.html (дата обращения: 09.08.2023)
References
1. Russia Sanctions Dashboard. Electronic source. Retrieved from https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard
2. Dipanjan Roy Chaudhury. India-Russia trade hit a record $39.8 billion in 2022–23: SPIEF director. The Economic Times, 04.04.2023. Electronic source. Retrieved from https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/india-russia-trade-hit-a-record-39-8-billion-in-202223-spief-director/articleshow/99197642.cms?from=mdr
3. Anirban Bhaumik. Trade volume between India, Russia surpasses target set for 2025. Decan Herald, 19.04.2023. Electronic source. Retrieved from https://www.deccanherald.com/national/trade-volume-between-india-russia-surpasses-target-set-for-2025-1210942.html
4. Gubina, M. A., & Sutyagin, S. F. (2023). Russian-Indian foreign trade relations in the context of increasing geopolitical uncertainty. Journal of the New Economic Association, 1(58), 149-156. doi:10.31737/22212264_2023_1_149
5. Rodygina, N. Y., Login, M. V., Musikhin, V. I., & Gladkikh, K. P. (2020). Development of trade and economic cooperation between the Russian Federation and the Republic of India. Russian Foreign Economic Bulletin, 12, 77-92.
6. Kupriianov A. (2019). Russian and Indian Cooperation in the Indo-Pacific Region in the Context of Sanctions. International Organisations Research Journal, 14(3), 117–135 (in English). doi:10.17323/1996-7845-2019-03-06
7. “Sec. 231. Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act – CAATSA”, Library of Congress, August 2, 2017.
8. Belov, S. A., & German, N. A. (2022). Trade and Economic Relations between Russia and India at the Present Stage. Journal of Economy and Business, 5-1(87), 94-96. doi:10.24412/2411-0450-2022-5-1-94-96
9. Petrushina, O. M., Dzirun, I. A., Stepin, N. D., & Chicherova, V. N. (2022). Development of the "North-South" international transport corridor as a tool for expanding cooperation between regions. Bulletin of the Academy of Knowledge, 53(6), 208-210.
10. Shcherbinin, N. V., & Karavaeva, E. D. (2022). India’s International Cargo Container Shipping. Russian Foreign Economic Bulletin, 6, 75-89. doi:10.24412/2072-8042-2022-6-75-8
11. Joint Statement Following the XX Russian-Indian Summit "Through Trust and Partnership – to New Heights of Cooperation."//Official Network Resources of the President of Russia, 04.09.2019. Electronic source. Retrieved from http://kremlin.ru/supplement/5438
12. Mohi Narayan. Fuels from Russian oil gets backdoor entry into Europe via India. // Reuters, 06.05.2023. Electronic source. Retrieved from https://www.reuters.com/business/energy/fuels-russian-oil-gets-backdoor-entry-into-europe-via-india-2023-04-05/
13. New diversified markets helping India's exports: FIEO. The Economic Times, 31.01.2023. Electronic source. Retrieved from https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/new-diversified-markets-helping-indias-exports-fieo/articleshow/97497623.cms?from=mdr
14. Sanjay Dutta. Russian oil discount shrinks 87% to $4/barrel as sellers game shipping, insurance to skirt G7 price cap // Times of India, 10.07.2023. Electronic source. Retrieved from https://timesofindia.indiatimes.com/business/india-business/russian-oil-discount-shrinks-87-to-4/barrel-as-sellers-game-shipping-insurance-to-skirt-g7-price-cap/articleshow/101619068.cms
15. Pradhan P.K. (2013) Indiaʼs Relationship with Saudi Arabia: Forging a Strategic Partnership. Strategic Analysis, 37(2), 231–41.
16. Sohini Bagchi. Indian tech industry to grow 8.4% to $245 billion in FY23: NASSCOM. Mint, 01.03.2023. Electronic source. Retrieved from https://www.livemint.com/industry/infotech/indian-tech-industry-to-grow-8-4-to-245-billion-in-fy23-nasscom-11677673202172.html

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. Статья должна быть посвящена развитию торговых связей России и Индии в условиях международных санкций на основе транспортного коридора Север-Юг. Статья, в целом, посвящена заявленной теме.

Методология исследования базируется на сборе и систематизации различных сведений и данных по теме исследования. Ценно, что автор при этом использует графический метод представления результатов исследования. Это значительно повышает привлекательность статьи со стороны потенциальной читательской аудитории. При этом рекомендуется отказаться от использования в тексте статьи готовых графических объектов, тем более из средств массовой информации (в частности, это относится к рисунку 2). Более того, необходимо обратить внимание, что рисунки подписываются снизу.

Актуальность исследования вопросов, связанных с развитием торговых связей России с различными странами, не вызывает сомнения. Повышенную актуальность формирует тот факт, что в тексте затрагиваются отношения России с партнёрами по БРИКС. Это расширяет потенциальную читательскую аудиторию, выходя за границы Российской Федерации.

Научная новизна в представленных на рецензирование материалах не обнаружена, но значительная часть базы для её формирования подготовлена: данные собраны, обработаны, необходимо сделать авторские выводы и суждения.

Стиль, структура, содержание. С точки зрения отсутствия просторечных выражений и публицистических высказываний стиль изложения является научным. Структура статьи автором не выстроена, что, вероятнее всего, не позволило её завершить, т.к. в содержательной части автор останавливается на поиске проблем без разработки авторских рекомендаций по их решению. При доработке статьи рекомендуется обратить на данный момент особое внимание, т.к. потенциального читателя интересуют конкретные обоснованные авторские рекомендации по решению существующих проблем. Более того, было бы интересно расширить период исследования до 5-10 лет, а также построить прогноз развития отношений до 2030 года.

Библиография. Библиографический список включает 13 источников, среди которых присутствуют и отечественные, и зарубежные издания. При этом обращает на себя внимание несколько фактов: 1) большая часть не является научными публикациями, а электронным ресурсами (сокращать количество электронных ресурсов, являющихся источниками числовых данных, не нужно; необходимо увеличить количество публикаций в периодических научных изданиях); 2) оформление не по требованиям ГОСТ.

Апелляция к оппонентам. Несмотря на сформированный список литературы, какой-либо научной дискуссии по полученным результатам не выстроено. При доработке статьи необходимо устранить данную проблему, сравнив результаты с теми, что уже содержатся в научных трудах других авторов.

Выводы, интерес читательской аудитории. С учётом всего вышеизложенного статья подготовлена на актуальную тему, содержит большой объём интересных данных, но для обеспечения интереса читательской аудитории необходимо отразить конкретные авторские рекомендации по решению выявленных проблем. После доработки статьи с учётом замечаний, отмеченных в рецензии, представляется возможным рассмотреть вопрос о целесообразности опубликования данной статьи.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе развития торговых связей России и Индии.
Методология исследования, использованная автором, основана на следующих методах научного познания: сравнение, анализ, синтез теоретического материала.
Актуальность. Тема, предложенная автором, представляется весьма актуальной. В первую очередь, это обусловлено необходимостью поиска Россией новых рынков и путей сбыта в текущей геополитической ситуации, в том числе санкционного давления.
Научная новизна. Научная составляющая исследования заключается в обобщении существующей практики торговых связей России и Индии в условиях международных санкций на основе транспортного коридора Север-Юг, а также в обозначении направления развития торговых отношений России и Индии до 2030 года. В статье стоит более конкретно сформулировать элементы научной новизны. В чем состоит отличие от подобных исследований? Что нового вносит автор? Какова теоретическая и практическая значимость исследования? Каким образом можно использовать полученные результаты?
Стиль, структура, содержание. Стиль статьи является научным, соответствует требованиям журнала. Структурные разделы в статье не выделены. Следовало бы привести классическое деление разделов на введение, обзор литературы, материалы и методы, результаты, обсуждение (выводы).
Автор на хорошем теоретическом уровне проводит сравнительный анализ товарооборота Индии и России с 2000 по 2022 гг. Уделено внимание проблеме «избытка индийский рупий у российских предпринимателей и недостатка возможностей для их траты», определены пути решения данной проблемы. В статье рассмотрены основные товарные группы импорта в Индию из России. Особого внимания заслуживают предложения автора по развитию торговых отношений России и Индии до 2030 года.
В качестве замечаний- рекомендаций хотелось бы отметить следующее.
Следовало бы конкретизировать выводы, обозначив методы их реализации. Например, пункт 2 «устранить бюрократические и правовые барьеры». Каким образом это следует осуществить?
Библиография. Анализ библиографии позволяет сделать вывод о том, что автор в достаточном объеме изучил научные труды по исследуемой проблематике. Присутствуют иностранные источники, в целом список литературы состоит из 16 источников.
Апелляция к оппонентам. В статье присутствует обзор исследований ученых по схожей проблематике, автором дана их критическая оценка, имеются адресные ссылки по тексту статьи.
Выводы, интерес читательской аудитории. Представленный материал может открыть новые перспективы для дальнейших исследований. Он будет интересен тем, кто занимается изучением проблем развития Россией торговых связей в условиях текущей геополитической ситуации.
Статья частично соответствует требованиям журнала «Теоретическая и прикладная экономика», предъявляемым к такого рода работам, и рекомендуется к доработке.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Статья посвящена изучению развития торговых связей России и Индии в условиях международных санкций на основе транспортного коридора Север-Юг.
Проведение исследования базируется на обобщении литературных источников по теме исследования, анализе статистических о торговле между двумя странами.
Актуальность работы авторы связывают с тем, что международные торговые связи остаются ключевым звеном в экономической динамике национальных и региональных хозяйственных систем, а торговые маршруты и инфраструктурные проекты могут способствовать дальнейшему увеличению товарооборота между Россией и Индией.
Научная новизна рецензируемого исследования, по мнению рецензента, состоит в сформулированных автором направлениях развития торговых отношений России и Индии до 2030 года, которые могу быть использованы при формировании целостной стратегии развития партнёрства между странами.
В статье структурно выделены следующие разделы: Введение, Обзор литературы, Материал и методы, Обсуждение результатов, Библиография.
В публикации приведена динамика внешней торговли России с Индией, проанализирован товарооборот Индии и России за ряд лет, отражены основные товарные группы импорта в Индию из России, освещено соглашение о строительстве последнего необходимого участка железной дороги западного маршрута "Север-Юг" – Решт-Астара в Иране с учетом двух типов ширины колеи: 1435 и 1520 мм, что обеспечит полноценную работу железной дороги на всем протяжении коридора. Авторы говорят о возможности сотрудничества в сфере высоких технологий. В условиях текущих санкций и необходимости снижения зависимости от технологического импорта со стороны Запада и растущего влияния Китая в глобальном технологическом пространстве, индийский рынок может стать альтернативой, обеспечивающей большую устойчивость к возможным экономическим и политическим изменениям., а также отмечают увеличение объемов по некоторым товарным группам, во многом в связи с переориентацией торговых потоков стратегически важных товаров, в частности нефти и удобрений, в условиях многочисленных санкций, наложенных на Россию, и подчеркивает потенциал для дальнейшей диверсификации и расширения торговых связей.
Библиографический список включает 16 источников – публикации отечественных и зарубежных ученых по теме статьи, на которые в тексте имеются адресные ссылки, подтверждающие наличие апелляции к оппонентам.
В качестве замечания следует отметить, что несмотря на то, что один из разделов назван «Материал и методы» в статье не указаны использованные методы научных исследований; в тексте имеются несогласованные словосочетания, например, «стратегии развития партнёрства между стран».
Статья соответствует направлению журнала «Теоретическая и прикладная экономика», содержит элементы научной новизны и практической значимости, может вызвать интерес у читателей, рекомендуется к опубликованию после доработки в соответствии с высказанными замечаниями.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.