Статья 'Методические подходы к сценарному прогнозированию развития системы общественного питания в регионах России' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Методические подходы к сценарному прогнозированию развития системы общественного питания в регионах России

Ельшин Леонид Алексеевич

доктор экономических наук

директор, Центр стратегических оценок и прогнозов, Казанский федеральный университет, заведующий, ГБУ "Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан"

420139, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Островского, 23/1

Elshin Leonid Alekseevich

Doctor of Economics

Senior researcher at Center for Strategic Assessment and Forecasts of the Institute of Management, Economics and Finance, Kazan Federal University

420139, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Ostrovskogo, 23/1

Leonid.Elshin@tatar.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Гаязов Зуфар Фаридович

преподаватель, кафедра гостиничного и туристического бизнеса, Институт управления, экономики и права, Казань

420111, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42

Gayazov Zufar Faridovich

lecturer of the Department of Hotel and Travel Business at Institute of Management, Economics and Law (Kazan)

420111, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, str. Moskovskaya, 42

A_r_t_a_t@mail.ru
Прыгунова Мария Игоревна

научный сотрудник, Государственное бюджетное учреждение "Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан"

420111, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Островского, 23

Prygunova Maria Igorevna

researcher at Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

420111, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Ostrovsky's str., 23

mariya.prigunova@tatar.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8647.2016.4.19913

Дата направления статьи в редакцию:

31-07-2016


Дата публикации:

24-01-2017


Аннотация: Предметом исследования является совокупность факторов, определяющих уникальные параметры развития региональных систем общественного питания. Сектор общественного питания в экономике РФ, также как в экономических системах развитых стран играет заметную и важную роль в сфере формирования занятости населения (доля занятых на предприятиях, функционирующих на рынке общественного питания в общей численности занятых 0,92%), развития субъектов малого и среднего предпринимательства (доля субъектов предпринимательства, функционирующих на рынке общественного питания, в общем количестве предприятий – 1,27%), обеспечения эффективной туристской сферы.Авторы обосновывают необходимость дифференцированного подхода к обоснованию региональных стратегий развития изучаемого сектора экономики. Исходя из этого в работе представлены результаты кластерного анализа, позволившего сгруппировать регионы РФ по ключевым факторам развития отрасли общественного питания. Особым вкладом авторов в исследование темы является предложенный алгоритм идентификации ключевых направлений развития отрасли в соответствии с выявленными особенностями регионального развития. Интересной, с научно-познавательной точки зрения, закономерностью является обнаруженный факт того, что для целого ряда регионов, отнесенных к кластерам «Лидеры», «Аутсайдеры» и «Перспективные лидеры» динамика инвестиций в основной капитал в сфере общественного питания не оказывает существенного воздействия на динамику оборота в рассматриваемом секторе экономики, что формирует научно-познавательную основу для изучения альтернативных факторов роста.


Ключевые слова:

сфера услуг, кластерный анализ, оборот общественного питания, экономико-математическое моделирование, туристский сектор, устойчивое развитие региона, факторный анализ, прогнозирование, сценарное моделирование, регионы РФ

УДК:

338.46

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-32-01353.

Abstract: The subject of the research is a set of factors defining unique parameters of the development of regional public catering systems. The sector of public catering plays an important role in Russia's population employment just like in all developed countries (the share of people employed in the public catering sector reaches 0.92% of the total number of employed people). It is also important for the development of small and medium businesses (the share of business entities working in the sphere of public catering is 1.27% of the total number of business enterprises), and tourist sphere. The authors of the article emphasize the need for the differentiated approach to analyzing regional development strategies of the aforesaid economic sector. Based on that, the authors present results of the cluster analysis which allows to divide Russian Federation regions into groups depending on the key factors of the public catering development. The authors' contributoin to the topic is that they offer their own algorithm for identifying key areas in accordance with the defined peculiarities of the regional development. Quite interesting (from the research point of view) is a discovedred fact that for a number of regions referred to clusters 'Leaders', 'Outsiders' and 'Prospective Leaders', the dynamics of investments into the main capital in the sphere of public catering did not have a considerable influence on the dynamics of the turnover in the aforesaid economic sector. This creates a research basis for studying alternative factors of increasing the turnover. 


Keywords:

service trade, cluster analysis, turnover of public catering, economic-mathematical modeling, tourist sector, sustainable development of the region, factorial analysis, forecasting, scenario modeling, regions of the Russian Federation

Введение

Сложившиеся на текущий момент времени тенденции и параметры развития сектора общественного питания в регионах РФ, характеризуются снижением доли туристского сектора в генерировании оборота предоставляемых товаров и услуг, не достаточно высоким уровнем развития инфраструктуры в сфере общественного питания, не соответствующей тенденциям динамично развивающегося туристского рынка, а также европейским параметрам развития, слабой инвестиционной активностью и т. п. [2, 3] Перечисленные параметры функционирования отрасли определяют потребность выработки стратегических моделей развития системы общественного питания в регионах РФ, адаптированных под текущие и перспективные тенденции развития туристской индустрии, а также учитывающие изменяющиеся макроэкономические тренды национальной экономики, формирующиеся под воздействием конъюнктурных внутренних и внешних факторов и оказывающих воздействие на потребительскую активность населения в сфере общественного питания. Тем самым модель развития региональной системы общественного питания должна опираться, в первую очередь, на характер и тенденции развития туристского сектора экономики, а также на факторы развития потребительской активности населения, учитывающие, в том числе, социокультурные факторы, определяющие культуру общества в потреблении товаров и услуг в секторе общественного питания [4].

Важным при проведении подобного анализа является то, что применение подхода унификации механизмов развития сектора общественного питания применительно ко всем регионам РФ является не допустимым и научно не обоснованным. Совершенно очевидно, что регионы РФ в значительной степени дифференцированы по уровню развития изучаемого сектора экономики, а также по совокупности факторов, определяющих тренды его развития. В связи с этим возникает задача классификации совокупности регионов по схожим параметрам, определяющим уникальный (специфический) характер развития отрасли.

Методология исследования

В качестве инструментария разработки опорного (базисного) плана стратегического развития системы общественного питания в России на региональном уровне может выступить кластерный анализ. Его функционал позволяет определить однородные группы регионов по схожим параметрам развития, характеризующим эффективность формирования системы общественного питания в регионе и, тем самым, обнаружить, используя методы сопоставительного анализа, слабые и сильные позиции.

В качестве признаков (факторов) кластеризации в настоящем исследовании выбраны:

1) Доля субъектов предпринимательства, функционирующих на рынке общественного питания, в общем количестве предприятий региона, % (F1);

2) Доля занятых на предприятиях, функционирующих на рынке общественного питания в общей численности занятых в регионе (F2);

3) Доля оборота субъектов предпринимательства, функционирующих на рынке общественного питания в обороте региона, % (F3);

4) Доля объема инвестиций в основной капитал субъектов предпринимательства, функционирующих на рынке общественного питания в общем объеме инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности, % (F4);

5) Доля туристского сектора в генерации оборота общественного питания в регионах – лидерах по уровню развития туристической привлекательности (F5).

По результатам кластерного анализа определены группы регионов с различными обобщенными характеристиками, отражающими ту или иную форму эффективности системы общественного питания. Выделены регионы – лидеры по уровню развития, а также регионы с более слабыми характеристиками:

Кластер 1 – «Лидеры». Регионы, вошедшие в данный кластер, характеризуются максимальными параметрами развития системы общественного питания, за исключением инвестиционной активности в рассматриваемом секторе экономики. Между тем необходимо заметить, что их лидирующие позиции на общероссийском фоне не означают соответствие «эталонным» параметрам, отражающим параметры развития сектора общественного питания в развитых европейских странах. Таким образом, даже несмотря на доминирующее развитие в контексте изучаемых вопросов данная группа регионов нуждается в интенсификации решений и направлений развития системы общественного питания, удовлетворяющего внешний и внутренний спрос.

Кластер 2 – «Аутсайдеры». В данный кластер вошли два региона РФ: Республика Дагестан и Чеченская Республика. Уровень развития основных параметров развития системы общественного питания здесь наименьший относительно других регионов РФ. Вместе с тем данные субъекты характеризуются наибольшим уровнем оборота общественного питания в общем обороте региона, а также крайне умеренными значениями показателей, характеризующих участие туристского сектора в генерации оборота общественного питания. Это свидетельствует об ориентации рассматриваемого сектора экономики на внутренний спрос, формируемый, в том числе, устойчивыми традициями населения потребления товаров и услуг в сфере общественного питания.

Кластер 3 – «Центристы». Это наиболее «емкий» кластер, в который входит 46 регионов РФ. Их основными характерными особенностями являются умеренные значения анализируемых показателей, характеризующих эффективность развития системы общественного питания. Интересным, в научно-исследовательском плане, представляется то, что в группу «центристов» вошли крупнейшие туристские субъекты России, такие как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Несмотря на их лидерство по числу туристов относительные показатели эффективности развития сектора общественного питания принимают весьма скромные значения, не соответствующие текущему спросу и потребительским требованиям.

Кластер 4 – «Перспективные лидеры». В данную группу входят 24 региона России. Все они имеют значительный потенциал ускоренного развития туристской отрасли, а также характеризуются высокими значениями показателей, отражающих уровень эффективности региональной системы общественного питания. Регионы рассматриваемой группы имеют значительный потенциал перехода в группу «Лидеры».

Определив укрупненные группы регионов по ряду обобщающих признаков представляется логически обоснованным и целесообразным разработать «дорожную карту» развития региональной системы общественного питания с учетом сформировавшихся структурных и институциональных параметров их функционирования. При этом выполнение данного этапа работ должно основываться на полученных ранее результатах кластерного анализа, объединившего регионы РФ в укрупненные совокупности по схожим параметрам развития. Целесообразность данного подхода обусловлена тем, что выявленная дифференциация регионального развития системы общественного питания обуславливает такой же дифференцированный подход к выявлению наиболее предпочтительных направлений развития региональных систем в соответствии с наиболее адаптированными механизмами их функционирования. Таким образом предлагаемый подход определения перспективных направлений развития требует идентификации вышеупомянутых адаптированных, к сформировавшимся условиям хозяйствования, механизмов развития региональных систем общественного питания. Реализация данного подхода в настоящем исследовании была осуществлена при помощи инструментов эконометрического моделирования, а именно посредством построения корреляционных матриц, а также системы регрессионных уравнений.

Структурно-логическая модель исследования представлена на рисунке 1.

__

Следуя представленной схеме исследования ранее нами был реализован первый этап работы, в рамках которого были определены 4 кластера регионов РФ, отличающихся основными параметрами развития системы общественного питания, получившие условные названия:

- Лидеры;

- Аутсайдеры;

- Центристы;

- Перспективные лидеры.

Второй этап исследования требует детальной проработки оценки влияния исследуемых в работе факторов на динамику развития региональных систем общественного питания. При этом в качестве обобщающего показателя, характеризующего эффективность развития системы, выступает статистический показатель «Оборот общественного питания», а в качестве ключевых факторов, оценивающих ее эффективность и перспективы развития такие показатели, как:

Х1 - динамика индекса цен на пищевые продукты (индекс потребительских цен в сфере общественного питания);

Х2 - реальные денежные доходы населения;

Х3 - объем туристских потоков;

Х4 – инвестиции в основной капитал.

Таким образом в качестве ключевой эконометрической модели, раскрывающей гипотезу о взаимосвязи между объясняемой и объясняющими переменными, будет выступать:

Y = a+b1Х1+b2Х2+b3Х3+ b4Х4,

где Y – оборот общественного питания.

Повышение цен на товары и услуги (в результате увеличения цен на используемые ресурсы) может приводить к сокращению выпуска отраслей, причем в большей степени для тех отраслей, в структуре затрат которых значительная доля затрат приходится на этот фактор. Учитывая, что предприятия общественного питания характеризуются высокой долей промежуточного продукта в валовых затратах колебания цен производителей промежуточных товаров и услуг могут приводить к изменению объемов оборота через сокращение спроса на продукцию при повышении цен.

Другой группой переменных, которые могут оказывать влияние на обороты общественного питания являются переменные, характеризующие внутренний и внешний спрос. Для моделирования влияния внутреннего спроса в данной работе мы будем использовать реальные денежные доходы населения, изменение которых может характеризовать изменение агрегированного спроса в целом по экономике. Соответственно увеличение внутреннего спроса может приводить к увеличению объемов оборота общественного питания.

Для оценки влияния факторов внешнего спроса в модели для индексов изменения оборотов общественного питания использовались показатели, оценивающие объемы туристских потоков, предполагая, что их увеличение может стимулировать обороты общественного питания.

Далее в рамках выявленных укрупненных групп регионов РФ (кластеров) было осуществлено эконометрическое моделирование оценки влияния обозначенных факторов на оборот общественного питания, результаты которого приведены ниже. Реализация предлагаемого подхода требует определение динамики объясняющих и объясняемой переменных применительно к отдельному кластеру. То есть необходимо определить значения рассматриваемых показателей применительно не к отдельно взятому региону, а применительно к совокупности регионов. Данная задача имеет ряд методологических трудностей и ограничений. Вместе с тем решение поставленной задачи может быть найдено в идентификации таких регионов из совокупности выбранных и отнесенных к соответствующему кластеру, которые бы имели наиболее близкие значения к конечным центрам кластеров, определенных ранее в рамках иерархического кластерного анализа. Данные регионы, являясь типично усредненными по показателям и характеристикам развития системы общественного питания будут иметь усредненные характеристики воздействия изучаемых параметров на оборот общественного питания. Тем самым можно допустить, что специфические параметры их развития можно экстраполировать на всю совокупность региона изучаемого кластера.

Результаты

В соответствии с проведенным анализом, основанном на максимальном соответствии параметров развития системы общественного питания с выявленными точками конечных центров кластеров, были определены «эталонные» регионы кластеров, которые и легли в основу проведения регрессионного анализа:

Кластер 4 (Перспективные лидеры) – Республика Татарстан (расстояние от конечного центра кластера минимальное среди всей совокупности регионов рассматриваемого кластера - 0,192);

Кластер 3 (Центристы) – Смоленская область (расстояние от конечного центра кластера минимальное среди всей совокупности регионов рассматриваемого кластера - 0,117);

Кластер 2 (Аутсайдеры) – Республика Дагестан (расстояние от конечного центра кластера минимальное среди всей совокупности регионов рассматриваемого кластера - 0,364);

Кластер 1 (Лидеры) – Ставропольский край (расстояние от конечного центра кластера минимальное среди всей совокупности регионов рассматриваемого кластера - 0,284).

Используя значения статистических показателей, характеризующих динамику рассматриваемых в разработанной модели факторов за период с 2001 по 2014гг. был произведен эконометрический анализ в разрезе выявленных кластеров (таблица 1).

Таблица 1 – Значения коэффициентов эконометрических моделей, оценивающих влияние рассматриваемой совокупности факторов на динамику роста сектора общественного питания в разрезе регионов РФ

Х1 - динамика индекса цен на пищевые продукты (индекс потребительских цен в сфере общественного питания)

Х2 - реальные денежные доходы населения

Х3 - объем туристских потоков

Х4 – инвестиции в основной капитал

Кластер 1 – «Лидеры»

0.356

0.156

0.502

-

Кластер 2 – «Аутсайдеры»

0.689 [1]

0.372 [2]

0.126

-

Кластер 3 – «Центристы»

0.259

0.236

-

0.345

Кластер 4 – «Перспективные лидеры»

0,389 [1]

0,215 [2]

0,345

-

На основе полученных результатов экономико-математического моделирования влияния группы факторов на развитие системы общественного питания в регионах РФ были разработаны 3 сценария, модели которых описывали количественные и качественные параметры различных факторных условий. При этом, были рассмотрены возможности ускоренного (оптимистического) развития всех рассматриваемых в работе (раздел 3.1) факторов в соответствии с государственными программами развития туристской отрасли, а также прогнозных оценок Министерства экономического развития относительно динамики роста доходов населения, инвестиционной активности, а также индекса роста цен на товары потребительского назначения (Сценарий 1). В сценарии 2 учтены возможные последствия санкционного противостояния между Россией и странами Евроатлантического блока, выраженные в падении динамики экономического роста национальной экономической системы. Наконец сценарий 3 предусматривает умеренные тренды экономического развития российской экономики, что находит свое отражение в динамике роста рассматриваемой совокупности факторов на уровне докризисных 2012-2013 годов. Начиная с 2012 года национальная экономика стала активно проявлять признаки структурного кризиса, в результате как внешних факторов (существенное замедление темпов роста мировой экономики), так и внутренних - «перегрев» денежно-кредитной системы, недостаточные темпы трансформации структуры экономики в пользу высокотехнологичных производств, опережающий рост средних издержек производства в условиях существенного за последние 10 лет роста реальной заработной платы и др. Влияние рассмотренных кризисов вкупе с обострившейся в 2014 году геополитической обстановкой, предпринятых против РФ отраслевых санкций (в первую очередь в финансовой сфере), резкого падения цен на нефть – важнейшего источника доходов российского бюджета привело к замедлению динамики развития основных макроэкономических параметров России и ее регионов на фоне наметившихся тенденций роста в мировой экономике.

Сводные характеристики сценарного моделирования факторов, определяющих динамику оборота общественного питания, представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Сценарные параметры развития факторов развития ООП на период до 2020 года (среднее значение 2013-2020гг.)

Х1 - динамика индекса цен на пищевые продукты

Х2 - реальные денежные доходы населения

Х3 - объем туристских потоков[1]

Х4 – инвестиции в основной капитал

Сценарий 1 [1]

103,6

103,7

112,5

105,9

Сценарий 2[2]

105,6

100,5

105,0

100,7

Сценарий 3[3]

104,6

102,1

108,8

103,3

Результаты прогноза развития системы общественного питания на среднесрочный период времени в разрезе полученных кластеров, представлен в таблице 3. При разработке прогнозов развития регионов соответствующего кластера использовался ранее апробированный подход, заключающийся в проецировании результатов расчетов, применительно к базовому региону кластера на все другие, вошедшие в него. При этом под базовым регионом кластера понимается регион, характеризующийся максимальным соответствием параметров развития системы общественного питания с выявленными точками конечных центров кластеров (так называемые «эталонные» регионы кластера).

Таблица 3 – Прогнозные оценки темпов роста оборота общественного питания в регионах РФ в соответствии с кластерным распределением

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2020/2014

Кластер 1 (Лидеры) – Ставропольский край

Сценарий 1

104,32

104,32

104,32

104,32

104,32

104,32

128,9

Сценарий 2

100,77

100,77

100,77

100,77

100,77

100,77

104,7

Сценарий 3

102,57

102,57

102,57

102,57

102,57

102,57

116,5

Кластер 2 -Аутсайдеры (Республика Дагестан)

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2020/2014

Сценарий 1

103,90

101,04

102,57

102,57

102,57

102,57

116,2

Сценарий 2

102,95

101,47

101,81

101,81

101,81

101,81

112,3

Сценарий 3

103,43

101,26

102,20

102,20

102,20

102,20

114,3

Кластер 3 (Центристы) – Смоленская область

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2020/2014

Сценарий 1

100,78

99,44

100,41

100,41

100,41

100,41

101,9

Сценарий 2

99,20

98,38

98,60

98,60

98,60

98,60

92,3

Сценарий 3

99,99

98,91

99,51

99,51

99,51

99,51

97,0

Кластер 4 - Перспективные лидеры (Республика Татарстан)

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2020/2014

Сценарий 1

107,38

105,75

106,64

106,64

106,64

106,64

146,8

Сценарий 2

104,79

103,94

104,14

104,14

104,14

104,14

128,1

Сценарий 3

106,10

104,86

105,41

105,41

105,41

105,41

137,4


Выводы

Согласно представленным расчетам наибольший уровень динамики роста оборота общественного питания ожидается в группе регионов, относящихся к кластеру 4 (Перспективные лидеры). Это формирует устойчивые предпосылки их перехода в группу лидеров по уровню развития регионального оборота общественного питания.

Наиболее слабыми позициями по динамике роста рассматриваемого сектора экономики характеризуются регионы Кластера 3. Учитывая то, что регионы данной группы на текущий момент времени обладают умеренными показателями развития сферы услуг (в части общественного питания) становятся крайне актуальными вопросы интенсификации механизмов их ускоренного роста с целью удовлетворения спроса в условиях прогнозируемой возрастающей динамики внутренних и внешних туристских потоков. Основным конкурентным преимуществом регионов Кластера 3 является то, что динамика оборота общественного питания у них существенно реагирует, в отличие от регионов других кластеров, на тренды инвестиционной активности (коэффициент эластичности +0,345), что формирует существенный потенциал роста анализируемого сегмента экономики в результате заполнения существующих и перспективных инвестиционных ниш. Другими словами, регионы рассматриваемого кластера нуждаются в ускорении и дифференциации инвестиционных потоков в сфере общественного питания, что соответствующим образом должно отражаться на мерах государственной политики, стимулирующих данный процесс.

Иная ситуация в трех других кластерах. Стимулирование инвестиционной активности здесь не будет обеспечивать необходимый результат. В результате разработки и оптимизации эконометрической модели данный фактор был исключен.

Результаты проведенного исследования продемонстрировали, дифференцированный характер воздействия рассматриваемой совокупности факторов, выступающих в роли объясняющих переменных, на динамику оборота общественного питания в регионах РФ, в зависимости от их принадлежности к определенным кластерам. В целом можно отметить, что вся рассматриваемая совокупность факторов оказывает в той или иной мере влияние на ООП. Однако интересной, с научно-познавательной точки зрения, закономерностью является обнаруженный факт того, что для целого ряда регионов, отнесенных к кластерам «Лидеры», «Аутсайдеры» и «Перспективные лидеры» динамика инвестиций в основной капитал в сфере общественного питания не оказывает существенного воздействия на динамику оборота в рассматриваемом секторе экономики. Это, на наш взгляд, может означать то, что инфраструктурные объекты системы общественного питания в данных регионах либо полностью удовлетворяют текущие потребности, в результате чего дальнейшее наращивание основных фондов не приводит к росту ООП. Либо сформировавшаяся инфраструктура, как бы она не характеризовалась с точки зрения своего потенциала развития, не способствует приросту динамики оборота общественного питания в виду слабого спроса. Вторая ситуация более характерна для регионов с низким уровнем развития туристской сферы, а также покупательской способностью проживающего в них населения.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-06-00062.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.