Статья 'Эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера

Скоробогачева Екатерина Александровна

кандидат искусствоведения

доцент, кафедра всеобщей истории искусств, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 21

Skorobogacheva Ekaterina Aleksandrovna

PhD in Art History

chief specialist at Moscow State Art Gallery N. A. Honored Artist of the USSR Ilya Glazunov

101000, Russia, Moskovskaya Obl. oblast', g. Moscow, ul. Myasnitskaya, 21

Skorobogacheva@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2013.3.7463

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-3.27272727273-2013


Аннотация: Цель статьи - проследить с помощью характерных примеров произведений искусства эволюцию образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера. Дана характеристика произведениям иконописи, медного литья, шитья, архитектуры, скульптуры, станковой живописи в хронологических рамках XII-XIX веков. В рамках статьи особенно значим искусствоведческий анализ икон Русского Севера, как живописных, так и меднолитых. Последовательно рассмотрены: генезис, эволюция иконографии святого Николая, стилистические изменения, технико-технологические особенности ряда памятников. Уделено внимание вопросам их атрибуции.Важно соотношение консерватизма традиций и внедрения новшеств в произведениях данной иконографии. Сделан ряд заключений. 1. Образ Николая Чудотворца занимает значимое место в произведениях Русского Севера, что подтверждает общерусский характер северного творчества, так как на Руси и в России рассматриваемый образ получил исключительно широкое распространение. 2. На Севере при индивидуальной и разнообразной трактовке он был приближен к народной среде, стал неотъемлемой частью крестьянского искусства, свидетельствовал о прочности и вневременном звучании традиций, присущих столице и окраине, вобравших суть религиозно-философского учения Византии и смысл простонародных решений. 3. Из представленного материала следует, что эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера претерпела незначительные иконографические изменения, но видимое стилистическое развитие. Это подтверждает значимость генезиса образа, устойчивость его религиозно-философского содержания и сохранение художественного почерка в народном творчестве, что свойственно искусству северного края в целом.


Ключевые слова:

Искусствоведение, Св. Николай, эволюция, образ, иконография, генезис, иконопись, литье, архитектура, скульптура

Библиография


1. Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Вологда. Кириллов. Феропонтово. Белозерск. М.: Искусство, 1969.–295 с.

2. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1984. 338 с.

3. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литьё XI–начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М.: Интербук-бизнес, 2000. – 127 с.

4. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Портрет музея. Поиски и находки / Каталог выставки Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» в ГТГ. М.: ГТГ, 2001. – 48 с.

5. Иеромонах Тихон (Полянский) Путешествие в историю русских монастырей. М.: Русское слово, 2002. – 367 с.

6. Иконы «Вознесение Господне» XV – XVI вв. [Электронный ресурс]: http: //www osnowa777.narod.rufotoVozneX.html / (дата обращения 31.01.2013).

7. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-ХХ века. М.: АРТ-БМБ, 2002.–288 с.

8. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск / Каталог выставки произведений иконописи, декоративно-прикладного и графического искусства из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия в ГТГ. М.: ГТГ, 2001. – 50 с.

9. Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. Сборник трудов ГИМ. М.: ГИМ, 1994. – 73 с.

10. Непеин А. Памятники церковной скульптуры на севере России. Из Иллюстрированного сборника Пермского губернского сборника 1916 года. Пермь: электро-типография губернского земства, 1917. – 67 с.

11. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. «Дерево и гармония». М.: Ополо, 1998. – 208 с.

12. Русское медное литье. Сборник научных статей под редакцией Гнутовой С. В. Выпуск 1. М.: ЦМДРИ, 1993. – 192 с.

13. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература. Том I. М.: Языки славянской культуры, 2002. – 544 с.

14. Ярославцева Н. А. «Москва Виктора Васнецова». М.: ООО Фонд Мир русской души, 1998. – 160 с.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.