|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Забелина Е.В.
Симультанеизм как прорыв во временное измерение
// Культура и искусство.
2012. № 6.
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.6.5814 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=5814
Симультанеизм как прорыв во временное измерение
Забелина Елена Владимировна
соискатель
научный сотрудник, Музей истории московской архитектурной школы (Музей МАРХИ), Московский архитектурный институт (Государственная академия).
Zabelina Elena Vladimirovna
|
mellsu@yandex.ru
|
|
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.6.5814
Дата направления статьи в редакцию:
17-11-2012
Дата публикации:
1-12-2012
Аннотация:
2012 год – 100-летний юбилей одного из авангардных направлений в искусстве ХХ века, у истоков которого стоял Робер Делоне. Симультанеизм, родившийся на стыке искусства и науки, основанный на теории света и цвета французского химика Мишеля Эжена Шеврёля, вооружил людей искусства принципиально новыми выразительными средствами художественного языка и способами воздействия на зрителя. Эксперименты с симультанными контрастами и формами позволили передать иллюзию движения на картинной плоскости. Искусство фигуративное меняется на искусство трансформативное. Фернан Леже доказал своим фильмом «Механический балет», что принципы симультанеизма возможно использовать и в чёрно-белом кино. Он использовал такой тип монтажа, строящийся на быстром соединении неподвижных фрагментов, который в кинематографе получил название «симультанный монтаж». Данная статья имеет целью конкретизировать понятие симультанеизм и показать некоторые области его применения в искусстве.
Ключевые слова:
Искусствоведение, симультанеизм, движение, вибрация, монтаж, живопись, кино, контраст, иллюзия, цвет
Библиография
1. Delaunay R. Du cubisme à l’art abstrait. Documents inédits publiés par P. Francastel. Paris: S.E.V.P.E.N., 1957. P. 113.
2. Chevreul, M. E. De la loi du contraste simultané. – Paris: Pitois-Levrault, 1839.
3. См. также: Chevreul, M.E. The Principles of Harmony and Contrast of Colours, and their applications to the arts. – London: Henry G. Bohn, York street, Covent garden. 1860.
4. Кузин В. С. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. Школа, 1982. – 256 с., ил. С. 92.
5. Der Blaue Reiter. Синий всадник / Под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка. Мюнхен, 1912. Перевод, комментарии и статьи З. С. Пышновской. - М.: Изобраз. искусство, 1996. - 192 с.; ил.
6. Golding, John. Le cubisme. Paris: Julliard, 1965. P. 337.
7. Delaunay, Robert. Du cubisme a l”art abstrait. / Documents inédits publiés par Pierre Francastel. Paris: S.E.V.P.E.N., 1957. P. 185.
8. Delaunay, Robert. Du cubisme a l”art abstrait. / Documents inédits publiés par Pierre Francastel. Paris: S.E.V.P.E.N., 1957. P. 178–179.
9. Schmalenbach W. Fernand Léger. P.: Cercle d’art, 1977. P. 98.
10. Ямпольский, Б. М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура, 1993. – 464 с.
11. На связь «Велосипедного колеса» Дюшана и Ньютоновых колец указывает Александриан. См.: Alexandrian S. Marcel Duchamp. Paris: Flammarion, 1976.
12. См.: Damase, J. Sonia Delaunay: fashion and fabrics. – New York: H.N. Abrams, 1991. Baron, S., Damase, J. Sonia Delaunay: the life of an artist. – New York: H.N. Abrams, 1995.
13. См.: Lawder S. The Cubist Cinama. N. Y.: New York University Press, 1975. P. 89.
14. Виноградов В.В. Французский киноавангард 1920-х годов и неоавангард «новой волны» как факторы развития выразительных средств кинематографа. Диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения. Спец. 17.00.03. М.: Всероссийский Государственный Университет Кинематографии имени С.А. Герасимова, 2011.
15. Léger F. Fonctions de la peinture. P.: Gonthier, 1965. P. 138–139.
16. Léger F. Fonctions de la peinture. P. 153.
17. Léger F. Fonctions de la peinture. P. 141.
18. Delaunay R. Du cubisme à l’art abstrait. P. 209.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|