ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Денисов А.В.
О феномене пародии в музыкальном искусстве
// Культура и искусство.
2012. № 5.
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.5.5693 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=5693
О феномене пародии в музыкальном искусстве
Денисов Андрей Владимирович
доктор искусствоведения
профессор, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
190000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2
Denisov Andrei Vladimirovich
Doctor of Art History
Professor of the Department of History of Foreign Music of the St Petersburg State Conservatory after N.A. Rimsky-Korsakov
190000, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Glinki, 2
|
denisow_andrei@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.5.5693
Дата направления статьи в редакцию:
17-09-2012
Дата публикации:
1-10-2012
Аннотация:
Цель работы – анализ организующих принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Задачи – рассмотреть общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также показать общие функции пародии в музыкальном искусстве.
Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутритекстовых и межтекстовых отношений: определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом.
При этом конкретное воплощение инверсии может быть связано, во-первых, с определенной имманентной организацией интонационной структуры музыкального текста, во-вторых – с его внемузыкальной смысловой сферой (в музыкально-театральных произведениях, вокальной музыке). На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке – деформация и агглютинация. Наконец, отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, сам принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры.
Работа может быть интересна культурологам, искусствоведам, а также всем, интересующимся проблемами эстетики творчества.
Ключевые слова:
Искусствоведение, пародия, текст, музыка, культура, семантика, структура, инверсия, деформация, агглютинация
Библиография
1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1972. 471 С.
2. Бонфельд М. Пародия в музыке венских классиков // Советская музыка. – 1977, №5. С.99-102.
3. Виноградов В. Стиль Пушкина. – М.: 1941. 620 С.
4. Даркевич В. Народная культура Средневековья: Пародия в литературе и искусстве IX-XVI вв. – М.: 2004. 328 С.
5. Жирмунский В. Введение в литературоведение. – М.: 2009. 464 С.
6. Тынянов Ю. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Поэтика. История литературы. Кино. – М.: 1977. С.285-311.
7. Фрейденберг О. О происхождении пародии // Ученые записки Тартуского университета: Вып. 308: Труды по знаковым системам: Вып. 6. – Тарту, 1973. С.490-497.
8. Цукер А. Особенности музыкального гротеска // Цукер А. Единый мир музыки: Избранные статьи. – Ростов-на-Дону, 2003. С.14-26.
9. Parodies: An Anthology from Chaucer to Beerbohm. – N.Y.: 1960. 574 Р.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|