Статья 'Эстетика бесконечных рекурсий: фракталы как художественный образ в фотографии ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Эстетика бесконечных рекурсий: фракталы как художественный образ в фотографии

Николаева Елена Валентиновна

кандидат культурологии

доцент, Институт социальной инженерии, Московский государственный университет дизайна и технологии

117997, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, 33

Nikolaeva Elena

PhD in Cultural Studies

Docent, the Institute of Social Engineering, Moscow State University of Design and Technologies

117997, Russia, Moscow, Sadovnicheskaya Street 33

elena_nika@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.5.20391

Дата направления статьи в редакцию:

14-09-2016


Дата публикации:

28-10-2016


Аннотация: Статья посвящена эволюции фрактальной образности в фотографии как эстетического приема и парадигмы творчества в искусстве ХХ века. Предметом исследования являются способы репрезентации рекурсивной бесконечности в аналоговой и цифровой художественной фотографии. Выявляются параллели между фрактальной рекурсией в фотографии и в произведениях традиционного и постмодернистского изобразительного искусства (средневековой иконографии mise en abime, живописи С. Дали, Дж. Поллока, гравюрах М. Эшера, рекламном графическом дизайне). Особое внимание уделяется креативному и когнитивному значению фрактальных форм в разных фотографических жанрах. Эстетика рекурсивной бесконечности в фотографии рассматривается с позиций междисциплинарного подхода, интегрирующего понятия философии, теории искусства, истории искусства, теории хаоса, концепции фрактальности и компьютерных технологий. На основе анализа обширного фотографического материала, включающего как произведения российских и зарубежных профессиональных фотохудожников, так и полупрофессиональные работы членов неформальных арт-сообществ, выделены типы репрезентации фрактальной рекурсии в художественной фотографии: фиксация фрактальных форм реального мира; конструирование фракталов особыми фотографическими техниками; фрактализация образов с помощью цифровой пост-обработки; алгоритмическое конструирование фрактальных композиций. Делается вывод, что первые фотографические опыты репрезентации фрактальных рекурсий осуществлялись намеренно анахроническим способом, а источником фрактальной образности была природная среда как она есть, но со временем образы бесконечной рекурсивности в фотографии стали результатом специфических цифровых техник, а сама «фрактальная зона» поиска переместилась в область человеческой природы и культуры.


Ключевые слова:

фрактальное искусство, художественная фотография, эстетика бесконечности, фрактальный супрематизм, фрактальная абстракция, эффект Дросте, фрактал, рекурсия, пост-обработка изображения, цифровое искусство

УДК:

130.2:77

Abstract: The article is devoted to the evolution of fractal images in photography as an aesthetic means and creative paradigm in the art of the 20th century. The subject of the research is the means of representing the recursion infinity in analogous and digital art photography. In her research Nikolaeva defines parallels between fractal recursion in photography and traditional and post-modernist paintings (medieval iconography mise en abime, Salvador Dali's and J. Pollock's paintings, M. S. Escher's graphic art and advertising graphic design). Special attention is paid to the creative and cognitive meaning of fractal forms in different genres of photography. The aesthetics of recursion infinity is viewed from the point of view of the interdisciplinary approach that integrates the ideas of philosophy, art theory, art history, choas theory, fractality concept and computer technologies. Based on the analysis of a wide range of photographs made by both Russian and foreign professional photographers and semi-professional members of informatl art socieities, the researcher defines the following types of representation of fractal recursion in art photography: fixed fractal forms of the real world; fractals constructed by special photographic techniques; fractalisation of images bu using the digital post-processing; and algorithmic construction of fractal compositions. It is concluded that the first photographic experience of fractal recursions were deliberately performed by the anachronic method and the source of fractal images was the natural enviromment as it is. Later images of infinite recursion in photography became the result of the application of specific digital techniques and the 'fractal zone' of the search was shifted into the sphere of human nature and culture. 


Keywords:

fractal art, art photography, aesthetics of infinity, fractal suprematism, fractal abstraction, Droste effect, fractal, recursion, image post-processing, digital art

Библиография
1. Медиафилософия III. Фотография/ Под ред. В. В. Савчука, М. А. Степанова. СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009. 255 с.
2. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве/ Отв.ред. В. А. Копцик. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 496 с.
3. Постнеклассические практики. Опыт концептуализации/ В. И. Аршинов, О. Н. Астафьева (ред.). М.: Миръ, 2012. 536 c.
4. Тарасенко В. В. Фрактальная логика. М.: Либроком, 2009. 120 с.
5. Николаева Е. В. Цифровое фрактальное искусство: манифестации философских и художественных смыслов// Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 325-328.
6. Мигунов А. С., Ерохин С. В. Алгоритмическая эстетика. СПб.: Алетейя, 2010. 280 c.
7. Яковлева Е. Л., Зайченко М. А. Рекурсии и искусство. Международный научно-исследовательский журнал. 2013. Вып. 4-2(11). С. 65-68.
8. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М.-Ижевск: ИИКИ, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика, 2010. 656 с.
9. Федер Й. Фракталы. М.: Мир, 1991. 254 с.
10. Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. Образцы комплексных динамических систем. М.: Либроком, 1993. 217 с.
11. Фракталы как искусство. Сб. статей/ Перевод с англ., фр. Е. В. Николаевой; заключ. статья Е. В. Николаевой. СПб.: Страта, 2015. 224 с.
12. Le Manifeste du Fractaliste. Art Press. 1997. № 229. Pp. 28-30.
13. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. URL: http://www.adhdportal.com/book_3583_chapter_19_2._Ponjatiebeskonechnogo_u_Aristotelja.html.
14. Грэхэм Л., Кантор Ж.-М. Имена бесконечности: правдивая история о религиозном мистицизме и математическом творчестве. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. 230 с.
15. Rosato G. S. Fractal Art. Journal of Science Communication. 2010, 9(4). URL: http://jcom.sissa.it/archive/09/04/Jcom0904%282010%29A01/Jcom0904%282010%29A01.pdf.
16. Николаева Е. В. Нецифровая фрактальная живопись: историко-культурологический экскурс // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2013. № 8.1 (109). С. 223-228.
17. Thinking in Patterns: Fractals and Related Phenomena in Nature (ed. M. M. Novak). Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd. 2004. 336 p.
18. Hicks A. Susan Derges: “The whole night became my dark room ...” URL: http://db-artmag.com/archiv/04/e/thema-london-derges.html.
19. Condé S. The Fractal Artist. Leonardo. 2001. Vol. 34. No. 1. Pp. 3-10.
20. Sugimoto H. Lightning Fields. URL: http://www.sugimotohiroshi.com/LighteningField.html.
21. Латунова Н., Бочечко В. Возвращение Maier Poppins // Фотожурнал ХЭ. 2013. URL: http://photo-element.ru/analysis/maier/maier.html.
22. Тарасенко В. В. Супрематизм и фрактальная геометрия: радикальный конструктивизм наблюдаемых форм // Малевич. Классический авангард. 2007. Вып. 9. С. 221-224.
23. Головач С. Фрактальная зона поиска // Малевич. Классический авангард. 2007. Вып. 9. С. 225-226.
24. Пацюков В. Поэзия «береговой линии» Сержа Головача// Малевич. Классический авангард. 2007, Вып. 9. С. 227-228.
25. Флоренский П. История и философия искусства. М.: Мысль, 2000. 444 с.
26. Victor Ribas art. Fractal abstraction lasertechnique of photography. URL: http://rybas.weebly.com/.
27. Попов С. Экстаз техники// Диалог искусств. 2009. № 3. С. 36-39.
28. Special effect for graphic designers. URL: http://www.redfieldplugins.com/filterFractalius.htm.
29. Деменёв Д.Н. Взаимодействие зрительного и эмоционального восприятий произведений изобразительного искусства // Философия и культура. - 2011. - 3. - C. 80 - 85.
30. Жуковский В.И. Композиция и композицирование // Философия и культура. - 2010. - 4. - C. 94 - 99.
References
1. Mediafilosofiya III. Fotografiya/ Pod red. V. V. Savchuka, M. A. Stepanova. SPb.: Sankt-Peterburgskoe Filosofskoe obshchestvo, 2009. 255 s.
2. Sinergeticheskaya paradigma. Nelineinoe myshlenie v nauke i iskusstve/ Otv.red. V. A. Koptsik. M.: Progress-Traditsiya, 2002. 496 s.
3. Postneklassicheskie praktiki. Opyt kontseptualizatsii/ V. I. Arshinov, O. N. Astaf'eva (red.). M.: Mir'', 2012. 536 c.
4. Tarasenko V. V. Fraktal'naya logika. M.: Librokom, 2009. 120 s.
5. Nikolaeva E. V. Tsifrovoe fraktal'noe iskusstvo: manifestatsii filosofskikh i khudozhestvennykh smyslov// Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014. № 2 (45). S. 325-328.
6. Migunov A. S., Erokhin S. V. Algoritmicheskaya estetika. SPb.: Aleteiya, 2010. 280 c.
7. Yakovleva E. L., Zaichenko M. A. Rekursii i iskusstvo. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. 2013. Vyp. 4-2(11). S. 65-68.
8. Mandel'brot B. Fraktal'naya geometriya prirody. M.-Izhevsk: IIKI, NITs «Regulyarnaya i khaoticheskaya dinamika, 2010. 656 s.
9. Feder I. Fraktaly. M.: Mir, 1991. 254 s.
10. Paitgen Kh.-O., Rikhter P. Kh. Krasota fraktalov. Obraztsy kompleksnykh dinamicheskikh sistem. M.: Librokom, 1993. 217 s.
11. Fraktaly kak iskusstvo. Sb. statei/ Perevod s angl., fr. E. V. Nikolaevoi; zaklyuch. stat'ya E. V. Nikolaevoi. SPb.: Strata, 2015. 224 s.
12. Le Manifeste du Fractaliste. Art Press. 1997. № 229. Pp. 28-30.
13. Gaidenko P. P. Nauchnaya ratsional'nost' i filosofskii razum. URL: http://www.adhdportal.com/book_3583_chapter_19_2._Ponjatiebeskonechnogo_u_Aristotelja.html.
14. Grekhem L., Kantor Zh.-M. Imena beskonechnosti: pravdivaya istoriya o religioznom mistitsizme i matematicheskom tvorchestve. SPb.: Izd-vo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2011. 230 s.
15. Rosato G. S. Fractal Art. Journal of Science Communication. 2010, 9(4). URL: http://jcom.sissa.it/archive/09/04/Jcom0904%282010%29A01/Jcom0904%282010%29A01.pdf.
16. Nikolaeva E. V. Netsifrovaya fraktal'naya zhivopis': istoriko-kul'turologicheskii ekskurs // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnaya seriya. 2013. № 8.1 (109). S. 223-228.
17. Thinking in Patterns: Fractals and Related Phenomena in Nature (ed. M. M. Novak). Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd. 2004. 336 p.
18. Hicks A. Susan Derges: “The whole night became my dark room ...” URL: http://db-artmag.com/archiv/04/e/thema-london-derges.html.
19. Condé S. The Fractal Artist. Leonardo. 2001. Vol. 34. No. 1. Pp. 3-10.
20. Sugimoto H. Lightning Fields. URL: http://www.sugimotohiroshi.com/LighteningField.html.
21. Latunova N., Bochechko V. Vozvrashchenie Maier Poppins // Fotozhurnal KhE. 2013. URL: http://photo-element.ru/analysis/maier/maier.html.
22. Tarasenko V. V. Suprematizm i fraktal'naya geometriya: radikal'nyi konstruktivizm nablyudaemykh form // Malevich. Klassicheskii avangard. 2007. Vyp. 9. S. 221-224.
23. Golovach S. Fraktal'naya zona poiska // Malevich. Klassicheskii avangard. 2007. Vyp. 9. S. 225-226.
24. Patsyukov V. Poeziya «beregovoi linii» Serzha Golovacha// Malevich. Klassicheskii avangard. 2007, Vyp. 9. S. 227-228.
25. Florenskii P. Istoriya i filosofiya iskusstva. M.: Mysl', 2000. 444 s.
26. Victor Ribas art. Fractal abstraction lasertechnique of photography. URL: http://rybas.weebly.com/.
27. Popov S. Ekstaz tekhniki// Dialog iskusstv. 2009. № 3. S. 36-39.
28. Special effect for graphic designers. URL: http://www.redfieldplugins.com/filterFractalius.htm.
29. Demenev D.N. Vzaimodeistvie zritel'nogo i emotsional'nogo vospriyatii proizvedenii izobrazitel'nogo iskusstva // Filosofiya i kul'tura. - 2011. - 3. - C. 80 - 85.
30. Zhukovskii V.I. Kompozitsiya i kompozitsirovanie // Filosofiya i kul'tura. - 2010. - 4. - C. 94 - 99.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.