Статья 'Мартирос Сарьян: 1920-ые годы' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Мартирос Сарьян: 1920-ые годы

Асатуров Тигран Эдуардович

аспирант, кафедра сценографии, Российский университет театрального искусства — ГИТИС

129272, Россия, г. Москва, ул. Трифоновская, 45б, ГИТИС Общежитие, к. 104

Asaturov Tigran Eduardovich

post-graduate student of the Department of Scenic Painting at Russian Academy of Theatre Arts (GITIS)

129272, Russia, Moscow, str. Trifonovskaya, 45b, GITIS Dormitory, ap.104

t.asaturov@inbox.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.2.18118

Дата направления статьи в редакцию:

24-02-2016


Дата публикации:

20-04-2016


Аннотация: Предметом исследования статьи является театрально-декорационная живопись Мартироса Сарьяна . Театральное искусство Сарьяна рассматривается в контексте культурных и художественных событий 1920-х годов , в период, когда Сарьян работал в Ростове-на Дону. Документы тех лет показывают активную общественную деятельность художника, его тесные связи с театром “Театральная мастерская” ,постановки которого видели Н.Гумилев, В.Хлебников, В.Мейерхольд. В Ереванский период –после 1921 года- особенное значение имел созданный Сарьяном занавес Первого Ереванского Государственного театра. Работы Сарьяна в парижский период показывают начало изменений в его станковой живописи, что найдет отражение в его позднейшем театрально-декорационном искусстве. В исследовании творчества Мартироса Сарьяна мы пользовались искусствоведческим инструментарием : главным образом пластическим и сравнительным анализом произведений . Особое место занимает анализ занавеса Первого Ереванского Государственного театра . Особым вкладом автора в изучение искусства Сарьяна является его внимательное исследование документальных источников по художественной жизни России и Армении 1920-х годов. Широко описывается культурный контекст первых опытов театральных работ Сарьяна. Жизнь интеллигенции, молодые деятели искусства , литературы и театра- художественная среда в которой разворачивалась театральная деятельность Сарьяна. Новизна работы состоит в первую очередь в исследовании художественной жизни Ростова-на-Дону 1920-х годов и включенности в нее Мартироса Сарьяна. Значительная роль в статье отводится взаимодействию российской интеллигентской среды и культуры арманской общины Нахичевани-на-Дону , что в более ранних работах о Сарьяне практически не освпещалось.


Ключевые слова:

Мартирос Сарьян, Театральная мастерская, театральная декорация, пейзаж, армянские художники, Париж, Армения, портрет, Тифлис, Ереван

Abstract: The subject of the research is the scenic painting of Martiros Saryan. Saryan's theatrical art is viewed by the researcher in terms of cultural and artistic events of the 1920s when Saryan worked in Rostov-on-Don. The documents that are left from those times demonstrate the active social activity of the artist and his work for the Theatre Workshop which performances were seen by Nikolay Gumilev, Viktor Khlebnikov, Vsevolod Meyerhold and others. During the Yerevan period of Saryan's creative work (after 1921) the emphasis is made on his creating the curtains for the First Yerevan State Theatre. During Paris period Saryan's works demonstrate the beginning of changes in his style of easel painting. Later those changes would be reflected in his late scenic painting. In the course of studying the creative work of Martiros Saryan the author fo the article has used the art history methods, mostly plastic and comparative analysis of his works. Special attention is paid top the analysis of the curtains created for the First Yerevan State Theatre. Special contribution made by the author fo the article to the studies of Saryan's artwork is his thorough research of documentaries on artistic life of Russia and Armenia of the 1920s. Asaturov provides a broad description of the cultural environment in which the first Saryan's works were created including the life of intelligentsia, art community, literary and theatrical environment where Saryan's style of scenic painting was developed. The novelty of the research is, first of all, caused by the fact that the researcher studies the life of the art community in Rostov-on-Don in the 1920s and the role of Martiros Saryan in that community. Special focus is made on the interaction between Russian intelligentsia and Armenian community living in Nakhichevan-on-Don which has been scarcely studied before. 


Keywords:

Armenian artists, landscape, theatrical scenery, theatre workshop, Martiros Saryan, Paris, Armenia, portrait, Tbilisi, Yerevan

Библиография
1. Бебутова Е., Кузнецов П. Общество «Четыре искусства» // Творчество. 1966. № 11. С. 4-7.
2. Биневич Е.М., Парнис А.Е. О постановке «Незнакомки». Ростов-на-Дону, 1918. Сообщение.
3. Гнесин М.Ф. Мейерхольду В.Э. Письмо от 20 сентября 1919 года // В кн. Мейерхольд В.Э. Переписка. (1896-1939) / Сост. В.П. Коршунова. М.М. Ситковецкая. М.: Искусство, 1976. 464 с.
4. Зайчикова Л.Г. История «Театральной мастерской» по материалам из Фонда Ростовского областного музея краеведения // Известия Ростовского областного музея краеведения. 2001. № 9. С. 23.
5. Каталог выставки произведений народного художника СССР Лауреата Государственной и Ленинской премий Мартироса Сергеевича Сарьяна.Эскизы декораций и костюмов. Портреты театральных деятелей. М., 1964. 14 с.
6. О Сарьяне. Страницы художественной критики. Отзывы современников / А.А. Каменский, Ш.Г. Хачатрян. Ер.: Изд. Советакан грох, 1980. 496 с.
7. Самойлов П.В. (М.С. Шагинян) История одного театра (К приезду театральной мастерской) // Жизнь в искусстве. 1921. 25 октября. № 814. С. 11; «О постановке «Незнакомки» в Ростове-на-Дону в 1918 г». Сообщение Е.М. Биневича и А.Е. Парниса. С. 88-94. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://old.imli.ru/litnasledstvo/Tom%2092-5/LN92-5_8_Биневич.pdf (дата обращения 15.01.2016).
8. Сарабьянов Д.В. Мартирос Сарьян. М.: Издательство «АСТ», 2000. 328 с.
9. Сначала был «VAUXHALL». Автор текста и составитель Е.И. Соколова. Ростов-на–Дону, 2010. 101 с.
10. Сарьян М.С. Из моей жизни. М.: Изобразительное искусство, 1985. 303 с.
11. Халатян Л.А. Сарьян и театр: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. искусствоведения. Акад. наук Арм. ССР. Ин-т искусств. Ереван, 1963. С. 32.
12. Хачатрян Ш.Г. Поэзия света и цвета - Электронный ресурс -. Режим доступа: http://www.centre.smr.ru/win/books/sarian/hachatr.htm (дата обращения 25.12.2015).
13. Эфрос А.М. Мартирос Cарьян // В кн. Мастера разных эпох. М.: Советский художник, 1979. 336 с.
14. Ростов-на-Дону 1950-е. Культурный ландшафт. Ростовский областной музей краеведения. Электронный ресурс.-Режим доступа: http://rostov50.ru/musej_kraevedeniya.html (дата обращения 15.01.2016).
References
1. Bebutova E., Kuznetsov P. Obshchestvo «Chetyre iskusstva» // Tvorchestvo. 1966. № 11. S. 4-7.
2. Binevich E.M., Parnis A.E. O postanovke «Neznakomki». Rostov-na-Donu, 1918. Soobshchenie.
3. Gnesin M.F. Meierkhol'du V.E. Pis'mo ot 20 sentyabrya 1919 goda // V kn. Meierkhol'd V.E. Perepiska. (1896-1939) / Sost. V.P. Korshunova. M.M. Sitkovetskaya. M.: Iskusstvo, 1976. 464 s.
4. Zaichikova L.G. Istoriya «Teatral'noi masterskoi» po materialam iz Fonda Rostovskogo oblastnogo muzeya kraevedeniya // Izvestiya Rostovskogo oblastnogo muzeya kraevedeniya. 2001. № 9. S. 23.
5. Katalog vystavki proizvedenii narodnogo khudozhnika SSSR Laureata Gosudarstvennoi i Leninskoi premii Martirosa Sergeevicha Sar'yana.Eskizy dekoratsii i kostyumov. Portrety teatral'nykh deyatelei. M., 1964. 14 s.
6. O Sar'yane. Stranitsy khudozhestvennoi kritiki. Otzyvy sovremennikov / A.A. Kamenskii, Sh.G. Khachatryan. Er.: Izd. Sovetakan grokh, 1980. 496 s.
7. Samoilov P.V. (M.S. Shaginyan) Istoriya odnogo teatra (K priezdu teatral'noi masterskoi) // Zhizn' v iskusstve. 1921. 25 oktyabrya. № 814. S. 11; «O postanovke «Neznakomki» v Rostove-na-Donu v 1918 g». Soobshchenie E.M. Binevicha i A.E. Parnisa. S. 88-94. Elektronnyi resurs. - Rezhim dostupa: http://old.imli.ru/litnasledstvo/Tom%2092-5/LN92-5_8_Binevich.pdf (data obrashcheniya 15.01.2016).
8. Sarab'yanov D.V. Martiros Sar'yan. M.: Izdatel'stvo «AST», 2000. 328 s.
9. Snachala byl «VAUXHALL». Avtor teksta i sostavitel' E.I. Sokolova. Rostov-na–Donu, 2010. 101 s.
10. Sar'yan M.S. Iz moei zhizni. M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1985. 303 s.
11. Khalatyan L.A. Sar'yan i teatr: Avtoref. diss. ... na soisk. kand. iskusstvovedeniya. Akad. nauk Arm. SSR. In-t iskusstv. Erevan, 1963. S. 32.
12. Khachatryan Sh.G. Poeziya sveta i tsveta - Elektronnyi resurs -. Rezhim dostupa: http://www.centre.smr.ru/win/books/sarian/hachatr.htm (data obrashcheniya 25.12.2015).
13. Efros A.M. Martiros Car'yan // V kn. Mastera raznykh epokh. M.: Sovetskii khudozhnik, 1979. 336 s.
14. Rostov-na-Donu 1950-e. Kul'turnyi landshaft. Rostovskii oblastnoi muzei kraevedeniya. Elektronnyi resurs.-Rezhim dostupa: http://rostov50.ru/musej_kraevedeniya.html (data obrashcheniya 15.01.2016).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.