Статья 'Методологические «ответвления» в изучении актуальных проблем культуры ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Методологические «ответвления» в изучении актуальных проблем культуры

Злотникова Татьяна Семеновна

доктор искусствоведения

профессор, кафедра культурологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

150000, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108

Zlotnikova Tatiana

Doctor of Art History

Professor, the department of Culturology, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky

150000, Russia, Yaroslavl, Respublikanskaya Street 108

cij_yar@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.3.17967

Дата направления статьи в редакцию:

12-02-2016


Дата публикации:

15-06-2016


Аннотация: В статье доказывается необходимость междисциплинарного изучения сложных культурных феноменов и отдельных персон. С акцентом на психоаналитическую методологию (ассоциация – аналог сновидения, творец – аналог ребенка) подчеркнута значимость междисциплинарности в изучении творческой личности. Модель «ребенка», воплощенная в личности А.С. Пушкина, принципы изучения лидера в художественной сфере показаны как авторский опыт работы в междисциплинарном методологическом горизонте. Возможности междисциплинарности, по сей день отрицаемой некоторыми гуманитариями, выявлены на материале культурологического исследования (И. Кондаков), искусствоведческого (Б.Зингерман, Г.Стернин), театроведческого (Г. Бродская). Применительно к потребностям изучения массовой культуры собраны свидетельства междисциплинарности в работах социологов (Ж. Тощенко), привлечен опыт синергетических исследований (И. Пригожин, В. Аршинов, М. Каган), философско-психологические идеи (К.-Г.Юнг), на основании чего Олимпиада представлена как текст массовой культуры. В качестве кода массовой культуры определен архетип, проанализировано присутствие в современной российской массовой культуре мужского архетипа (в ретродетективах Б. Акунина, А. Чижа), женского архетипа (в творчестве писательниц Е. Вильмонт, Д. Рубиной, Д. Донцовой, актрис И. Чуриковой, Л. Гурченко). Сделан вывод о продуктивности обращения к нескольким методам – психоаналитическому, синергетическому, социокультурному, искусствоведческому – в их активном и непосредственном взаимодействии, интеграции, взаимодополнительности, то есть, междисциплинарности.


Ключевые слова:

массовая культура, методология, междисциплинарность, синергетика, социология культуры, искусствоведение, психоанализ, культурология, архетип, русская культура

Выполнено по гранту Российского научного фонда 14–18–01833 ("Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс")

Abstract: The article proves the necessity of interdisciplinary study of complex cultural phenomena and individual persons. Placing the emphasis on psychoanalytic methodology and viewing association as the analogue to dreaming and creator as the analogue to a child, Zotnikova stresses the importance of interdisciplinarity in the study of creative personality. The 'Model of the Child' based on the example of Alexander Pushkin's personality and the principles of studying the leadership in the sphere of art are shown as the author's experience in interdisciplinary methodological research. Opportunities of interdisciplinarity are identified by the researcher based on the material of cultura; studies (I. Kondakov), art studies (B. Zingerman, G. Sternin), and theatre studies (G. Brodskaya). In relation to the needs of the study of mass culture, the researcher collects evidence of interdisciplinarity in the works of sociologists (Zh.Toshchenko), describes experience in synergetic research (I. Prigozhin, V. Arshinov, and M. Kagan), and philosophical and psychological ideas (K. G. Jung). Based on this,  the Olympics is presented as a text of mass culture. Archetype is defined to be the code of mass culture. The author also analyzes the presence of the male archetype (in so called retrodirectives written by B. Akunin and A. Chizh) and the female archetype (in the novels written E. Vilmont, D. Rubina, D. Dontsova, actresses I. Churikova and L. Gurchenko) in contemporary Russian mass culture. The conclusion is made about the productivity of the combination of several methods – psychoanalytic, synergetic, socio-cultural, artistic – in their integration and complementarity, i.e., interdisciplinarity.


Keywords:

Russian culture, archetype, cultural studies, psychoanalysis, art history, sociology of culture, synergetics, interdisciplinarity, methodology, mass culture

Библиография
1. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Когнитивные основания синергетики // Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. С.67-108.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди : Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры : Психология человеческой судьбы. – СПб. : Лениздат, 1992. 400 с.
3. Бродская Г. Сонечка Голлидэй. Жизнь и актерская судьба: Документы. Письма. Историко-театральный контекст. – М.: Издательство ОГИ, 2003. 464 с.
4. Быховская И.М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И.М. Быховской. – М.: Смысл, 2010. 640 с.
5. Зингерман Б. Пикассо, Чаплин, Брехт, Хемингуэй // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. – М.: Наука, 1984. 216 с.
6. Злотникова Т.С. А.С. Пушкин как модель творческой личности // Ярославский педагогический вестник. 1999, № 3-4. С.6-14.
7. Злотникова Т.С. Время Ч (Культурный опыт А.П. Чехова. А.П. Чехов в культурном опыте 1887-2007 гг.). – М.;Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. 259 с.
8. Злотникова Т.С. Женский архетип в российской массовой культуре // Ярославский педагогический вестник. 2015-4. С.230-236.
9. Злотникова Т.С. «Случайностей не существует»: Зигмунд Фрейд и культура ХХ века // Ярославский педагогический вестник. 2006, №2. С.8-12.
10. Злотникова Т.С. Трансдисциплинарная парадигма изучения творческой личности: от конфронтации к интеграции искусствоведения и культурологии // Фундаментальные проблемы культурологии. В четырех томах. Том 1: Теория культуры / отв. ред Д.Л. Спивак. – СПб.: Алетейя, 2008. С.187-202.
11. Злотникова Т.С. Часть мира…Театр. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. 340 с.
12. Злотникова Т.С. Человек. Хронотоп. Культура. Изд. 3-е. Курс лекций. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2011. 332 с.
13. Злотникова Т.С., Ерохина Т.И. Мужской архетип в игровом поле российской массовой культуры // Вопросы культурологии. 2014-11. С.11-18.
14. Злотникова Т.С., Киященко Л.П. Диалог о методологии социокультурного исследования массовой культуры в России // Ярославский педагогический вестник. 2015-3. С.211-219.
15. Злотникова Т.С., Шапошников В.А.Олимпиада как текст массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2014-4. С.269-274.
16. Каган М.С. Диалектика общего и особенного в методологии познания // Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве. . – М.: Прогресс-Традиция, 2002. С.28-49.
17. Коды массовой культуры: российский дискурс : коллективная монография / под науч. ред. Т. С. Злотниковой, Т. И. Ерохиной. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. 240 с.
18. Кондаков И. Культура России. Учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 360 с.
19. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Синергетика как методологическая основа футурологии // Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление а науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. С.109-125.
20. Мамардашвили М. Начало всегда исторично, т.е. случайно // Вопросы методологии. – 1991, №1. С.48-53.
21. Моль А. Социодинамика культуры.–М.: Прогресс, 1973. 404 с.
22. Овсянико-Куликовский Д. Из цикла «А.С. Пушкин. Гоголь» // Его. Литературно-критические работы. В 2-х тт. – М., Художественная литература, 1989.-Т.1. 542 с.
23. Письма женщин к Пушкину / Редакция Л.Гроссмана. – М.: б/и, 1928. – Подольск, 1994. 256 с.
24. Пригожин И. Кость еще не брошена// Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. С.15-21.
25. Пушкин в русской философской критике. – М., Издательство «Книга», 1990. 528 с.
26. Симонов П., Ершов П. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 1984. 161 с.
27. Соловьев В. Кризис западной философии // Соловьев В. Сочинения. В 2-х тт. – М., Мысль, 1988. Т.2. 822 с.
28. Стернин Г. Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века. М.: ГАЛАРТ, 2005. 240 с.
29. Тощенко Ж. Т. Кентавр-проблема (Опыт философского и социологического анализа) – М.: Хронограф, 2011. 552 с.
30. Фрейд З. О клиническом психоанализе. – М.: Медицина, 1991. 288 с.
31. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному // «Я» и «Оно».-Труды разных лет. – Тбилиси: Мерани, 1991.-Кн.2. 426 с.
32. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989. 448 с.
33. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. – М.: Альфа, 2005. 622 с.
34. Честертон Г.К. Эссе // Самосознание европейской культуры XX века / Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., Политиздат, 1991. С.208-229.
35. Юнг, К.-Г. Проблемы души нашего времени – М. : Изд. гр. «Прогресс» : Универс, 1996. 336 с.
36. Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века / Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., Политиздат, 1991. С.103-118.
37. Ясперс К. Духовная ситуация времени. – М.: АСТ, 2013. 285 с.
References
1. Arshinov V.I., Budanov V.G. Kognitivnye osnovaniya sinergetiki // Sinergeticheskaya paradigma: Nelineinoe myshlenie v nauke i iskusstve. – M.: Progress-Traditsiya, 2002. S.67-108.
2. Bern E. Igry, v kotorye igrayut lyudi : Psikhologiya chelovecheskikh vzaimootnoshenii. Lyudi, kotorye igrayut v igry : Psikhologiya chelovecheskoi sud'by. – SPb. : Lenizdat, 1992. 400 s.
3. Brodskaya G. Sonechka Gollidei. Zhizn' i akterskaya sud'ba: Dokumenty. Pis'ma. Istoriko-teatral'nyi kontekst. – M.: Izdatel'stvo OGI, 2003. 464 s.
4. Bykhovskaya I.M. Sport v sovremennom mire: sotsiokul'turnyi analiz i sotsial'naya praktika // Kul'turologiya: fundamental'nye osnovaniya prikladnykh issledovanii / Pod red. I.M. Bykhovskoi. – M.: Smysl, 2010. 640 s.
5. Zingerman B. Pikasso, Chaplin, Brekht, Kheminguei // Obraz cheloveka i individual'nost' khudozhnika v zapadnom iskusstve KhKh veka. – M.: Nauka, 1984. 216 s.
6. Zlotnikova T.S. A.S. Pushkin kak model' tvorcheskoi lichnosti // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 1999, № 3-4. S.6-14.
7. Zlotnikova T.S. Vremya Ch (Kul'turnyi opyt A.P. Chekhova. A.P. Chekhov v kul'turnom opyte 1887-2007 gg.). – M.;Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2007. 259 s.
8. Zlotnikova T.S. Zhenskii arkhetip v rossiiskoi massovoi kul'ture // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2015-4. S.230-236.
9. Zlotnikova T.S. «Sluchainostei ne sushchestvuet»: Zigmund Freid i kul'tura KhKh veka // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2006, №2. S.8-12.
10. Zlotnikova T.S. Transdistsiplinarnaya paradigma izucheniya tvorcheskoi lichnosti: ot konfrontatsii k integratsii iskusstvovedeniya i kul'turologii // Fundamental'nye problemy kul'turologii. V chetyrekh tomakh. Tom 1: Teoriya kul'tury / otv. red D.L. Spivak. – SPb.: Aleteiya, 2008. S.187-202.
11. Zlotnikova T.S. Chast' mira…Teatr. – Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2005. 340 s.
12. Zlotnikova T.S. Chelovek. Khronotop. Kul'tura. Izd. 3-e. Kurs lektsii. – Yaroslavl', Izd-vo YaGPU, 2011. 332 s.
13. Zlotnikova T.S., Erokhina T.I. Muzhskoi arkhetip v igrovom pole rossiiskoi massovoi kul'tury // Voprosy kul'turologii. 2014-11. S.11-18.
14. Zlotnikova T.S., Kiyashchenko L.P. Dialog o metodologii sotsiokul'turnogo issledovaniya massovoi kul'tury v Rossii // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2015-3. S.211-219.
15. Zlotnikova T.S., Shaposhnikov V.A.Olimpiada kak tekst massovoi kul'tury // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2014-4. S.269-274.
16. Kagan M.S. Dialektika obshchego i osobennogo v metodologii poznaniya // Sinergeticheskaya paradigma: Nelineinoe myshlenie v nauke i iskusstve. . – M.: Progress-Traditsiya, 2002. S.28-49.
17. Kody massovoi kul'tury: rossiiskii diskurs : kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. T. S. Zlotnikovoi, T. I. Erokhinoi. – Yaroslavl' : RIO YaGPU, 2015. 240 s.
18. Kondakov I. Kul'tura Rossii. Uchebnoe posobie. M.: Knizhnyi dom «Universitet», 1999. 360 s.
19. Kurdyumov S.P., Knyazeva E.N. Sinergetika kak metodologicheskaya osnova futurologii // Sinergeticheskaya paradigma: Nelineinoe myshlenie a nauke i iskusstve. – M.: Progress-Traditsiya, 2002. S.109-125.
20. Mamardashvili M. Nachalo vsegda istorichno, t.e. sluchaino // Voprosy metodologii. – 1991, №1. S.48-53.
21. Mol' A. Sotsiodinamika kul'tury.–M.: Progress, 1973. 404 s.
22. Ovsyaniko-Kulikovskii D. Iz tsikla «A.S. Pushkin. Gogol'» // Ego. Literaturno-kriticheskie raboty. V 2-kh tt. – M., Khudozhestvennaya literatura, 1989.-T.1. 542 s.
23. Pis'ma zhenshchin k Pushkinu / Redaktsiya L.Grossmana. – M.: b/i, 1928. – Podol'sk, 1994. 256 s.
24. Prigozhin I. Kost' eshche ne broshena// Sinergeticheskaya paradigma: Nelineinoe myshlenie v nauke i iskusstve. – M.: Progress-Traditsiya, 2002. S.15-21.
25. Pushkin v russkoi filosofskoi kritike. – M., Izdatel'stvo «Kniga», 1990. 528 s.
26. Simonov P., Ershov P. Temperament. Kharakter. Lichnost'. – M.: Nauka, 1984. 161 s.
27. Solov'ev V. Krizis zapadnoi filosofii // Solov'ev V. Sochineniya. V 2-kh tt. – M., Mysl', 1988. T.2. 822 s.
28. Sternin G. Khudozhestvennaya zhizn' Rossii 30-40-kh godov XIX veka. M.: GALART, 2005. 240 s.
29. Toshchenko Zh. T. Kentavr-problema (Opyt filosofskogo i sotsiologicheskogo analiza) – M.: Khronograf, 2011. 552 s.
30. Freid Z. O klinicheskom psikhoanalize. – M.: Meditsina, 1991. 288 s.
31. Freid Z. Ostroumie i ego otnoshenie k bessoznatel'nomu // «Ya» i «Ono».-Trudy raznykh let. – Tbilisi: Merani, 1991.-Kn.2. 426 s.
32. Freid Z. Psikhologiya bessoznatel'nogo. – M.: Prosveshchenie, 1989. 448 s.
33. Khrenov N.A. Sotsial'naya psikhologiya iskusstva: perekhodnaya epokha. – M.: Al'fa, 2005. 622 s.
34. Chesterton G.K. Esse // Samosoznanie evropeiskoi kul'tury XX veka / Mysliteli i pisateli Zapada o meste kul'tury v sovremennom obshchestve. – M., Politizdat, 1991. S.208-229.
35. Yung, K.-G. Problemy dushi nashego vremeni – M. : Izd. gr. «Progress» : Univers, 1996. 336 s.
36. Yung K.-G. Psikhologiya i poeticheskoe tvorchestvo // Samosoznanie evropeiskoi kul'tury XX veka / Mysliteli i pisateli Zapada o meste kul'tury v sovremennom obshchestve. – M., Politizdat, 1991. S.103-118.
37. Yaspers K. Dukhovnaya situatsiya vremeni. – M.: AST, 2013. 285 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.