Статья 'Кино как интертекст: от мифа города как праздничного разгула к апокалиптическим образам' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Кино как интертекст: от мифа города как праздничного разгула к апокалиптическим образам

Хренов Николай Андреевич

доктор философских наук

профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии

121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5

Khrenov Nikolay Andreevich

Doctor of Philosophy

chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography

121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5

nihrenov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.5.17514

Дата направления статьи в редакцию:

06-01-2016


Дата публикации:

28-10-2016


Аннотация: В статье предпринята попытка выявить в рецепции кино мифологические подтексты, определяющие восприятие реципиентом конкретных фильмов, созданных многими режиссерами в разные эпохи. Эти подтексты активно влияют на сознание массовой публики, но при этом не осознаются. Содержанием массовой рецепции кино являются, в том числе, внекинематографические проявления коллективного бессознательного. В ней актуализируются ментальные проекции образов - архетипов, возникших в разные эпохи истории культуры и связанные с утопическими представлениями, мифами, религиозными и фольклорными символами. Причем, проекциям коллективного бессознательного на кинематограф предшествуют проекции на город, которые затем переносятся и на кино. В конечном счете, кинематограф как таковой оказывается грандиозным интертекстом, в котором получает отражение история культуры как в ее осевом, так и в доосевом выражении. Предмет анализа в статье сводится к проекциям, ставшим реальными уже на ранних этапах истории кино. Для выявления мифологических, фольклорных и архетипических подтекстов в рецепции города, а затем и кино применяется методология таких научных дисциплин, как рецептивная эстетика, семиотика культуры, социология искусства, психология масс, психоанализ и аналитическая психология. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: а. в структуре посещаемости раннего кино преобладают слои городского населения, сохраняющие в своем сознании фольклорные стереотипы; б. восприятие города происходит в соответствии с фольклорным архетипом праздничного разгула; в. фольклорная аура, проецируемая вчерашним крестьянином - мигрантом на город, определяет отношение массовой аудитории к кино. Вклад автора в исследование кинорецепции связан с осознанием восприятия кинематографа в соответствии с мифом города, существовавшего в доиндустриальной культуре. Новизна исследования заключается в выявлении в сознании реципиентов специфических архетипов, в том числе, религиозного характера, актуализируемых в рецепции кинематографа 1900-1910-х годов.


Ключевые слова:

кинематограф, город, миф, фольклор, рецепция, архетип, праздник, утопия, лиминальность, обряд

Abstract: In his article Khrenov attempts to define mythological subtexts that define how particular movies and films created in different periods are perceived by the audience. According to the author, these subtexts have a strong influence on mass consciousness of public, however, public is usually unaware of them. Among other things the content of mass reception includes out-of-cinematographic manifestations of collective unconscious. Mental projections of archetypic images which came into existence in different periods of cultural history and connected with utopian visions, myths, and religious symbols are coming to the fore. Noteworthy that projections on the city are precede the projections of collective unconscious on the cinema; they are transferred into the cinema later on. Finally, the cinema in principal makes a colossal intertext in which cultural history is reflected both in its axial and pre-axial aspects. The scope of analysis comes down to the projections which become realistic already at early stages of cinematography history. To define mythological, folklore and archetypical subtexts of cinematography reception, the author of the article has used methodology of such academic disciplines as receptive esthetics, cultural semiotics, sociology of art, crowd psychology, psychoanalysis and analytical psychology. The main conclusions of the research are the following: a) the structure of the audience of early cinematograph was made up mostly of urban social groups which had folklore stereotypes in their consciousness; b) the city was perceived in accordance with the folklore stereotype of the festive revelry; c) the folklore aura around the city projected by the yesterday's peasant- migrant defines many things including how cinematography is perceived by mass audience. The author's contribution to the topic of cinematography reception is the cinematography perception in terms of the myth of the city that existed in the nonindustrial culture. The  novelty of the research is caused by the fact that the author of the article describes specific archetypes including religious archetypes that exist in the mind of the audience (recipients) and became evident in the process of cinematography perception in the 1900 - 1910s. 


Keywords:

rite, liminality, utopia, holiday, archetype, reception, folklore, myth, city, cinematography

Библиография
1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996., с. 441.
2. Белый А. Город // Белый А. Арабески., М., 1911.
3. Блок А. Собрание сочинений в 8 т., т. 2., М-Л., 1960.
4. Брюсов В. Собрание сочинений в 7 т., т. 1., М., 1973.
5. Булгаков С. Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции., М., 1990.
6. Булгаков С. Апокалиптика, социология, философия история, социализм // Русская мысль., 1910., №6.
7. Кайюа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. , М., 2003.
8. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.
9. Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада., М., 1974.
10. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т., т. 2., М., 1990.
11. Райх В. Психология масс и фашизм., СПб., 1997.
12. Сеннет Р. Падение публичного человека., М., 2002.
13. Топорков А. Кинематограф и миф // Кинематограф. Сборник статей., М., 1919.
14. Хренов Н. Развлечение в эпоху смены культурных циклов: модель фольклора // Развлечение и искусство., СПб., 2008.
15. Хренов Н. Избранные работы по культурологии. Культура и империя., М., 2014.
16. Хренов Н. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс., М., 2007.
17. Хренов Н. Миф в формах кинематографа как слагаемое имперской идентичности // Теория художественной культуры. Выпуск 15., М., 2014.
18. Хренов Н. Архетипы православного мессианизма в русском кино // Киноведческие записки. Выпуск 82., М., 2007.
19. Чилингаров А. Влияние Дюрера и современной ему немецкой графики на иконографию поствизантийского искусства // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.
20. Чуковский К. Собрание сочинений в 6 т., т. 6., М., 1969.
21. Цивьян Ю. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России. 1896-1930., Рига.
22. Шестов Л. Победы и поражения (Жизнь и творчество Г. Ибсена) // Русская мысль. 1910., № 4.
23. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 т., т. 3., М., 1964.
24. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция., М., 1998.
References
1. Arendt Kh. Istoki totalitarizma. M., 1996., s. 441.
2. Belyi A. Gorod // Belyi A. Arabeski., M., 1911.
3. Blok A. Sobranie sochinenii v 8 t., t. 2., M-L., 1960.
4. Bryusov V. Sobranie sochinenii v 7 t., t. 1., M., 1973.
5. Bulgakov S. Geroizm i podvizhnichestvo // Vekhi. Sbornik statei o russkoi intelligentsii., M., 1990.
6. Bulgakov S. Apokaliptika, sotsiologiya, filosofiya istoriya, sotsializm // Russkaya mysl'., 1910., №6.
7. Kaiyua R. Mif i chelovek. Chelovek i sakral'noe. , M., 2003.
8. Krakauer Z. Psikhologicheskaya istoriya nemetskogo kino. Ot Kaligari do Gitlera. M., 1977.
9. Massovaya literatura i krizis burzhuaznoi kul'tury Zapada., M., 1974.
10. Nitsshe F. K genealogii morali // Nitsshe F. Sochineniya v 2-kh t., t. 2., M., 1990.
11. Raikh V. Psikhologiya mass i fashizm., SPb., 1997.
12. Sennet R. Padenie publichnogo cheloveka., M., 2002.
13. Toporkov A. Kinematograf i mif // Kinematograf. Sbornik statei., M., 1919.
14. Khrenov N. Razvlechenie v epokhu smeny kul'turnykh tsiklov: model' fol'klora // Razvlechenie i iskusstvo., SPb., 2008.
15. Khrenov N. Izbrannye raboty po kul'turologii. Kul'tura i imperiya., M., 2014.
16. Khrenov N. Publika v istorii kul'tury. Fenomen publiki v rakurse psikhologii mass., M., 2007.
17. Khrenov N. Mif v formakh kinematografa kak slagaemoe imperskoi identichnosti // Teoriya khudozhestvennoi kul'tury. Vypusk 15., M., 2014.
18. Khrenov N. Arkhetipy pravoslavnogo messianizma v russkom kino // Kinovedcheskie zapiski. Vypusk 82., M., 2007.
19. Chilingarov A. Vliyanie Dyurera i sovremennoi emu nemetskoi grafiki na ikonografiyu postvizantiiskogo iskusstva // Drevnerusskoe iskusstvo. Zarubezhnye svyazi. M., 1975.
20. Chukovskii K. Sobranie sochinenii v 6 t., t. 6., M., 1969.
21. Tsiv'yan Yu. Istoricheskaya retseptsiya kino. Kinematograf v Rossii. 1896-1930., Riga.
22. Shestov L. Pobedy i porazheniya (Zhizn' i tvorchestvo G. Ibsena) // Russkaya mysl'. 1910., № 4.
23. Eizenshtein S. Izbrannye proizvedeniya v 6 t., t. 3., M., 1964.
24. Etkind A. Khlyst. Sekty, literatura i revolyutsiya., M., 1998.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.