Статья 'Движение, подчиненное музыке (психолого-феноменологическое исследование)' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Движение, подчиненное музыке (психолого-феноменологическое исследование)

Айламазьян Аида Меликовна

кандидат психологических наук

старший научный сотрудник, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ); директор, Центр музыкально-пластического развития "Гептахор" им. С.Д. Рудневой

125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9

Aylamazyan Aida

PhD in Psychology

associate professor of the Department of Personality Psychology, director at HEPTACHOR Center named after S. Rudneva

125009, Russia, g. Moscow, ul. Mokhovaya, 11s9

aida@heptachor.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.1.16793

Дата направления статьи в редакцию:

27-10-2015


Дата публикации:

02-02-2016


Аннотация: Статья посвящена изучению практик импровизационного танца, в основе которых лежит переживание музыки в активной двигательной форме. Обсуждается проблема порождения движения в ответ на звучащую музыку. Поднимаются такие вопросы, как: чем отличается танец «под музыку» от танца «в музыке», какова сущность данного феномена, каковы условия его возникновения, что такое музыкально-двигательная форма и какие характеристики приобретает движение человека, переживающего музыку. Основным предметом исследования является особая личностная установка, охватывающая человека целостно и делающая его открытым к восприятию музыки. В работе проводится теоретический анализ и описание опыта практики. Таким образом, она представляет собой философию практики свободного танца и в частности – практики музыкального движения. В работе присутствует как феноменологическая часть, в которой описываются живые феномены практики, а музыка предстает как особый «бытийный мир», выраженный в движении, так и психологическое описание условий, способствующих формированию готовности к восприятию музыки. Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии служат теоретической базой данного анализа. Новизна исследования состоит в самой постановке проблемы, изучении и выявлении психологических условий, способствующих порождению танцевального и – шире – выразительного движения. Открывающаяся связь движения и музыки позволяет по-новому взглянуть как на процессы формообразования в искусстве, так и на ситуации обучения танцу и пластике. Основные выводы работы касаются сущности связи движения и музыки в практике музыкального движения. Двигаясь в музыке, проживая и воспринимая музыку через движение, удается приблизиться к переживанию музыки как непрерывного потока времени и бытия. Знаки выражения житейских эмоций, которые мы находим в музыке, существенно преобразуются, подчиняясь законам музыкальной формы, музыкальной событийности и, значит, музыкального времени. Готовность к восприятию музыки означает открытость тому бытию, которое себя в музыке обнаруживает.


Ключевые слова:

музыка, движение, свободный танец, время, личность, установка, бытийный слой музыки, текучесть, центр движения, форма и смысл

Abstract: The article is devoted to the practice of dance improvisation based on the feeling of music expressed in an active motion. The researcher discusses how an action appears in response to music. He also raises questions regarding the difference between 'dancing to music' and 'dancing feeling music', the phenomenon of the latter, what triggers the phenomenon, the definition of a musical action and what features an action acquires when performed by a person experiencing music. The main subject under research is a special kind of personal attitude that involves the entire personality and makes personality to be responsive to music. In the course of his research the author of the article carries out a theoretical analysis and describes his own experience. Thus, the research presents some kind of philosophy of dancing improvisation, in particular, practice of a musical movement. The research provides the phenomenological description of living phenomena and depicts music as a special 'existential world' expressed in movements as well as the psychological description of particular factors that make a person be ready to perceive music. Culture-historical and activity approaches create the theoretical basis for the present research. The novelty of the research is caused by the fact that the author studies psychological conditions that contribute to the creation of a dancing or, more generally, expressive movement. The relationship between movement and music discovered by the author allows to take another look at the processes of form creation in art as well as the situation of teaching dancing and moving. The main conclusion of the research refers to feeling music as a continuous flow of time and existence. Expression of everyday emotions that can be found in music is esentially transformed according to the laws of musical form, musical existence and, therefore, musical time. Being ready to perceive music means being ready to perceive the form of existence that can be found in music. 


Библиография
1. Айламазьян А.М. О механизмах музыкального переживания: опыт музыкального движения. Вопросы психологии №5, 2013.
2. Айламазьян А.М., Ташкеева Е.И. Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика. Культура и искусство 2(20), 2014. С. 206-244. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.2.12161
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. 2-ое изд. Л.: Музыка, 1971.
4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
5. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.10.2015).
6. Барба Э., Саварезе Н. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010.
7. Бахтин М.М. К эстетике слова // В сб.: Контекст – 1973. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1974. С. 258-280.
8. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
9. Бюхер К. Работа и ритм: Роль музыки в синхронизации усилий участников трудового процесса. Пер. с нем. С.С. Заяицкого. М.: URSS, Либроком, 2011.
10. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М.: Наука, 1977.
11. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
12. Гротовский Е. Из книги «От бедного театра к искусству-проводнику» // Искусство режиссуры. ХХ век. Сост. С.К. Никулин, Л.А. Пичхадзе. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. С. 537-620.
13. Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь. Мемуары. К.: Мистецтво, 1989.
14. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
15. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии №1, 1961.
16. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения. М.: Советская наука, 1945.
17. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 193-390.
18. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.
19. Мир глазами музыканта. Статьи, беседы, публикации. М.: МГК имени П.И. Чайковского, 1993.
20. Монте Анди Э. Фламенко: тайны забытых легенд. Тула: Изд-во «Мусалаев», 2003.
21. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Теория и практика. Коллектив авторов (Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.) под ред. Г.М. Цыпина. 2-е изд. М.: Академия, 2011.
22. Орлов Г. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация). // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Л.: Музыка, 1974. С. 32-57.
23. Розин В.М. Сущность и тайна музыки // PHILHARMONICA. International Music Journal. №2(2), 2014. С. 194-218. DOI: 10.7256/1339–4002.2014.3.13588
24. Руднева С.Д. Основы техники музыкального движения (основы психофизической подготовки). Перекрестки и параллели: альманах №4. М.: Волшебный фонарь, 2013.
25. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Вагриус, 2004.
26. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Чехов М.А. О технике актера. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008.
27. Тарковский А.А. Архивы, документы, воспоминания. Автор-составитель П.Д. Волкова. М.: Подкова, Эксмо-пресс, 2002.
28. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2004.
29. Федорова Л.Н. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.
30. Холопова В.Н. Феномен музыки. М. – Берлин: Директ-Медиа, 2014.
31. Юшкова Е.В. Пластика преодоления: краткие заметки об истории пластического театра в России в ХХ веке. Монография. Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2009
References
1. Ailamaz'yan A.M. O mekhanizmakh muzykal'nogo perezhivaniya: opyt muzykal'nogo dvizheniya. Voprosy psikhologii №5, 2013.
2. Ailamaz'yan A.M., Tashkeeva E.I. Muzykal'noe dvizhenie: pedagogika, psikhologiya, khudozhestvennaya praktika. Kul'tura i iskusstvo 2(20), 2014. S. 206-244. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.2.12161
3. Asaf'ev B.V. Muzykal'naya forma kak protsess. Knigi pervaya i vtoraya. 2-oe izd. L.: Muzyka, 1971.
4. Asmolov A.G. Po tu storonu soznaniya: metodologicheskie problemy neklassicheskoi psikhologii. M.: Smysl, 2002.
5. Asmolov A.G. Psikhologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti i raznoobraziya // Psikhologicheskie issledovaniya. 2015. T. 8, № 40. S. 1. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 22.10.2015).
6. Barba E., Savareze N. Slovar' teatral'noi antropologii. Tainoe iskusstvo ispolnitelya. M.: Artist. Rezhisser. Teatr, 2010.
7. Bakhtin M.M. K estetike slova // V sb.: Kontekst – 1973. Literaturno-teoreticheskie issledovaniya. M.: Nauka, 1974. S. 258-280.
8. Bernshtein N.A. Ocherki po fiziologii dvizhenii i fiziologii aktivnosti. M.: Meditsina, 1966.
9. Byukher K. Rabota i ritm: Rol' muzyki v sinkhronizatsii usilii uchastnikov trudovogo protsessa. Per. s nem. S.S. Zayaitskogo. M.: URSS, Librokom, 2011.
10. Veroyatnostnoe prognozirovanie v deyatel'nosti cheloveka. Pod red. I.M. Feigenberga, G.E. Zhuravleva. M.: Nauka, 1977.
11. Gaidenko P.P. Vremya. Dlitel'nost'. Vechnost'. Problema vremeni v evropeiskoi filosofii i nauke. M.: Progress-Traditsiya, 2006.
12. Grotovskii E. Iz knigi «Ot bednogo teatra k iskusstvu-provodniku» // Iskusstvo rezhissury. KhKh vek. Sost. S.K. Nikulin, L.A. Pichkhadze. M.: Artist. Rezhisser. Teatr, 2008. S. 537-620.
13. Dunkan A. Tanets budushchego. Moya zhizn'. Memuary. K.: Mistetstvo, 1989.
14. Zhak-Dal'kroz E. Ritm. M.: Izdatel'skii dom «Klassika-XXI», 2008.
15. Il'ina G.A. Osobennosti razvitiya muzykal'nogo ritma u detei. Voprosy psikhologii №1, 1961.
16. Leont'ev A.N., Zaporozhets A.V. Vosstanovlenie dvizheniya. Psikhofiziologicheskoe issledovanie vosstanovleniya funktsii ruki posle raneniya. M.: Sovetskaya nauka, 1945.
17. Losev A.F. Muzyka kak predmet logiki // Iz rannikh proizvedenii. M.: Pravda, 1990. S. 193-390.
18. Medushevskii V.V. Intonatsionnaya forma muzyki. M.: Kompozitor, 1993.
19. Mir glazami muzykanta. Stat'i, besedy, publikatsii. M.: MGK imeni P.I. Chaikovskogo, 1993.
20. Monte Andi E. Flamenko: tainy zabytykh legend. Tula: Izd-vo «Musalaev», 2003.
21. Muzykal'naya psikhologiya i psikhologiya muzykal'nogo obrazovaniya: Teoriya i praktika. Kollektiv avtorov (D.K. Kirnarskaya, N.I. Kiyashchenko, K.V. Tarasova i dr.) pod red. G.M. Tsypina. 2-e izd. M.: Akademiya, 2011.
22. Orlov G. Strukturnaya funktsiya vremeni v muzyke (ispolnenie i improvizatsiya). // Voprosy teorii i estetiki muzyki. Vyp. 13. L.: Muzyka, 1974. S. 32-57.
23. Rozin V.M. Sushchnost' i taina muzyki // PHILHARMONICA. International Music Journal. №2(2), 2014. S. 194-218. DOI: 10.7256/1339–4002.2014.3.13588
24. Rudneva S.D. Osnovy tekhniki muzykal'nogo dvizheniya (osnovy psikhofizicheskoi podgotovki). Perekrestki i paralleli: al'manakh №4. M.: Volshebnyi fonar', 2013.
25. Stanislavskii K.S. Moya zhizn' v iskusstve. M.: Vagrius, 2004.
26. Stanislavskii K.S. Rabota aktera nad soboi. Chekhov M.A. O tekhnike aktera. M.: Artist. Rezhisser. Teatr, 2008.
27. Tarkovskii A.A. Arkhivy, dokumenty, vospominaniya. Avtor-sostavitel' P.D. Volkova. M.: Podkova, Eksmo-press, 2002.
28. Teplov B.M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostei. M.: Nauka, 2004.
29. Fedorova L.N. Afrikanskii tanets. Obychai, ritualy, traditsii. M., Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury izdatel'stva «Nauka», 1986.
30. Kholopova V.N. Fenomen muzyki. M. – Berlin: Direkt-Media, 2014.
31. Yushkova E.V. Plastika preodoleniya: kratkie zametki ob istorii plasticheskogo teatra v Rossii v KhKh veke. Monografiya. Yaroslavl', Izd-vo YaGPU, 2009
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.