Статья 'Женщины в религии и художественная культура ХVIII - ХХ веков' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Женщины в религии и художественная культура ХVIII - ХХ веков

Карагода Константин Павлович

аспирант, кафедра теории и истории культуры, Краснодарский государственный институт культуры

350072, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33

Karagoda Konstantin Pavlovich

post-graduate student of the Department of the Theory and History of Culture at Krasnodar State Institute of Culture

350072, Russia, Krasnodarsk Region, Krasnodar, str. 40 Letetiya Pobedy, 33

karagoda.k.p@mail.ru
Торосян Вардан Григорьевич

доктор философских наук

профессор, кафедра теории и истории культуры, Краснодарский государственный институт культуры

350072, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33

Torosyan Vardan Grigorevich

Doctor of Philosophy

professor of the Department of the Theory and History of Culture at Krasnodar State Institute of Culture

350072, Russia, Krasnodar Region, Krasnodar, str. 40-letiya Pobedy, 33

torosyan5@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.5.16735

Дата направления статьи в редакцию:

22-10-2015


Дата публикации:

28-10-2016


Аннотация: Данная статья выявляет путь репрезентации женской тематики в искусстве XVIII - ХХ веков в европейском и русском искусстве на примере образов женщин богомолок и монахинь. Раскрывается история сложных взаимоотношений светской культуры и религии. В литературе XVIII века, носившего отпечаток идей эпохи Просвещения, на примере творчества Дидро, Аббата Прево, маркиза де Сада монашество показывалось в негативном ключе, как место неволи, подобие тюрьмы, откуда героини романов сбежать любым путем. ХIХ век не привнес в образы монахинь реализма, так, «танец монахинь» из оперы Мейербера - яркий пример отношения к монашеству светского общества времен Июльской монархии. Романтизм и прерафаэлиты изображают монахинь сквозь призму готических романов и поэтических образов, мало связанных с реальностью. В противоположность светским тенденциям в ХIХ веке возникают множество центров паломничества и фактов явления Богоматери людям, появляется святая со стигматами Анна Катерина Эммерих. В ХХ веке наметилась тенденция светского искусства с наибольшим пониманием отражать жизнь монахинь и богомолок (Жорж Бернанос), но массовая культура в эпоху глобализации через кинематограф и поп музыку создает ложный образ, эротизируя монашество. Проблема в том, что светское искусство, как выражение взглядов людей, ведущих свободный, богемный образ жизни, далеко от понимания жизни другого сословия - монашества. Гендерная тематика показывает нам определенные социокультурные изменения в жизни общества и отношения к религии, проблему взаимоотношения мужчин и женщин в широком цивилизационном контексте. Актуальность проблемы заключается, прежде всего, в обращении к темам репрезентации женщин, посвятивших свою жизнь служению Богу – монахиням и богомолкам. В данной работе автором показана эпоха после Великой французской революции во всей её противоречивости. Особенно важно проследить этот опыт, так как мы сами находимся в эпохе перелома, смены исторических парадигм, идеологий и становления социума.


Ключевые слова:

эпоха Просвещения, богомолки, монахини, мариофания, викторианская Англия, прерафаэлиты, кинематограф., Варфоломеевская ночь, гугеноты, Дехристианизация

Abstract: The present article is devoted to the development of the 'female' theme in the art of the XVIIIth - XXth centuries and Russian art as illustrated by the images of churchwomen and nuns. The authors of the article discovers a complex relationship between secular culture and religion. Having received the impression of the Age of Enlightenment, the literature of the XVIIIth century depicted monkery as something negative like slavery or prison the heroines tried to escape by all means as illustrated in Denis Diderot's, Abbé Prévost's and Marquis de Sade's works. The XIXth century did not make the images of nuns more realistic. For example, the 'Ballet of Nuns' from Giacomo Meyerbeer's opera is a bright example of how the secular society of the July Monarchy treated monkery. Romanticism and the Pre-Raphaelites depicted nuns from the piont of view of Gothic romance and poetical images which again had very little to do with the reality. On the contrary to those secular tendencies, the XIXth century faced numerous pilgrimage centers and facts of manifestation of Holy Mother. That was the time when Saint Anne Catherine Emmerich who had the marks of stigmata lived. In the XXth century secular art started to depict lives of nuns and churchwomen with more understanding (Georges Bernanos), however, at the age of globalization pop culture created a false image eroticizing monkery in cinematograph and pop music. The problem is that secular art expresses opinions and views of people who lead a bohemian life and therefore very far from understanding monkery as another social category. Gender themes demonstrate particular socio-cultural changes in social life and attitude to religion as well as the problem of the man-and-woman relationship. The relevance of the research is caused, first of all, by the fact that the authors appeal to the image of women who had devoted their life to God, i.e. nuns and churchwomen. The authors of the present research describe the times after the French Revolution with all its contradictions. According to the authors, it is very importance for us to analyze that experience because we ourselves are living in the age of changes, historical paradigm shift and development of the society.  


Keywords:

dechristianization, Huguenots, Massacre of Saint Bartholomew's Day, cinematography, Pre-Raphaelites, Victorian England, mariphania, nuns, churchwomen, Enlightenment

Библиография
1. Дидро. Д. Монахиня. М., 1989;
2. История тела. Под ред. А. Корбена, Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. Т.2. М., 2014;
3. Мильчина В. Париж в 1814-1848 годах: повседневная жизнь. М., 2013;
4. Поэтический мир прерафаэлитов. [Эл. ресурс] URL http://www.e-reading.by/ bookreader.php/ 1033039/Poeticheskiy_mir_prerafaelitov.html;
5. Прево А-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско. М., 1964;
6. Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы. М., 2009;
7. Французы, нарисованные ими самим. Парижанки. Сост. В. Мильчина. М., 2014.
References
1. Didro. D. Monakhinya. M., 1989;
2. Istoriya tela. Pod red. A. Korbena, Zh. Kurtina, Zh. Vigarello. T.2. M., 2014;
3. Mil'china V. Parizh v 1814-1848 godakh: povsednevnaya zhizn'. M., 2013;
4. Poeticheskii mir prerafaelitov. [El. resurs] URL http://www.e-reading.by/ bookreader.php/ 1033039/Poeticheskiy_mir_prerafaelitov.html;
5. Prevo A-F. Istoriya kavalera de Grie i Manon Lesko. M., 1964;
6. Selindzher Dzh. D. Nad propast'yu vo rzhi: Roman. Povesti. Rasskazy. M., 2009;
7. Frantsuzy, narisovannye imi samim. Parizhanki. Sost. V. Mil'china. M., 2014.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.