Статья 'Композиционные и цветовые предвестники беспредметничества в работе раннего этапа творчества В. В. Кандинского «Синий всадник»' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Композиционные и цветовые предвестники беспредметничества в работе раннего этапа творчества В. В. Кандинского «Синий всадник»

Кочерова Анастасия Викторовна

бакалавр, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660049, Россия, г. Красноярск, проспект Свободный, 82а, оф. Киренского

Kocherova Anastasiya Viktorovna

student of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660049, Russia, g. Krasnoyarsk, prospekt Svobodnyi, 82a, of. Kirenskogo

nastasia_ko@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2017.1.16679

Дата направления статьи в редакцию:

21-11-2015


Дата публикации:

05-03-2017


Аннотация: Объектом исследования является живописное произведение В. В. Кандинского «Синий всадник» 1903 г. картон, масло, 55.0 × 65.0 см. Цюрих, частная коллекция. Предметом исследования являются композиционное и цветовое решение картины, иллюстрирующие теорию движения цвета в пространстве В. В. Кандинского. Подробно рассмотрены такие аспекты теории, как взаимосвязь композиционного расположения элементов картины и их цвета. На примере произведения показано, как расположение краскоформ на плоскости картины формируют восприятие зрителя. Приведено соответствующее описание живописных приемов из теории Кандинского. Целью работы было выявить, как неоформленные еще теоретически положения теории движения цвета в пространстве проявились в раннем живописном произведении художника. Методология исследования главным образом основана на философско-искусствоведческом анализе. При анализе применялся семиотико-герменевтический метод интерпретации. Помимо этого, были применены библиографический анализ и контент-анализ. Исследование является единственным русскоязычным анализом произведения В. В. Кандинского «Синий всадник», 1903 г. Новизна исследования заключается в том, что анализ был проведен на основе концепции самого художника, его положений о роли цвета, точки, линии, основных форм и плоскости в живописном произведении. Большое внимание уделяется значению цвета. Стиль раннего творчества Кандинского определен как «цветовой лиризм». Было выявлено, что на раннем этапе Кандинский использует те же соответствия основных форм, линий и цветов, которые позднее описывает в своих теоретических работах. Так, на картине «Синий всадник» определена композиция «холодный покой» благодаря преобладанию горизонталей и сочетанию противоположных цветов в главном персонаже - синего и желтого. Сюжет произведения обозначен как иллюстрация процесса творчества. Художественная идея заключается в обозначении миссии художника, как пророка, предвидящего будущие изменения и создающего новые эстетические идеалы. Произведение «Синий всадник», в итоге, определено, как программное в творчестве В. В. Кандинского, так как показано, что оно содержит подтверждение основным его теоретическим положениям и иллюстрирует его личное отношение к миру и предназначению художника.


Ключевые слова:

Кандинский, теория Кандинского, Синий Всадник, значение цвета, теория движения цвета, живописная концепция, философско-искусствоведческий анализ, семиотико-герменевтический метод, предназначение художника, Отечественное искусство

УДК:

75.017.4+7.01+7.072.2

Abstract: The object of the research is an artwork by Wassily Kandinsky painted in 1903 (oil on cardboard 55,0 x 65,0 sm. Zurich, private collection). The subject of the research is the formula and color composition of the painting that illustrates the theory of color movement in space offered by Wassily Kandinsky. The author of the article gives an insight into such aspects of the theory as the relation between the compositin of picture elements and their color. Based on the analysis of The Blue Rider Kocherova demonstrates how the composition of color forms on the picture plane affects the way the picture is being perceived. Kocherova gives a relevant reference to graphic and pictural techniques described by Kandinsky in his theory. The purpose of this research is to define how undeveloped theoretical provisions of the color theory were already expressed in early paintings of the artist. The methodology of the research is mostly based on the philosophical and cultural analysis. This research is the only analysis of Wassily Kandinsky's The Blue Rider published in Russian. The novelty of the research is caused by the fact that the author bases her analysis on the concept offered by the artist himself including his views on the role of color, dot, line, basic forms and plane in painting. The author pays a great attention to the role of color and what it symbolizes in painting. She defines the style of early Kandinsky's painting as 'color lyricism'. The research has allowed to discover that at the early stage of developing his creative style Kandinsky used the same forms, lines and colors that he would later describe in his theoretical research. For example, The Blue Rider has a so-called 'cold calm' composition because of prevailing horizontal axes and the combination of opposite colors, blue and yellow in the image of the main character. The plot is depicted as an illustration of a creative process. The artist's idea is to show the mission of an artist as a prophet who can foresee future changes and create new aesthetic values. To sum it up, the author of the article refers to The Blue Rider as the must-to-know painting that played an important role in Wasilly Kandinsky's creative life because it proved the main theoretical provisions of Kandinsky's theory and illustrated his personal attitude to the world and artist's mission. 


Keywords:

Russian art, mission of an artist, semiotic-hermeneutic method, philosophical and cultural analysis, artistic composition, color theory, meaning of colors, The Blue Rider, Kandinsky's theory, Kandinsky

Библиография
1. Автономова Н.Б. Этнографические исследования Василия Кандинского. Вологодская экспедиция 1889 года // Искусствознание. М., 2001.
2. Андреева Ю.Н. В контексте сохранения традиций народной культуры: от лубка к абстрактной живописи (на материалах творчества В. Кандинского) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2007. С. 176-178.
3. Аронов И. Кандинский. Истоки 1866-1907 М.: Мосты культуры, 2010-344 с.
4. Артюхина Л.В. Культура глубинного общения (сравнение взглядов Г.С. Батищева и Дж. Бьюдженталя) // Философия и культура.-2011.-10.-C. 33-40.
5. Березовая Л.Г. История русской культуры.-М.,2002-431 с.
6. Бессонова М.А. К вопросу о наследии Кандинского в художественной культуре ХХ в. Многогранный мир Кандинского. M.: 1999. С. 5-12.
7. Бараев В.В. Куда скачут всадники Кандинского?//Эхо планеты. 1995. С. 41–42.
8. Вентури Л. Художники-импрессионисты и Дюран-Рюэль.-В кн.: Импрессионизм. Л.: Искусство, 1969.
9. Зинченко В. П. Живое время (и пространство) в течении философско-поэтической мысли// Методологические проблемы исследования времени в психологии. М.: Lennex Corp, 2012, С. 163-197.
10. Зотов А.В. Цвет в творчестве В.В. Кандинского // Вестник КРСУ. 2008. Том 8. № 9, С. 55-58.
11. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л., 1990,-60 с.
12. Кандинский В. В. О понимании искусства Стихотворения и статьи 1910-х-1920-х годов. Вступительная статья, подготовка текста, переводы и примечания Б.М.Соколова//Знамя. 1999 №2 [Электронный ресурс] URL: http://magazines.russ.ru:81/znamia/1999/2/kandin.html
13. Кандинский В. О сценической композиции // Синий всадник. – М.: Изобразительное искусство, 1996.
14. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника. М: ИЗО Наркомпроса, 1918. С. 9-56
15. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – С. 63–232
16. Керимова М.М. Номадийская наследственность Василия Кандинского // Восточная коллекция-2006. № 3 (26), С. 57-69
17. Культура русской эмиграции 1920 – 30-хгг.: Культурная миссия пореволюционной эмиграции как наследие серебряного века – учебное пособие [Электронный ресурс] URL: http://antibr.ru/textbook/au_lkul1_g.html
18. Матвеева А.И. «Духовное делание» как основа совершенствования личности / А. И. Матвеева, А. П. Ветошкин // Политика и Общество.-2011.-8.-C. 67-76.
19. Многогранный мир Кандинского// ред. Автономова, Н.Б.; Сарабьянов, Д.В.; Турчин, В.С.-Москва: Наука, 1998.-208 с.
20. Образовательный портал слово [Электронный ресурс] URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37201.php
21. Синий всадник / Под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка. Перевод, комментарии и статьи З. С. Пышновской. — М.: Изобраз. искусство, 1996. — 192 с.
22. Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова.-М.: Языки русской культуры, 2000.-(Язык. Семиотика. Культура). С. 120-128
23. Рабинович В.Л., Рылева А.Н. Синий всадник еще в пути // Рабинович В.Л., Рылева А.Н.; Вопросы философии. Вып.6. Москва. Наука. 1999. С.37 – 58
24. Соколов Б.М. Объединение «Синий всадник» и народная картинка // Данилова И.Е. (общ. ред.). Мир народной картинки. Материалы XXX научной конференции «Випперовские чтения – 1997». Москва. Прогресс-Традиция. 1999. С. 345 – 363
25. Соколов Б.М. Теория беспредметного искусства у В.В. Кандинского в 1920 – 1930-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму /Б.М. Соколов// Искусствознание 3-4(12). С. 171-191.
26. Символы, образы, стереотипы: художественный и эстетический опыт/Под ред. Л. Моревой СПб: Эйдос, 2000.-382 с
27. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда.-М.: Изд-во МГУ, 1993.-248 с
28. Философия художественной культуры: традиции и современные тенденции: сборник научных статей / Ред. коллегия: Б.Н. Бессонов, И.А. Бирич, В.А. Волобуев. – М.: МГПУ, 2010. – 244 с.
29. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936 Энциклопедия живописи [Электронный ресурс] URL: http://bibliotekar.ru/slovar-impr2/107.ht
30. И.А. Бескова Творчество как выражение личности творца // Психология и Психотехника. - 2011. - 4. - C. 78 - 86.
References
1. Avtonomova N.B. Etnograficheskie issledovaniya Vasiliya Kandinskogo. Vologodskaya ekspeditsiya 1889 goda // Iskusstvoznanie. M., 2001.
2. Andreeva Yu.N. V kontekste sokhraneniya traditsii narodnoi kul'tury: ot lubka k abstraktnoi zhivopisi (na materialakh tvorchestva V. Kandinskogo) // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova № 4, 2007. S. 176-178.
3. Aronov I. Kandinskii. Istoki 1866-1907 M.: Mosty kul'tury, 2010-344 s.
4. Artyukhina L.V. Kul'tura glubinnogo obshcheniya (sravnenie vzglyadov G.S. Batishcheva i Dzh. B'yudzhentalya) // Filosofiya i kul'tura.-2011.-10.-C. 33-40.
5. Berezovaya L.G. Istoriya russkoi kul'tury.-M.,2002-431 s.
6. Bessonova M.A. K voprosu o nasledii Kandinskogo v khudozhestvennoi kul'ture KhKh v. Mnogogrannyi mir Kandinskogo. M.: 1999. S. 5-12.
7. Baraev V.V. Kuda skachut vsadniki Kandinskogo?//Ekho planety. 1995. S. 41–42.
8. Venturi L. Khudozhniki-impressionisty i Dyuran-Ryuel'.-V kn.: Impressionizm. L.: Iskusstvo, 1969.
9. Zinchenko V. P. Zhivoe vremya (i prostranstvo) v techenii filosofsko-poeticheskoi mysli// Metodologicheskie problemy issledovaniya vremeni v psikhologii. M.: Lennex Corp, 2012, S. 163-197.
10. Zotov A.V. Tsvet v tvorchestve V.V. Kandinskogo // Vestnik KRSU. 2008. Tom 8. № 9, S. 55-58.
11. Kandinskii V.V. O dukhovnom v iskusstve. L., 1990,-60 s.
12. Kandinskii V. V. O ponimanii iskusstva Stikhotvoreniya i stat'i 1910-kh-1920-kh godov. Vstupitel'naya stat'ya, podgotovka teksta, perevody i primechaniya B.M.Sokolova//Znamya. 1999 №2 [Elektronnyi resurs] URL: http://magazines.russ.ru:81/znamia/1999/2/kandin.html
13. Kandinskii V. O stsenicheskoi kompozitsii // Sinii vsadnik. – M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1996.
14. Kandinskii V.V. Stupeni. Tekst khudozhnika. M: IZO Narkomprosa, 1918. S. 9-56
15. Kandinskii V.V. Tochka i liniya na ploskosti. – SPb.: Azbuka-klassika, 2005. – S. 63–232
16. Kerimova M.M. Nomadiiskaya nasledstvennost' Vasiliya Kandinskogo // Vostochnaya kollektsiya-2006. № 3 (26), S. 57-69
17. Kul'tura russkoi emigratsii 1920 – 30-khgg.: Kul'turnaya missiya porevolyutsionnoi emigratsii kak nasledie serebryanogo veka – uchebnoe posobie [Elektronnyi resurs] URL: http://antibr.ru/textbook/au_lkul1_g.html
18. Matveeva A.I. «Dukhovnoe delanie» kak osnova sovershenstvovaniya lichnosti / A. I. Matveeva, A. P. Vetoshkin // Politika i Obshchestvo.-2011.-8.-C. 67-76.
19. Mnogogrannyi mir Kandinskogo// red. Avtonomova, N.B.; Sarab'yanov, D.V.; Turchin, V.S.-Moskva: Nauka, 1998.-208 s.
20. Obrazovatel'nyi portal slovo [Elektronnyi resurs] URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37201.php
21. Sinii vsadnik / Pod redaktsiei V. Kandinskogo i F. Marka. Perevod, kommentarii i stat'i Z. S. Pyshnovskoi. — M.: Izobraz. iskusstvo, 1996. — 192 s.
22. Poeziya i zhivopis': Sb. trudov pamyati N. I. Khardzhieva / Pod red. M. B. Meilakha i D. V. Sarab'yanova.-M.: Yazyki russkoi kul'tury, 2000.-(Yazyk. Semiotika. Kul'tura). S. 120-128
23. Rabinovich V.L., Ryleva A.N. Sinii vsadnik eshche v puti // Rabinovich V.L., Ryleva A.N.; Voprosy filosofii. Vyp.6. Moskva. Nauka. 1999. S.37 – 58
24. Sokolov B.M. Ob''edinenie «Sinii vsadnik» i narodnaya kartinka // Danilova I.E. (obshch. red.). Mir narodnoi kartinki. Materialy XXX nauchnoi konferentsii «Vipperovskie chteniya – 1997». Moskva. Progress-Traditsiya. 1999. S. 345 – 363
25. Sokolov B.M. Teoriya bespredmetnogo iskusstva u V.V. Kandinskogo v 1920 – 1930-kh godakh. Ot sotsial'nogo prorochestva k khudozhestvennomu messianizmu /B.M. Sokolov// Iskusstvoznanie 3-4(12). S. 171-191.
26. Simvoly, obrazy, stereotipy: khudozhestvennyi i esteticheskii opyt/Pod red. L. Morevoi SPb: Eidos, 2000.-382 s
27. Turchin V. S. Po labirintam avangarda.-M.: Izd-vo MGU, 1993.-248 s
28. Filosofiya khudozhestvennoi kul'tury: traditsii i sovremennye tendentsii: sbornik nauchnykh statei / Red. kollegiya: B.N. Bessonov, I.A. Birich, V.A. Volobuev. – M.: MGPU, 2010. – 244 s.
29. Shelling F.V.I. Sistema transtsendental'nogo idealizma. L., 1936 Entsiklopediya zhivopisi [Elektronnyi resurs] URL: http://bibliotekar.ru/slovar-impr2/107.ht
30. I.A. Beskova Tvorchestvo kak vyrazhenie lichnosti tvortsa // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2011. - 4. - C. 78 - 86.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.