Статья 'От перформанса в его актуальных формах к культурному прецеденту. Статья вторая' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

От перформанса в его актуальных формах к культурному прецеденту. Статья вторая

Хренов Николай Андреевич

доктор философских наук

профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии

121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5

Khrenov Nikolay Andreevich

Doctor of Philosophy

chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography

121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5

nihrenov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.3.14390

Дата направления статьи в редакцию:

05-02-2015


Дата публикации:

24-04-2015


Аннотация: Обсуждаемым в данной статье предметом является творческая личность как публичная личность. Она может выражать себя в разных формах. В данном случае из всех возможных форм выделяется и рассматривается та, в которой на первый план выходит протестное начало. Конкретным выражением такой формы предстают такие виды современного искусства, как перформанс и хэппенинг, особенно те их образцы, в которых подчеркнуто протестное начало. Ощущаемый в них радикализм облегчает выявление аспектов деятельности художника, способствующих трансформации творческой личности в личность публичную. Перформианс и хэппенинг - такие формы, принадлежность которых к искусству не столь очевидна. Они воспринимаются маргинальными и не включаются в традиционную систему искусств. Их радикальные протестные проявления часто оказываются юридически наказуемыми. Однако юридические оценки не облегчают, а усложняют вынесение эстетических оценок. Чтобы преодолеть неопределенность статуса таких форм, необходимо их рассмотреть как феномены культуры, имеющие прецеденты в прошлом. Непосредственным их предшественником является то, что в Древней Руси называли юродством. Подобный культурологический ракурс исследования творческой личности предпринимается впервые. Опираясь на исследования А. ван Геннепа и В. Тэрнера, автор выявляет латентный признак деятельности творческой личности, называемый лиминальностью, т.е. необходимостью и способностью выражать чувство протеста, понимаемого как протест не только против власти, но и общества, закосневшего в конформизме. В доиндустриальных обществах носитель лиминальности, т.е. юродивый представал сакральной фигурой, не подлежащей преследованию со стороны власти. В секуляризированных обществах ее носителем выступает художник, как и создаваемые им образы героев. Современной формой выражения духа лиминальности оказываются хэппенинги и перформансы.


Ключевые слова:

творческая личность, перформанс, хэппенинг, публичная личность, юродство, авангард, лиминальность, анти-поведение, сакральность, секулярность

Abstract: Summary.A creative personality as a public figure is the topic of this article. The said personality can express itself in different forms. In this particular case among all possible forms the author is emphasizing and considering the one where the protest is coming to the fore. Such forms of the contemporary art as performance and happening, and most of all those pieces of art which are laying a special emphasize on the protest, are appearing as a concrete expression of this form. Radicalism appearing in these art forms aids detecting aspects of artist’s creativeness which are promoting transformation of any creative person to a public figure. Pertain of performance and happening to art it is not obvious. These art forms are perceived as marginal one and are exclusive of the conventional art system. More often than not their radical protest is liable to prosecution. However legal evaluation does not facilitate but complicate esthetic evaluating. In order to overcome the doubtful status of these forms, it is necessary to consider them as cultural phenomenon with past precedents. “Yurodstvo” (idiotic action) of the times of Ancient Rus is their immediate predecessor. This is the first attempt to analyze the creative personality at such culturological angel. Based on researches of A. van Gennep and W. Turner, the author is revealing a latent character in creative person’s activity, which is known as liminality, in other words, a necessity and ability to express protest which is not only a protest against the power, but as protest against the society stagnating in conformism. In pre-industrial societies any bearer of liminality, i.e. a wacky, was a sacred person, who should not suffer persecution of authorities. In secularized societies the artist and images of his/her heroes are bearers of liminality. And happenings and performances are the contemporary forms for expressing the spirit of liminality.


Keywords:

liminality, avan-garde, yurodstvo (idiotic action), rublic figure, happening, performance, creative personality, anti - behavior, sacral, secularity

Библиография
1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975;
2. Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в Древней Руси.Л., 1984;
3. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М., 2014;
4. Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2009;
5. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983;
6. Хренов Н. Переходность как следствие колебательных процессов между культурой чувственного и культурой идеационального типа // Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время (Ответственный редактор Н. А. Хренов). М., 2003;
7. Топоров В. Московские люди ХУII века (К злобе дня) // Philologia slavica. К 70-летию академика Н. И. Толстого. М., 1993;
8. Геннеп ван А. Обряды перехода. М., 1999;
9. Щепанская Т. Кризисная сеть (Традиции духовного освоения пространства) // Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб., 1995;
10. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997;
11. Успенский Б. Анти-поведение в культуре Древней Руси // Успенский Б. Избранные труды., т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996;
12. Былины. Л., 1986;
13. Давыдов Ю., Роднянская И. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь)., М., 1980;
14. Розанов В. Люди лунного света. М., 1990;
15. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб, 1997;
16. Нойманн Э. Творческий человек и трансформация // Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1996;
17. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев., 1991;
18. Трауберг Л. Избранные произведения в 2-х т., т. 2. Мир наизнанку. М., 1984;
19. Горин Г. Тот самый Мюнхгаузен. СПб., 200
20. Петров В.О. Акционизм Джона Кейджа: основные формы и специфика их воплощения // Культура и искусство. - 2014. - 4. - C. 444 - 456. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.4.12721.
21. Петров В.О. Новаторские образы искусства ХХ века: в ракурсе эпатажа // Культура и искусство. - 2013. - 5. - C. 562 - 569. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9151.
References
1. Bakhtin M. Voprosy literatury i estetiki. M., 1975;
2. Likhachev D., Panchenko A., Ponyrko N. Smekh v Drevnei Rusi.L., 1984;
3. Goldberg R. Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashikh dnei. M., 2014;
4. Sennet R. Padenie publichnogo cheloveka. M., 2009;
5. Terner V. Simvol i ritual. M., 1983;
6. Khrenov N. Perekhodnost' kak sledstvie kolebatel'nykh protsessov mezhdu kul'turoi chuvstvennogo i kul'turoi ideatsional'nogo tipa // Perekhodnye protsessy v russkoi khudozhestvennoi kul'ture. Novoe i Noveishee vremya (Otvetstvennyi redaktor N. A. Khrenov). M., 2003;
7. Toporov V. Moskovskie lyudi KhUII veka (K zlobe dnya) // Philologia slavica. K 70-letiyu akademika N. I. Tolstogo. M., 1993;
8. Gennep van A. Obryady perekhoda. M., 1999;
9. Shchepanskaya T. Krizisnaya set' (Traditsii dukhovnogo osvoeniya prostranstva) // Russkii Sever. K probleme lokal'nykh grupp. SPb., 1995;
10. Shubart V. Evropa i dusha Vostoka. M., 1997;
11. Uspenskii B. Anti-povedenie v kul'ture Drevnei Rusi // Uspenskii B. Izbrannye trudy., t. 1. Semiotika istorii. Semiotika kul'tury. M., 1996;
12. Byliny. L., 1986;
13. Davydov Yu., Rodnyanskaya I. Sotsiologiya kontrkul'tury (Infantilizm kak tip mirovospriyatiya i sotsial'naya bolezn')., M., 1980;
14. Rozanov V. Lyudi lunnogo sveta. M., 1990;
15. Raikh V. Psikhologiya mass i fashizm. SPb, 1997;
16. Noimann E. Tvorcheskii chelovek i transformatsiya // Noimann E. Psikhoanaliz i iskusstvo. M., 1996;
17. Florovskii G. Puti russkogo bogosloviya. Kiev., 1991;
18. Trauberg L. Izbrannye proizvedeniya v 2-kh t., t. 2. Mir naiznanku. M., 1984;
19. Gorin G. Tot samyi Myunkhgauzen. SPb., 200
20. Petrov V.O. Aktsionizm Dzhona Keidzha: osnovnye formy i spetsifika ikh voploshcheniya // Kul'tura i iskusstvo. - 2014. - 4. - C. 444 - 456. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.4.12721.
21. Petrov V.O. Novatorskie obrazy iskusstva KhKh veka: v rakurse epatazha // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 5. - C. 562 - 569. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9151.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.