|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Розин В.М.
Реконструкция фигуративных представлений прошлых эпох
// Культура и искусство.
2015. № 2.
С. 209-221.
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.2.14112 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14112
Реконструкция фигуративных представлений прошлых эпох
Розин Вадим Маркович
доктор философских наук
главный научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук
109240, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Гончарная, 12 стр.1, каб. 310
Rozin Vadim Markovich
Doctor of Philosophy
Chief Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
109240, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12 str.1, kab. 310
|
rozinvm@gmail.com
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.2.14112
Дата направления статьи в редакцию:
30-12-2014
Дата публикации:
25-02-2015
Аннотация:
В статье анализируются и сравниваются между собой два способа (естественнонаучный и гуманитарный) реконструкции пространственных представления прошлых эпох, в том числе и представления о художественных перспективах (прямой, обратной и смешанной). Критикуется представленный работами академика Б.Раушенбаха естественнонаучный подход к объяснению этих представлений. Если Раушенбах пишет, что «человек видит не глазами, а мозгом», то автор утверждает, что мы видим не столько глазами и мозгом, сколько культурными схемами. В связи с этим вводится понятие «схема» и в рамках учения о схемах и культуре обсуждается, как в истории складывалась прямая перспектива и на ее основе две других. Рассматривая все эти сюжеты, автор реализуется гуманитарный подход, осуществляет проблематизацию и культурно-историческую реконструкцию, использует сравнительные методы анализа. В целом его дискурс можно отнести к методологии, опирающейся на культурологию и гуманитарный подход. В результате проведенного исследования удалось показать проблемы, связанные с естественнонаучным подходом, продемонстрировать преимущества гуманитарного способа объяснения, ввести понятие «схема», объяснить в рамках гуманитарной реконструкции появление художественных перспектив. Кроме того, представленный в статье материал и дискурс могут рассматриваться как образец гуманитарного исследования
Ключевые слова:
культура, реконструкция, схема, живопись, пространство, видение, эволюция, объяснение, искусство, техника
Abstract: The article analyzes and compares two methods (Natural science and Humanities) reconstruction of spatial representations of past eras, including the idea of artistic perspectives (linear, inverse and mixed). Criticizes the presentation of the work of academician B.Raushenbaha natural science approach to the explanation of these concepts. If Rauschenbach wrote that "man does not see his eyes, and the brain", the author argues that we see not only the eyes and the brain as cultural schemes. In this connection we introduce the concept of "scheme" and in the framework of the doctrine of the schemes and culture is discussed, as in the story evolved linear perspective and based on it the other two. Considering all these stories, the author implemented a humanitarian approach carries problematization and cultural-historical reconstruction, using comparative analysis methods. In general, his discourse can be attributed to the methodology based on cultural studies and humanitarian approach. The study was able to show the problems associated with natural science approach, demonstrate the benefits of humanitarian way of explanation, introduce the concept of "scheme", explained in terms of the humanitarian reconstruction of the emergence of artistic perspectives.
Keywords: culture, reconstruction, scheme, painting, space, vision, evolution, explanation, art, technology
Библиография
1. Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи. М., 1980.
2. Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи. М., 1980.
3. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М., 2012.
4. Большаков А.О. Человек и его двойник. Санкт-Петербург, 2001.
5. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.
6. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.
7. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.
8. Флоренский П.А. Обратная перспектива. – Труды по знаковым системам, III. Тарту, 1967.
9. Флоренский П.А. Обратная перспектива. – Труды по знаковым системам, III. Тарту, 1967.
10. Флоренский П.А. Обратная перспектива. – Труды по знаковым системам, III. Тарту, 1967.
11. Флоренский П.А. Обратная перспектива. – Труды по знаковым системам, III. Тарту, 1967.
12. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факты. – Труды по знаковым системам, VII. Тарту, 1975.
13. Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи.
14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
16. Немет Л. Изменение функций искусств (процесс субъективации) // Борьба идей в эстетике. М., 1967.
17. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие.
18. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939.
19. Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2011.
20. Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2011.
21. Розин В.М. Демаркация науки и религии. Анализ учения и творчества Эмануэля Сведенборга. М., 2007.
22. Знамеровская Т. П. Проблема кватроченто и творчество Мазоччо. Л., 1975.
23. Знамеровская Т. П. Проблема кватроченто и творчество Мазоччо. Л., 1975.
24. Леонардо да Винчи Книга о живописи. М., 1934.
25. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. Трактаты Альберти. М., 1979.
26. Кузанский Н. Собрание соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1979. Т. 2. 1980.
27. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Изд. Второе. УРСС. М. 2004
28. Розин В.М. Психология: наука и практика. Учебное пособие. ОМЕГА-Л. М., 2005
29. Розин В.М. Психология: наука и практика. Учебное пособие. ОМЕГА-Л. М., 2005.
30. Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2000.
31. В. М. Розин Предпосылки и становление искусства
в архаической культуре
и культуре древних царств // Культура и искусство. - 2013. - 4. - C. 367 - 379. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.4.9171.
32. Пань Икуй Эстетическая теория «трех пространств»
Го Си и пейзажная живопись
сунского времени // Философия и культура. - 2010. - 8. - C. 98 - 102.
33. В.М. Розин анализ схем в философии
и других гуманитарных науках
(на материале книги Э. сведенборга) // Психология и Психотехника. - 2010. - 1. - C. 9 - 16.
References
1. Raushenbakh B. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi. M., 1980.
2. Raushenbakh B. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi. M., 1980.
3. Raushenbakh B.V. Geometriya kartiny i zritel'noe vospriyatie. M., 2012.
4. Bol'shakov A.O. Chelovek i ego dvoinik. Sankt-Peterburg, 2001.
5. Raushenbakh B.V. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi.
6. Raushenbakh B.V. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi.
7. Raushenbakh B.V. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi.
8. Florenskii P.A. Obratnaya perspektiva. – Trudy po znakovym sistemam, III. Tartu, 1967.
9. Florenskii P.A. Obratnaya perspektiva. – Trudy po znakovym sistemam, III. Tartu, 1967.
10. Florenskii P.A. Obratnaya perspektiva. – Trudy po znakovym sistemam, III. Tartu, 1967.
11. Florenskii P.A. Obratnaya perspektiva. – Trudy po znakovym sistemam, III. Tartu, 1967.
12. Mukarzhovskii Ya. Esteticheskaya funktsiya, norma i tsennost' kak sotsial'nye fakty. – Trudy po znakovym sistemam, VII. Tartu, 1975.
13. Raushenbakh B. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi.
14. Arnkheim R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. M., 1974.
15. Arnkheim R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. M., 1974.
16. Nemet L. Izmenenie funktsii iskusstv (protsess sub''ektivatsii) // Bor'ba idei v estetike. M., 1967.
17. Raushenbakh B. V. Geometriya kartiny i zritel'noe vospriyatie.
18. Teilor E. Pervobytnaya kul'tura. M., 1939.
19. Rozin V.M. Vvedenie v skhemologiyu. Skhemy v filosofii, kul'ture, nauke, proektirovanii. M., 2011.
20. Rozin V.M. Vvedenie v skhemologiyu. Skhemy v filosofii, kul'ture, nauke, proektirovanii. M., 2011.
21. Rozin V.M. Demarkatsiya nauki i religii. Analiz ucheniya i tvorchestva Emanuelya Svedenborga. M., 2007.
22. Znamerovskaya T. P. Problema kvatrochento i tvorchestvo Mazochcho. L., 1975.
23. Znamerovskaya T. P. Problema kvatrochento i tvorchestvo Mazochcho. L., 1975.
24. Leonardo da Vinchi Kniga o zhivopisi. M., 1934.
25. Lazarev V.N. Nachalo rannego Vozrozhdeniya v ital'yanskom iskusstve. Traktaty Al'berti. M., 1979.
26. Kuzanskii N. Sobranie soch. v 2-kh t. T. 1. M., 1979. T. 2. 1980.
27. Rozin V.M. Vizual'naya kul'tura i vospriyatie. Kak chelovek vidit i ponimaet mir. Izd. Vtoroe. URSS. M. 2004
28. Rozin V.M. Psikhologiya: nauka i praktika. Uchebnoe posobie. OMEGA-L. M., 2005
29. Rozin V.M. Psikhologiya: nauka i praktika. Uchebnoe posobie. OMEGA-L. M., 2005.
30. Rozin V.M. Psikhicheskaya real'nost', sposobnosti i zdorov'e cheloveka. M., 2000.
31. V. M. Rozin Predposylki i stanovlenie iskusstva v arkhaicheskoi kul'ture i kul'ture drevnikh tsarstv // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 4. - C. 367 - 379. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.4.9171.
32. Pan' Ikui Esteticheskaya teoriya «trekh prostranstv» Go Si i peizazhnaya zhivopis' sunskogo vremeni // Filosofiya i kul'tura. - 2010. - 8. - C. 98 - 102.
33. V.M. Rozin analiz skhem v filosofii i drugikh gumanitarnykh naukakh (na materiale knigi E. svedenborga) // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 1. - C. 9 - 16.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|