|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Розин В.М.
Тьюторская педагогика как точка роста современной культуры и сопровождение становящейся личности
// Культура и искусство.
2014. № 6.
С. 668-679.
DOI: 10.7256/2454-0625.2014.6.13204 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13204
Тьюторская педагогика как точка роста современной культуры и сопровождение становящейся личности
Розин Вадим Маркович
доктор философских наук
главный научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук
109240, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Гончарная, 12 стр.1, каб. 310
Rozin Vadim Markovich
Doctor of Philosophy
Chief Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
109240, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12 str.1, kab. 310
|
rozinvm@gmail.com
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2014.6.13204
Дата направления статьи в редакцию:
01-12-2014
Дата публикации:
15-12-2014
Аннотация:
В статье тьюторская педагогика рассматривается как точка роста современной культуры и сопровождение становящейся личности. Другими точками роста культуры выступают творчество личности и общества, а также отдельные социальные практики. Анализируется ситуация, сделавшая необходимым формирование этой новой практики: педагогика все больше ставит на личность, однако, множественность типов личности создает новые проблемы; педагоги и ученые все чаще приходят к выводу, что традиционное понимание учащегося как «среднего индивида», как учебного «класса» не работает, что дети очень разные (и в плане социализации и собственной «эволюции развития»), что поэтому необходимо учитывать не только индивидуальные различия личности, но и индивидуальные «траектории развития» разных типов личности. Сравниваются варианты истолкования позиции тьютора в школе, причем автор принимает и обсуждает вариант, близкий к постмодернистстскому, который он называет «гуманитарно-методологическим», когда тьютор сознательно продумывает свой путь и работу, а также использует при этом разнообразные знания и практики (о человеке, его становлении и развитии, антропологические практики и техники и прочее). Основные методы исследования и методология, реализованные в работе, это ситуационный анализ, проблематизация, методологическая схематизация и сценирование, анализ кейсов. В результате удалось ввести проблематику тьюторской педагогики как точки роста современной культуры и задать новое педагогическое отношение, характеризующее подход тьютора. Для автора тьюторское движение и педагогика не только пример реальных социальных инноваций; данную практику можно рассмотреть как точку роста современной культуры и изучать в этом качестве.
Ключевые слова:
тьютор, педагогика, личность, культура, творчество, практика, кризис, движение, становление, развитие
Библиография
1. Аренд Х. Что такое авторитет // Между прошлым и будущим. М., 2014.
2. Аренд Х. Кризис в воспитании // Между прошлым и будущим.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
4. Братченко С.Л. Концепция личности: М. Бахтин и психология. // М.М. Бахтин и философская культура ХХ века. Проблемы бахтинологии. Вып.1. Ч.1. СПб., 1991.
5. Волков П. Разнообразие человеческих миров. М., 2000.
6. Гессен С.И. Педагогика как прикладная философия. http://old.istu.ru/unit/epign/siip/psiped/3641/
7. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961.
8. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995.
9. Портилья Л. Философия нагуа. М., 1961.
10. Розин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997.
11. Щедровицкий Г.П. Я всегда был идеалистом. М., 2001.
12. Фишман Б.Е., Буховцева О.В. От педагогического сопровождения к антропопрактике кураторства студентов I курса // Фундаментальные исследования. 2013. № 4 (часть 5). С. 1236-1239.http://www.rae.ru/fs/?article_id=10000608&op=show_article§ion=content
13. http://www.ng.ru/news/481040.html
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B5%D1%80_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC). 15/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
15. П.С. Гуревич, Э.М. Спирова Личностный рост: теория и практика
(Отчёт о работе Лаборатории личностного роста Московского гуманитарного университета) // Педагогика и просвещение. - 2011. - 1. - C. 42 - 54.
16. И.В. Егорова Личностный аспект образования
(«Он человек был в полном смысле слова») // Педагогика и просвещение. - 2012. - 1. - C. 51 - 60.
17. А. И. Матвеева, А. П. Ветошкин «Духовное делание» как основа
совершенствования личности // Политика и Общество. - 2011. - 8. - C. 67 - 76.
References
1. Arend Kh. Chto takoe avtoritet // Mezhdu proshlym i budushchim. M., 2014.
2. Arend Kh. Krizis v vospitanii // Mezhdu proshlym i budushchim.
3. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M., 1979.
4. Bratchenko S.L. Kontseptsiya lichnosti: M. Bakhtin i psikhologiya. // M.M. Bakhtin i filosofskaya kul'tura KhKh veka. Problemy bakhtinologii. Vyp.1. Ch.1. SPb., 1991.
5. Volkov P. Raznoobrazie chelovecheskikh mirov. M., 2000.
6. Gessen S.I. Pedagogika kak prikladnaya filosofiya. http://old.istu.ru/unit/epign/siip/psiped/3641/
7. Leon-Portil'ya M. Filosofiya nagua. M., 1961.
8. Mamardashvili M. Lektsii o Pruste. M., 1995.
9. Portil'ya L. Filosofiya nagua. M., 1961.
10. Rozin V.M. Psikhologiya: teoriya i praktika. M., 1997.
11. Shchedrovitskii G.P. Ya vsegda byl idealistom. M., 2001.
12. Fishman B.E., Bukhovtseva O.V. Ot pedagogicheskogo soprovozhdeniya k antropopraktike kuratorstva studentov I kursa // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 4 (chast' 5). S. 1236-1239.http://www.rae.ru/fs/?article_id=10000608&op=show_article§ion=content
13. http://www.ng.ru/news/481040.html
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B5%D1%80_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC). 15/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
15. P.S. Gurevich, E.M. Spirova Lichnostnyi rost: teoriya i praktika (Otchet o rabote Laboratorii lichnostnogo rosta Moskovskogo gumanitarnogo universiteta) // Pedagogika i prosveshchenie. - 2011. - 1. - C. 42 - 54.
16. I.V. Egorova Lichnostnyi aspekt obrazovaniya («On chelovek byl v polnom smysle slova») // Pedagogika i prosveshchenie. - 2012. - 1. - C. 51 - 60.
17. A. I. Matveeva, A. P. Vetoshkin «Dukhovnoe delanie» kak osnova sovershenstvovaniya lichnosti // Politika i Obshchestvo. - 2011. - 8. - C. 67 - 76.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|