Статья 'Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика

Айламазьян Аида Меликовна

кандидат психологических наук

старший научный сотрудник, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ); директор, Центр музыкально-пластического развития "Гептахор" им. С.Д. Рудневой

125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9

Aylamazyan Aida

PhD in Psychology

associate professor of the Department of Personality Psychology, director at HEPTACHOR Center named after S. Rudneva

125009, Russia, g. Moscow, ul. Mokhovaya, 11s9

aida@heptachor.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Ташкеева Екатерина Игоревна

педагог музыкального движения, "Мамин садик" Seasons Project

127006, Россия, г. Москва, ул. Каретный Ряд, 3

Tashkeeva Ekaterina

127006, Russia, g. Moscow, ul. Karetnyi Ryad, 3

kaira_t@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.2.12161

Дата направления статьи в редакцию:

06-06-2014


Дата публикации:

20-06-2014


Аннотация: Предметом настоящего исследования является феномен музыкального движения, рассматриваемый в трех аспектах: как метод эстетического воспитания, как практика культурно-исторической психологии и как художественная практика нового типа. Предпринята попытка осветить «биографию» метода музыкального движения и студии «Гептахор» в культурно-психологическом ключе. Возникшее изначально «по вдохновению», найденное интуитивным путем, музыкальное движение со временем оформляется в стройную систему, метод, который стремится к порождению живого непосредственного чувства – эмоционально-двигательного отклика на музыку. Музыкальное движение в своей практике выявляет лик человека и возрождает явление хора как единства личностей, индивидуальностей. Настоящее исследование выполнено в гуманитарном ключе, основу его методологии составляет принцип диалогичности (М.М. Бахтин), нашедший оригинальное воплощение в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Музыкальное движение является уникальной и неповторимой практикой, имеющей свое собственное направление, место в культуре и линию развития. Полифоничность человеческой культуры находит свое воплощение в феномене музыкального движения. Его специфика, определяемая как целостность подхода, проявляет себя буквально во всех аспектах практики. Но, возможно, самым удивительным и одновременно решающим моментом является то отношение к духовным, «классическим» ценностям, которое мы встречаем в музыкальном движении. Стремление к возвышению души человека через музыку составляет ее суть и смысл.


Ключевые слова:

культура, диалог, психология искусства, образ человека, пластический канон, музыкальное переживание, импровизация, музыкальное движение, музыкально(вокально)-пластическое действо, хор, лик, Гептахор

Библиография
1. Айламазьян А.М. Метод музыкального движения в практике дошкольного и начального школьного образования: методические материалы. М.: ФИРО, 2013. 80 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).
2. Айламазьян А.М. О механизмах музыкального переживания: опыт музыкального движения. Вопросы психологии №5, 2013. С. 35-43.
3. Айламазьян А.М. О судьбе музыкального движения // Балет №4, 1997. С. 20-23.
4. Айламазьян А.М. Эстетика свободного танца. Вопросы психологии №1, 2012а. С. 43-51.
5. Айламазян А.М. Новая культура танца ХХ века и проблема персональности // Танцевальные практики: семиотика, психология, культура. Под общ. ред. А.М. Айламазян. М.: Смысл, 2012. С. 20-67.
6. Айламазян А.М. Размышления о методе: взгляд изнутри // Танцевальные практики: семиотика, психология, культура. Под общ. ред. А.М. Айламазян. М.: Смысл, 2012. С. 84-104.
7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Собрание сочинений. Том 4(2). М.: Языки славянских культур, 2010. С. 7-508.
8. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. Сост. С.Г. Бочаров; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. С. 361-373.
9. Беседы с Ольгой Кондратьевной Поповой // Перекрёстки и параллели. Альманах №5. М.: Волшебный фонарь, 2014. С. 51-79.
10. Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.
11. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М.: Смысл, 2005. 191 с.
12. Волкова П.Д. Мост через бездну. Кн. 1. М.: Зебра-Е, 2009. 256 с.
13. Волкова П.Д. Мост через бездну. Кн. 3. М.: Зебра-Е, 2014. 240 с.
14. Волконский С.М. Древний хор на современной сцене // Отклики театра: О естественных законах пластики. Изд. 2-е. М.: Либроком, 2012. С. 73-97.
15. Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца. СПб.: Лань, Планета музыки, 2008. 352 с.
16. Выготский Л.С. Психология искусства // Анализ эстетической реакции (собрание трудов). М.: Лабиринт, 2001. С. 164-416.
17. Ганешин А.В. Вступительное слово на открытии Фестиваля «Терпсихора в Тавриде – II» (Херсонес, 2008) // Перекрёстки и параллели. Альманах №5. М.: Волшебный фонарь, 2014. С. 114-119.
18. Дункан А. Моя жизнь // Айседора Дункан. Сборник. К.: Муза Лтд, 1994. С. 23-222.
19. Дункан А. Танец будущего // Айседора Дункан. Сборник. К.: Муза Лтд, 1994. С. 11-21.
20. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М., 1900.
21. Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания. Вопросы психологии №5, 1971. С. 66-74.
22. История Западноевропейского театра. Выпуск 1 (художник Н.М. Диева, автор статьи О.А. Туркестанова, автор аннотаций О.Ф. Иващенко). М.: Изобразительное искусство, 1983. 16 открыток.
23. Каллистов Д.П. Античный театр. Л.: Искусство, 1970. 176 с.
24. Мислер Н. Вначале было тело. Ритмопластические эксперименты начала ХХ века. М.: Искусство XXI век, 2011. 448 с.
25. Ницше Ф. Рождение трагедии: Или: эллинство и пессимизм / пер. с нем. Г.А. Рачинского, науч. ред. К.А. Свасьян. М.: Академический Проект, 2007. 166 с.
26. Перекрёстки и параллели. Альманах №1. М.: Волшебный фонарь, 2012. 136 с.
27. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
28. Руднева С.Д. Воспоминания счастливого человека / Сост. А.А. Кац. М.: Изд-во Главархива Москвы; ГИС, 2007. 856 с.
29. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения. Психологический журнал, Том 3, №3, 1982. С. 84-92.
30. Руднева С.Д. Основы техники музыкального движения // Перекрёстки и параллели. Альманах №4. М.: Волшебный фонарь, 2013. С. 76-90.
31. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. 432 с.
32. Сироткина И.Е. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 320 с.
33. Тейдер Вал., Тейдер Вик. Гептахор – это семь пляшущих // Балет №3, 1995. С. 40-42, 48.
34. Флоренский П.А. Иконостас // Собрание сочинений, Том I. Статьи по искусству. Под общ. ред. Н.А. Струве. Paris, YMCA-PRESS, 1985. С. 193-316.
35. Фокин М.М. Против течения: воспоминания балетмейстера (статьи, письма). М., Л.: Искусство, 1962. 640 с.
36. Харитонов Е.В. Пантомима в обучении киноактера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения // Слезы на цветах: сочинения. В 2-х кн. Кн. 2: дополнения и приложения. М.: Глагол, 1993. С. 60-78.
37. Человек пластический. Каталог выставки 21 февраля – 30 апреля 2000 г. в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. М.: Дар-Экспо, 2000. 72 с.
38. Эйзенштейн С.М. Орфей как синтез Аполлона и Диониса // Метод. Т. 2. М.: Музей кино, Эйзенштейн-Центр, 2002. С. 7
References
1. Ailamaz'yan A.M. Metod muzykal'nogo dvizheniya v praktike doshkol'nogo i nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya: metodicheskie materialy. M.: FIRO, 2013. 80 s. (Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart «Doshkol'noe obrazovanie»).
2. Ailamaz'yan A.M. O mekhanizmakh muzykal'nogo perezhivaniya: opyt muzykal'nogo dvizheniya. Voprosy psikhologii №5, 2013. S. 35-43.
3. Ailamaz'yan A.M. O sud'be muzykal'nogo dvizheniya // Balet №4, 1997. S. 20-23.
4. Ailamaz'yan A.M. Estetika svobodnogo tantsa. Voprosy psikhologii №1, 2012a. S. 43-51.
5. Ailamazyan A.M. Novaya kul'tura tantsa KhKh veka i problema personal'nosti // Tantseval'nye praktiki: semiotika, psikhologiya, kul'tura. Pod obshch. red. A.M. Ailamazyan. M.: Smysl, 2012. S. 20-67.
6. Ailamazyan A.M. Razmyshleniya o metode: vzglyad iznutri // Tantseval'nye praktiki: semiotika, psikhologiya, kul'tura. Pod obshch. red. A.M. Ailamazyan. M.: Smysl, 2012. S. 84-104.
7. Bakhtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura Srednevekov'ya i Renessansa // Sobranie sochinenii. Tom 4(2). M.: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2010. S. 7-508.
8. Bakhtin M.M. K metodologii gumanitarnykh nauk // Estetika slovesnogo tvorchestva. Sost. S.G. Bocharov; Primech. S.S. Averintseva i S.G. Bocharova. M.: Iskusstvo, 1979. S. 361-373.
9. Besedy s Ol'goi Kondrat'evnoi Popovoi // Perekrestki i paralleli. Al'manakh №5. M.: Volshebnyi fonar', 2014. S. 51-79.
10. Blok L.D. Klassicheskii tanets: istoriya i sovremennost'. M.: Iskusstvo, 1987. 556 s.
11. Vasilyuk F.E. Perezhivanie i molitva (opyt obshchepsikhologicheskogo issledovaniya). M.: Smysl, 2005. 191 s.
12. Volkova P.D. Most cherez bezdnu. Kn. 1. M.: Zebra-E, 2009. 256 s.
13. Volkova P.D. Most cherez bezdnu. Kn. 3. M.: Zebra-E, 2014. 240 s.
14. Volkonskii S.M. Drevnii khor na sovremennoi stsene // Otkliki teatra: O estestvennykh zakonakh plastiki. Izd. 2-e. M.: Librokom, 2012. S. 73-97.
15. Volynskii A.L. Kniga likovanii. Azbuka klassicheskogo tantsa. SPb.: Lan', Planeta muzyki, 2008. 352 s.
16. Vygotskii L.S. Psikhologiya iskusstva // Analiz esteticheskoi reaktsii (sobranie trudov). M.: Labirint, 2001. S. 164-416.
17. Ganeshin A.V. Vstupitel'noe slovo na otkrytii Festivalya «Terpsikhora v Tavride – II» (Khersones, 2008) // Perekrestki i paralleli. Al'manakh №5. M.: Volshebnyi fonar', 2014. S. 114-119.
18. Dunkan A. Moya zhizn' // Aisedora Dunkan. Sbornik. K.: Muza Ltd, 1994. S. 23-222.
19. Dunkan A. Tanets budushchego // Aisedora Dunkan. Sbornik. K.: Muza Ltd, 1994. S. 11-21.
20. D'yachenko G. Polnyi tserkovno-slavyanskii slovar' (so vneseniem v nego vazhneishikh drevnerusskikh slov i vyrazhenii). M., 1900.
21. Il'ina G.A., Rudneva S.D. K voprosu o mekhanizme muzykal'nogo perezhivaniya. Voprosy psikhologii №5, 1971. S. 66-74.
22. Istoriya Zapadnoevropeiskogo teatra. Vypusk 1 (khudozhnik N.M. Dieva, avtor stat'i O.A. Turkestanova, avtor annotatsii O.F. Ivashchenko). M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. 16 otkrytok.
23. Kallistov D.P. Antichnyi teatr. L.: Iskusstvo, 1970. 176 s.
24. Misler N. Vnachale bylo telo. Ritmoplasticheskie eksperimenty nachala KhKh veka. M.: Iskusstvo XXI vek, 2011. 448 s.
25. Nitsshe F. Rozhdenie tragedii: Ili: ellinstvo i pessimizm / per. s nem. G.A. Rachinskogo, nauch. red. K.A. Svas'yan. M.: Akademicheskii Proekt, 2007. 166 s.
26. Perekrestki i paralleli. Al'manakh №1. M.: Volshebnyi fonar', 2012. 136 s.
27. Puzyrei A.A. Psikhologiya. Psikhotekhnika. Psikhagogika. M.: Smysl, 2005. 488 s.
28. Rudneva S.D. Vospominaniya schastlivogo cheloveka / Sost. A.A. Kats. M.: Izd-vo Glavarkhiva Moskvy; GIS, 2007. 856 s.
29. Rudneva S.D., Pasynkova A.V. Opyt raboty po razvitiyu esteticheskoi aktivnosti metodom muzykal'nogo dvizheniya. Psikhologicheskii zhurnal, Tom 3, №3, 1982. S. 84-92.
30. Rudneva S.D. Osnovy tekhniki muzykal'nogo dvizheniya // Perekrestki i paralleli. Al'manakh №4. M.: Volshebnyi fonar', 2013. S. 76-90.
31. Sedakova O.A. Slovar' trudnykh slov iz bogosluzheniya: Tserkovnoslavyano-russkie paronimy. M.: Greko-latinskii kabinet Yu.A. Shichalina, 2008. 432 s.
32. Sirotkina I.E. Svobodnoe dvizhenie i plasticheskii tanets v Rossii. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2011. 320 s.
33. Teider Val., Teider Vik. Geptakhor – eto sem' plyashushchikh // Balet №3, 1995. S. 40-42, 48.
34. Florenskii P.A. Ikonostas // Sobranie sochinenii, Tom I. Stat'i po iskusstvu. Pod obshch. red. N.A. Struve. Paris, YMCA-PRESS, 1985. S. 193-316.
35. Fokin M.M. Protiv techeniya: vospominaniya baletmeistera (stat'i, pis'ma). M., L.: Iskusstvo, 1962. 640 s.
36. Kharitonov E.V. Pantomima v obuchenii kinoaktera. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata iskusstvovedeniya // Slezy na tsvetakh: sochineniya. V 2-kh kn. Kn. 2: dopolneniya i prilozheniya. M.: Glagol, 1993. S. 60-78.
37. Chelovek plasticheskii. Katalog vystavki 21 fevralya – 30 aprelya 2000 g. v GTsTM im. A.A. Bakhrushina. M.: Dar-Ekspo, 2000. 72 s.
38. Eizenshtein S.M. Orfei kak sintez Apollona i Dionisa // Metod. T. 2. M.: Muzei kino, Eizenshtein-Tsentr, 2002. S. 7
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.