Статья 'Выучила ли религия урок модерна? К вопросу о позиции религиозного человека в постсекулярном мире' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Выучила ли религия урок модерна? К вопросу о позиции религиозного человека в постсекулярном мире

Беляев Вадим Алексеевич

кандидат философских наук

независимый исследователь

125364, Россия, г. Москва, пр-д Парусный, 9, кв.63

Belyaev Vadim Alekseevich

PhD in Philosophy

Temporarily unemployed

125364, Russia, g. Moscow, pr-d Parusnyi, 9, kv.63

vbelyaev@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.1.11948

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-0.857142857143-2014


Аннотация: Размышления, приведенные в этой статье, инициированы дискуссиями о положении религии в современном мире как постсекулярном. Активизация религиозного сознания, связанная с этим и инициируемая этим, принимает разные формы и степени. Одной из позиций такого постсекулярного религиозного сознания является отрицание модерна как того, что имеет свой смысл, свою истину, связанную с религиозными истинами и религиозными способами организации жизни. Эту позицию можно назвать антимодерновой. Антимодерновое религиозное сознание видит в модерне и секуляризации, с ним связанной, желание поставить истину, заведомо малозначимую как истину предельной значимости. Построенный так модерн становится в глазах антимодернового сознания легкой мишенью для критики. Примером такой позиции является для меня статья А.И.Кырлежева «Постсекулярная концептуализация религии». В связи с этим я ставлю своей целью выяснить «минимальные» права модерна и его секуляризации, которые религиозное сознание не может у него отнять, выяснить «урок модерна», который современное религиозное сознание должно выучить, чтобы быть конструктивным. Вначале я проанализировал статью Кырлежева, оценил его притязания, затем показал два направления выяснения неотъемлемой «правды» секуляризации, сконструировал на основе этой правды «минимальный модерн» и подвел итоги, выразив их в виде «символа веры человека постсекулярной эпохи». Конструируя модерн, я опирался на свою концепцию модерна как «интеркультуры». В той части конструирования, которая связана с анализом современного конституционно-демократического государства как институционального итога модерна, я основывался на работах Ю.Хабермаса.


Ключевые слова:

культура, интеркультура, секуляизация, постсекулярная эпоха, религия, идеология, модерн, постмодерн, минимальный модерн, символ веры

Библиография
1. Смотрите, например, дискуссию о “постсекулярности”, развернувшуюся на страницах журнала «Конти-нент»: Кырлежев А. Постсекулярная эпоха // “Континент”, № 120 (2004 г.); Морозов А. Наступила ли пост-секулярная эпоха? // “Континент”, № 131 (2007 г.); Узланер Д. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным // “Континент”, № 136 (2008 г.).
2. Кырлежев А.И. «Постсекулярная концептуализация религии» // «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», 2012, № 2.
3. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. М., 2003; Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. М., 2011.
4. Беляев В.А. Критика интеркультурного разума: анализ ценностной структуры новоевропейского мира. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012;
5. Беляев В.А. К реконструкции новоевропейской рациональности: проекты покорения человека против проекта покорения природы. М.: КРАСАНД, 2011;
6. Беляев В.А. Интеркультура и философия. М.: ЛЕНАНД, 2014;
7. Беляев В.А. К идее интеркультуры // NB: Философские исследования. — 2013.-№ 5.-С.309-346. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.5.443. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_443.html;
8. Беляев В.А. Кризис интеркультуры и культурные ремиссии // NB: Философские исследования. — 2013.-№ 7.-С.580-617. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.7.557. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_557.html
9. Беляев В.А. Критика религиозного разума Ю.Хабермаса как часть критики культурного разума // NB: Философские исследования. — 2014.-№ 1.-С.20-64. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.1.10709. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_10709.html.
10. Беляев В.А. Конструируем критическую философию И.Канта как «философскую реформацию» и «кри-тику культурного разума» // NB: Философские исследования. — 2014.-№ 3.-С.60-99. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.3.11222. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_11222.html
References
1. Smotrite, naprimer, diskussiyu o “postsekulyarnosti”, razvernuvshuyusya na stranitsakh zhurnala «Konti-nent»: Kyrlezhev A. Postsekulyarnaya epokha // “Kontinent”, № 120 (2004 g.); Morozov A. Nastupila li post-sekulyarnaya epokha? // “Kontinent”, № 131 (2007 g.); Uzlaner D. V kakom smysle sovremennyi mir mozhet byt' nazvan postsekulyarnym // “Kontinent”, № 136 (2008 g.).
2. Kyrlezhev A.I. «Postsekulyarnaya kontseptualizatsiya religii» // «Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom», 2012, № 2.
3. Khabermas Yu. Demokratiya. Razum. Nravstvennost': Lektsii i interv'yu. M., 2003; Khabermas Yu. Mezhdu naturalizmom i religiei. M., 2011.
4. Belyaev V.A. Kritika interkul'turnogo razuma: analiz tsennostnoi struktury novoevropeiskogo mira. M.: Knizhnyi dom «LIBROKOM», 2012;
5. Belyaev V.A. K rekonstruktsii novoevropeiskoi ratsional'nosti: proekty pokoreniya cheloveka protiv proekta pokoreniya prirody. M.: KRASAND, 2011;
6. Belyaev V.A. Interkul'tura i filosofiya. M.: LENAND, 2014;
7. Belyaev V.A. K idee interkul'tury // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2013.-№ 5.-S.309-346. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.5.443. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_443.html;
8. Belyaev V.A. Krizis interkul'tury i kul'turnye remissii // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2013.-№ 7.-S.580-617. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.7.557. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_557.html
9. Belyaev V.A. Kritika religioznogo razuma Yu.Khabermasa kak chast' kritiki kul'turnogo razuma // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2014.-№ 1.-S.20-64. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.1.10709. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_10709.html.
10. Belyaev V.A. Konstruiruem kriticheskuyu filosofiyu I.Kanta kak «filosofskuyu reformatsiyu» i «kri-tiku kul'turnogo razuma» // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2014.-№ 3.-S.60-99. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.3.11222. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_11222.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.