по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2021
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
Содержание № 04, 2021
Знак, слово, речь, язык
Скоропад Т.А. - "«Ночь пожирателей рекламы»: Пелевин и Бодрийяр" c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.35552

Аннотация: Актуальность работы обусловлена тем, что реклама как особый язык коммуникации современного общества становится предметом исследования различных наук о человеке. Культурология как комплексная область гуманитарного знания, изучающая, в том числе, и социокультурный опыт людей, закрепленный в традициях и нормах, обычаях и законах, представлениях, оценках и действиях, также занимается изучением различных культурных феноменов. Анализируя избранную тему, автор преследует цель – осмысление феномена популярности рекламы как специфического маркера общества потребления. Для достижения поставленной цели автором проведено исследование феномена долговечности и популярности французского шоу «Ночь пожирателей рекламы». Методологической базой послужили описательный и системный анализ эмпирических фактов при изучении роли рекламы в постмодернистском обществе. Использовался компаративный метод при сравнении произведений Ж. Бодрийяра и В. Пелевина с позиции их критики общества потребления. Автор анализирует и характеризует современное общество потребления, трансформацию человеческих ценностей и важную роль, которая отводится рекламе в данном обществе. Проведя исследование и проанализировав полученные данные, автор приходит к выводу, что реклама становится частью повседневной культуры, она влияет на обыденную жизнь людей, участвуя в формировании системы ценностей, мышления, восприятия мира и себя в пространстве. В сознании человека реклама трансформирует информацию в образ и навязывает потребности, сферу интересов, демонстрирует идеалы, помогая формулировать цели.
Культура и культуры
Семенова О.В., Бутовская М.Л. - Связь родственной помощи бабушек и дедушек с удаленностью домохозяйств на примере России, США и Бразилии c. 10-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36197

Аннотация: Основные задачи исследования состояли в определении, оценке и сравнительном анализе родственной помощи в крупных постиндустриальных обществах. С этой целью в работе было реализовано кросс-культурное сравнительное исследование частоты родственных контактов в трех странах: России, США и Бразилии. Для осуществления поставленных целей в 2019 году посредством онлайн опроса были собраны количественные данные о вовлеченности бабушек и дедушек в воспитательный процесс внуков в России (N=620), США (N=308) и Бразилии (N=603). В опрос помимо основных биосоциальных демографических параметров вошли два целевых вопроса, касающихся частоты общения бабушек и дедушек с внуками. Интенсивные миграционные процессы и сопутствующее им дистанцирование домохозяйств двух поколений в исследованных нами странах существенно снижает долю традиционной помощи бабушек и дедушек в воспитании подрастающего поколения. Наши данные указывают на значимые отличия происходящих изменений в трех исследованных странах и на их связь с особенностями семейного уклада в различных странах. В частности, было показано снижение помощи бабушек и дедушек в бразильской выборке и сохранение высоких параметров помощи старшего поколения в России. В работе также были всесторонне проанализированы причины пониженной включенности в заботу о внуках бабушек и дедушек в Бразилии. Снижение частоты родственных контактов может быть связано с особенностями протекающих в Бразилии процессов интенсивной урбанизации последних нескольких десятилетий. В то же время полученные данные могут отражать глубинные процессы феминизации миграции из менее развитых регионов мира в более благополучные с экономической точки зрения страны. Фиксация и анализ наблюдаемых последствий ускоренных темпов урбанизации в Бразилии имеют прикладное значение для понимания дальнейших перспектив развития современной семьи.
Культурология и cultural studies
Смирнова Г.Е. - Русскоязычная община Британии сегодня: стереотипное восприятие, новые реалии и перспективы развития c. 34-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36213

Аннотация: Предметом данного исследования является русскоязычная община Британии в современном социокультурном контексте, которая традиционно характеризуется ярко выраженной национальной, культурной и социальной разобщенностью; объектом –русский мир Британии в контексте современных российско-британских взаимоотношений и социокультурного контекста страны проживания. Долгие годы отношение к выходцам из республик, входивших в состав СССР, языком общения которых является русский, определялось множеством стереотипов. Сегодня современные внешнеполитические изменения, ухудшение отношений между двумя странами, изменения законодательства Британии, Брекcит, с одной стороны, экономическое сотрудничество и культурный обмен между странами, с другой, оказывают влияние на жизнь общины, формируя новый контекст пребывания в инокультурной среде. Новизна исследования состоит в попытке оценить значимость современных процессов, проходящих в социуме, их влияние на облик, восприятие обществом и количественный показатель русской общины в Британии, что является крайне актуальным ввиду отсутствия подобного рода данных в исследовательской литературе. В результате историко-аналитического анализа материалов средств массовой информации, данных социологических опросов, законодательных и дипломатических документов становится очевидно, что количество русскоговорящих граждан, готовых сделать Британию местом своего проживание, значительно сократилось по сравнению с концом предыдущего столетия, перспектив увеличения их количества нет. Образ жизни этих людей тоже подвергся изменениям из-за введения новых законов на территории Британии. В условиях общего ухудшения политической ситуации неизменными остаются контакты в экономической и культурной сферах, создающие положительной образ России в глазах британцев, а также наличие инициатив по улучшению взаимодействия двух стран.
Культура и культуры
Хохлова Д.Е. - Сценография балета Дж. Ноймайера «Анна Каренина»: художественные аспекты авторской трактовки литературного первоисточника c. 47-58

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36233

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются художественно-постановочные решения, использованные Ноймайером при оформлении балета «Анна Каренина». Их выявление и анализ проводится с целью определения семантических доминант в трактовке сюжета Толстого и понимания идейного замысла автора, выступившего и хореографом, и сценографом. В ходе исследования использован комплексный подход. Применяя метод семантического анализа спектакля, автор основывался на принципах, разработанных теоретиками и историками хореографического театра Добровольской, Красовской, Лопуховым, Суриц. В процессе источниковедческого анализа использовались лекции, проведенные Ноймайером перед московской премьерой «Анны Карениной» (записи находятся в архиве автора); привлекались видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра. Также использовался метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Ноймайером над партией Кити). Минималистичное и легко трансформирующееся оформление балета Ноймайер насыщает образами-символами (стул, мешок, дверь, паровоз), а также использует такие постановочные приемы, как наслоение сцен и смена декораций в действии, обнажение структуры декораций, создание нескольких сценических планов, использование видеосъемки. Детальный семантический анализ сценографии, ставший основным инструментом исследования, позволил сделать вывод: в своей хореографической трактовке романа Толстого Ноймайер активно использует постановочные приемы, характерные для драматического театра, способствуя расширению спектра сценографических решений балетного спектакля. Также удалось выявить и расшифровать символику авторских выразительных элементов и образов, приблизившись к пониманию идейной концепции спектакля. Подобные результаты исследования могут оказать значительное содействие в дальнейшем изучении творчества Ноймайера.
Музыка и музыкальная культура
Серов Ю.Э. - Музыка балета «Двенадцать» Б. Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма 1960-х годов c. 59-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36269

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматривается первый большой балет композитора по поэме А. Блока «Двенадцать», заказанный ему в 1963 году выдающимся советским хореографом Л. Якобсоном для постановки в Кировском театре в Ленинграде. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма второй половины прошлого столетия, взаимоотношение музыки и поэзии в оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что «Двенадцать» Б. Тищенко – первый по-настоящему современный балетный спектакль в советском музыкальном театре. Особым вкладом автора в исследование темы является детальное изучение сочинений выдающегося отечественного композитора не становившихся до сих пор предметом пристального внимания со стороны музыковедов. Новизна исследования заключается в том, что автор показывает важную роль Б. Тищенко в общем процессе обновления отечественной симфонической музыки 1960-х годов на примере его раннего балета. Тищенко, развивая свои собственные художественные концепции, симфонизировал балетный спектакль, проложив в этом направлении дорогу многим советским композиторам.
Бочарова М.Ю. - Визуальные государственные символы Японии периода Мэйдзи как метки статуса c. 73-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.35261

Аннотация: Данная статья посвящена визуальной государственной символике Японии во второй трети 19 века (национальный флаг, личная печать императора, ордена и медали почета, знаки отличия в армии). Они будут рассматриваться как метки статуса. Узаконенные графические символы появились в истории страны впервые, собранные под влиянием европейской культуры и из актуализированных элементов «старой» японской культуры, в основном из родовых эмблем "мон". Здесь будут рассмотрены механизмы их появления и механизмы эволюции и вхождения в культурную среду на материале печатной тиражной продукции (почтовые открытки и гравюры стиля укие). Основным вкладом автора является комплексное рассмотрение государственной символики Японии конца XIX века как знаков статуса, что сделано впервые. Флаг, награду и эмблему императора использовали что бы прямо указать на свою принадлежность ведомству, как атрибут праздника или мероприятия, обозначить наличие власти и т.д. Для исследования использовались почтовые открытки, как источник редко применяемый к исследованиям политических символов, или только в ключе идеологии. Визуальные образы печатной продукции показывают и реальность использования государственных символов, и в рамках художественных приемов расширяют их способы применения как знаков.
Культура и культуры
Шигурова Т.А. - Женский костюм мордвы-мокши Инсарского уезда Пензенской губернии середины ХIХ века: локальные особенности c. 91-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36337

Аннотация: В статье показано своеобразие локального варианта традиционной одежды мокшанских женщин, проживавших в середине ХIХ в. в селах Левжа, Перхляй, Сузгарье Инсарского уезда Пезенской губернии. Характерные черты женского костюма рассматриваемого периода отражены в письменных источниках Русского географического общества (далее – ВОО «РГО»). Актуальность исследования определяется отсутствием специальных работ по данной теме, а также попыткой реконструкции элементов одежды, бытовавшей в середине ХIХ в. – первом временном периоде, используемом для картографирования материальной культуры мордовского народа. Объектом исследования является традиционный женский костюм мордовского народа, предметом – локальные особенности женского костюма мордвы-мокши Инсарского уезда Пензенской губернии середины ХIХ века, характеризуемые сочетанием кроя рубахи, оригинальной манеры ее ношения с комбинацией поясных украшений-подвесок и набедренных полотенец. Цель работы – анализ локальных особенностей женской одежды мордвы-мокши середины ХIХ в. и тех изменений, которые произошли с ней в ХIХ – начале ХХ века. Новизна работы состоит в использовании до сих пор не опубликованных рукописных материалов ВОО «РГО», которые могут быть полезны для реконструкции исторического костюма мокшанских женщин исследуемой территории. В статье использованы методы интерпретации письменного источника, сравнения, сопоставления данных, анализа содержания, синтеза знаний, а также сравнительно-исторический метода. В результате исследования установлено, что в ХIХ в. традиционный женский костюм населения исследуемой местности был уникальным явлением материальной культуры, отражающим сложные процессы этногенеза мордовского народа, трудолюбие женщины, результаты ее творчества, национальный эстетический канон. Охарактеризована манера ношения женской рубахи с напуском. Сочетание базовых элементов локального комплекса (рубахи и нижней поясной одежды) представляло женщинам возможность носить рубаху коротко, что не стесняло их во время движения и физической работы.
Любивая И.Ю. - Своеобразие театральной мемуаристики Т. Л. Щепкиной-Куперник c. 106-115

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36299

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является мемуарное наследие Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник. Новизна работы заключается в том, что прежде никто не посвящал отдельные исследования театральным мемуарам Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник. В данной работе мемуаристика Т.Л. Щепкиной-Куперник рассматривается как часть истории русского театра, что даёт возможность исследователям определить вклад автора в российское театроведение. Цель данной работы - привлечь внимание читателей и исследователей к мемуарному творчеству Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник и показать роль её театральных мемуаров в российском литературоведении и истории русского театра. В статье анализируются основные особенности мемуарного наследия автора: стилевое своеобразие, внимание к деталям театрального быта, мастерство пластического портрета; выявляются интереснейшие и редкие факты о великих людях искусства и театральных событиях конца ХIХ – начала ХХ века. В статье делается вывод о том, что воспоминания Щепкиной-Куперник представляют собой богатый источник по истории театра России. Детали театрального быта, проникновенный анализ игры актёров, портреты выдающихся деятелей русской и зарубежной культуры – всё это делает мемуарное наследие автора бесценным материалом, способствующим изучению российского театрального искусства.
Гендерные исследования
Волкова В.Б. - Репрезентация сексуальности в рекламных кампаниях джинсов бренда Calvin Klein (1980–2016-е гг.): гендерный подход c. 116-133

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36304

Аннотация: В данной статье предметом исследования являются средства репрезентации сексуальности в рекламных кампаниях джинсов бренда Calvin Klein (1980–2016-е гг.). Объектом исследования является эксплуатация гендерных стереотипов маскулинности/феминности в рекламе как способ манипулирования массовым сознанием с целью решения маркетинговых задач. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить рекламные стратегии бренда Calvin Klein в период с 1980-го по 2016-1 гг. и приемы репрезентации сексуальности для эффективного воздействия рекламы на целевую аудиторию.Автор анализирует по декадам рекламные кампании джинсов бренда Calvin Klein за последние сорок лет, обнаруживая способы суггестивного воздействия на потребителя для продвижения товара. Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующем: во-первых, избирая провокацию как стратегию рекламных кампаний начиная с 1980-го г. по настоящее время бренд Calvin Klein использует различные приемы суггестивного воздействия на реципиента, программируя его потребности, определяя его поведенческие установки, тем самым манипулируя общественным сознанием. Во-вторых, кинесические, проксемические, колористические, фонационные, речевые средства репрезентации сексуальности, использованные данным брендом, свидетельствуют об эксплуатации гендерного стереотипа маскулинности/феминности для эффективного воздействия рекламы на целевую аудиторию. В-третьих, рекламные кампании джинсов Кельвина Кляйна на протяжении сорока лет отличаются преимущественно схожими стратегиями, призванными посредством эпатажа решать маркетинговые задачи. Новизна исследования заключается в том, что выявленные приемы провокации в рекламах от Calvin Klein, основанные на эксплуатации гендерных стереотипов, позволили создать «портрет» бренда, увидеть закономерности в организации рекламных кампаний.Особым вкладом автора в исследование темы является анализ средств репрезентации сексуальности, используемых в рекламе джинсов, приемов воздействия на реципиента посредством вольной интерпретации гендерных стереотипов, а также манипулятивных способов создания PR-кампаний Кельвина Кляйна.
Культура и культ
Макеева В.И. - Коринфский культ детей Медеи c. 134-142

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36407

Аннотация: История Медеи и её детей известна нам прежде всего как история матери, убивающей собственных детей ради мести мужу. Чаще всего мы вспоминаем её по одноимённой трагедии Еврипида. Однако, у разных авторов можно встретить другие обстоятельства гибели детей. В этих вариациях истории Медея напрямую не убивает детей, но, видимо, косвенно становится причиной их гибели, пытаясь, наоборот, защитить их от смерти. По одной версии она пытается сделать их бессмертными, но её попытки оканчиваются неудачей. Хотя, фактически, дети Медеи всё же приобретают своё бессмертие — в культе.   Другая версия связана с виной коринфян. Дети ищут спасения в храме Геры Акрейской, где их убивают разгневанные коринфяне. Эта история соответствует образцу, который обычно встречается в мифах, связанных с культами искупления. За убийством следует наказание сообщества – мор, обращение к оракулу, требуются успокоительные жертвы и установление постоянного культа. Анализ составляющих культа и сравнение с другими культами, которые состоят из смешения обрядов посвящения и героических подношений, позволяет предполагать, что коринфский культ детей Медеи был связан как с трауром, требующим искупления и оплакивания, так и с обрядами посвящения.
Культура и культуры
Рыжков К.Л. - Интернет-мемы как новое социально-культурное явление c. 143-150

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36432

Аннотация: Предметом исследования является феномен интернет-мема как явления в современной культуре, объектом исследования является изучение глобальной интернет-среды, в рамках которой существует рассматриваемое явление. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: роль интернет-мема в культуре в контексте глобализации и развития Интернета, коммуникационную функцию интернет-мема в современном обществе, а также применение интернет-мемов как информационных и смысловых сигналов, в рамках которого оказываются влияние на существующие медиа-рынки. Особое внимание уделяется взаимосвязи интернет-мема как культурного объекта и интернета как глобальной среды, обеспечивающей коммуникацию людей по всему миру.   Основными выводами проведенного исследования является определение интернет-мема, обозначение его роли в современной жизни общества, а также анализ его места в культурной сфере. Особым вкладом автора в исследование темы является выявление и описание механизмов влияния интернет-мемов на медиа-рынки, а также рынок и информационное поле новостей, рекламу, маркетинг, пропаганду. Значение имеет и анализ автором становления интернет-мема не только как результата творчества, но и как коммерческого продукта, средства информационных манипуляций. Новизна исследования заключается в рассмотрении и анализе тех аспектов интернет-мемов как явления, которые приобрели особую актуальность только в последние несколько лет, что подтверждается активным вниманием к ним со стороны бизнеса и государства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"